У нас учебный год подходит к концу, в июле останется только половина уроков.
И сейчас я уже немного могу оценить результат долгого квеста под названием «учимся писать сочинения».
Готовились мы в несколько этапов:
1.
Написание списков.
2.
Свободный текст. О нём писал, например, Рустам Курбатов в «Школе в стиле ЭКШН». Текст, который можно писать без правил и не обращая внимания на ошибки. Лучше по ссылке почитать, там подробнее.
3.
Описание картинки, эмоциональное восприятие изображения. Когда я показываю вот эти рабочие листы мне часто говорят, что описывать можно любую картинку, хоть черно-белую иллюстрацию в книжке. Речь идет не столько об описании картинки, сколько о попытках почувствовать себя там и рассказать в письменной форме (мы же писать сочинения учимся), что чувствовал, какие там звуки, запахи и т.д.
4. Составление плана. Если тема называется «Как вырастить и воспитать домашнего динозавра», о чём мы можем написать? Режим дня динозавра, чем и сколько раз в день мы его кормим, где и когда гуляем, какие игрушки ему покупаем, чему учим, как и во сколько укладываем спать. Мы также рассказываем о том, как он выглядит, чем пахнет и какой он на ощупь (см. п 2)-))))
Составляем план в режиме мозгового штурма, меняем пункты местами, переставляем (для этого удобнее всего записать пункты отдельно на полосках бумаги и расставлять их в правильном порядке на столе или на доске).
5. Насчёт правильного порядка. Нам обязательно нужна более-менее четкая структура и композиция. Завязка, кульминация, развязка: как все начинается, как развивается и чем заканчивается. Здорово помогают упражнения из разряда «расставь картинки в правильном порядке, чтобы получился рассказ» или составление алгоритма:
Отсюда (Информатика, 2 класс)6. Собственно сочинение.
В процессе я поняла, что не всем детям, но некоторым очень нужны образцы текстов. С билингвами редко работает правило: много читай и будешь хорошо писать и говорить. Каждый навык приходится прорабатывать отдельно, и вначале перед написанием текста на определенную тему ребенку может понадобиться несколько текстов на ту же тему. Не просто хорошие тексты о жизни, а тексты именно на ту же тему. Т.е. если вы хотите, чтобы ребенок написал сочинение на тему «Как я провел лето», то лучше всего, если раз в неделю он будет получать по почте, находить в запечатанной бутылке, под подушкой и в кармане письма от разных персонажей с историей о том, как же они провели лето. После того, как он узнает о том, как провели лето Золушка, Баба Яга, Стич, капитан Джек Воробей и роботы-трансформеры, он и сам легко расскажет о своих каникулах.
Получается, что подготовительной работы очень много. У нас параллельно со всеми остальными задачами на нее ушел почти целый учебный год. Но это навыки, которые уже непросто будет потерять.
Отсюда