Это всегда такой сложный момент - переходить на «взрослую» лексику тогда, когда и базовой еще не хватает. Перед уроком мама одной ученицы рассказала, что дочка смотрела русскую детскую передачу в интернете, и там дети играли в ассоциации. Дочка 15 минут пытала маму вопросами о том, что такое ассоциации, мама сдалась быстрее дочки и перенаправила вопрос ко мне. Я верю в постепенное повышение сложности, редко вижу хоть какой-то смысл давать сложные понятия ребенку на начальном уровне, но задание на следующий урок подготовила. И у нас неожиданно получился лучший урок месяца. Группа - 8-10 лет, русский язык ограничивается школой, дома разговаривают по-японски, но обычно есть русское ТВ.
Все очень просто. Подсчитываем, сколько дней осталось до лета и записываем, «о чем вы вспоминаете, когда слышите слово «лето»?» Записали половину слов в больших облачках. Потом короткое объяснение, что все это называется ассоциациями, и все следующие вопросы уже без «воспоминаний», в 2-х вариантах: «Какие еще у тебя ассоциации с...?», «Что ассоциируется с...» Потом берем каждое слово в отдельности и вокруг подписываем ассоциации к нему.
Что я не делала?
- не заставляла детей писать самостоятельно, записывала идеи под диктовку, а потом просто отдала раскрасить;
- не заставляла проговаривать новое выражение (которое выговорить японоговорящим физически тяжело);
- не давала упражнений на отработку;
Мне кажется, для начала просто восприятие на слух будет полезным. А в глубокий пассив новые выражения не уйдут, потому что дети настаивают на продолжении игры. Ведь еще так много слов, к которым можно подбирать ассоциации-)
Но я хотела рассказать еще о том, на что раньше почему-то не обращала внимания. Мы делаем разминку, warm-up - выключаем японский, включаем русский и плавно на него переходим. В группе помладше делаем «зарядку для хвоста» - артикулляционную гимнастику, чтобы включить русские звуки. А почему-то логику на русском включать забываем.
Поиск ассоциаций не только подгружает редко используемую лексику, это логическое упражнение, оно помогает начать «думать» по-русски. В результате на игру у нас ушло 15-20 минут, и мы вернулись к текущей теме. В результате такой сосредоточенности и «здоровой тишины» (когда дети внимательно слушают и аккуратно работают, а не тихонько спят) у нас не было давно. Игра-то легкая, но из-за взрослых сложных слов кажется непростой. Мы справились, и теперь безумно уверены в своих силах, что нам какие-то притяжательные местоимения в винительном падеже.
Так что мне теперь для себя задание - к играм на лексику и коммуникативные навыки добавить хорошие логические. Осталось придумать что-нибудь интересное, потому что «найди лишнее слово», «чем похожи-чем отличаются» и прочее по ключевым словам «логические игры на уроках русского языка» детей не вдохновляют.
Кстати, вот
такая игра у нас есть, но результата нет никакого. Потому что дети не придумывают свои ассоциации, а просто выбирают из предложенных картинок. Вообще никакого эффекта.
Большая картинка: