5 принципов распределения сил и времени, когда мы чему-то учимся

May 08, 2015 07:20




Автор - Артур Думчев, рекордсмен «Книги рекордов России», помнит число Пи с точностью до 22 528 знаков после запятой. * 12 законов памяти - это его мысли.

1. Чередуйте предметы вашего изучения. 1) нам обычно надоедает заниматься на протяжении длительного времени чем-то одним, в связи с чем пропадает мотивация и интерес к теме.
2) при чередовании снижается воздействие законов ретро- и проактивного торможения, то есть влияния одной запомненной информации на другую. про это * 12 законов памяти
3) при таком подходе изучение каждого отдельно предмета растягивается во времени - то есть информация будет дольше присутствовать в нашей памяти, чаще повторяться и закрепится лучше.
Чтобы улучшить качество запоминания при чередовании изучаемых предметов, важно, чтобы эти предметы отличались друг от друга - как игра на музыкальном инструменте и иностранный язык.

2. Используйте короткие сессии для повторения и развития отдельных навыков. Я постоянно (интервально) повторяю только ту информацию, которую хочу уметь вспомнить моментально - например, какой-то факт, который может понадобиться мне для аргументации, или иностранные слова, которые я буду употреблять. За короткую десятиминутную сессию мозг не успеет войти в контекст. Но поскольку в повседневной жизни эта информация понадобится моментально, то и повторять ее нужно, пытаясь вспомнить вне контекста и сразу. * Запоминаем методом Интервальных Повторений

Навыки удобно развивать короткими сессиями, потому что для формирования навыка входить в контекст не нужно. Возвращаясь к примеру с тренажерами печати - час занятий в день можно разбить на 3-6 коротких сессий, которые можно рассматривать как отдых. * про "входить в контекст" у меня был пост * Раскрутка тяжелого маховика иностранного языка

3. Используйте длинные сессии для обучения. Длинными я называю сессии, длящиеся от 20 минут до полутора часов. Изучение иностранного языка или математики требует вхождения в контекст - вашему мозгу нужно разогреться, приспособиться к определенному типу деятельности, разогнаться. Некоторые правила следует сразу отработать до автоматизма, чтобы не забыть их к следующему занятию. Сессии короче 20 минут, как правило, не позволяют вам ощутить прогресс, почувствовать движение вперед - соответственно, снижается ваша мотивация.

* я не согласен насчет 20 минут. для иностранного языка это минимум 40 минут. максимум для среднего человека - 90 минут. поэтому пары в универе длились столько.
почему так в посте * Раскрутка тяжелого маховика иностранного языка

Мы привыкли ругать школу за качество обучения. Тем не менее, по части составления расписания школа использует все известные принципы организации времени для лучшего усвоения информации:

- Предметы распределяются равномерно в течение недели. Например, три урока математики не поставят в один день, а поставят их на понедельник, среду и пятницу.
- Если по каким-то причинам приходится поставить в один день два урока по одному предмету, то их стараются не ставить друг за другом.
- Сложные предметы обычно чередуются с легкими. После математики ставится ОБЖ, труд, ритмика или музыка.
- Чередуются предметы разных видов деятельности. После физики могут поставить физкультуру, после физкультуры литературу.
- Часть работы даётся на дом, чтобы ещё лучше распределить нагрузку в течение недели.

Школу можно много критиковать, но составлять расписание в школе умеют хорошо.

* а кое-кто школу за такие лоскутки уроков - критикует, говоря, что это ведет к развитию "клипового сознания", и это типа плохо. это кто-то - не кто-нибудь, а профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская. я делал важный пост её соображений и моих мыслей по теме * Чем поколение селфи умнее нас и что такое элита

4. Используйте «горячее время» после пробуждения и перед сном. Очень важно использовать время для обучения перед сном. Наверное, вы помните со школьных времен, что если учить стихотворение на ночь, то к утру оно хорошо осядет в памяти. Поскольку перед сном не хочется возбуждать нервную систему - а именно это происходит, когда мы смотрим на яркий монитор, - стоит использовать бумажные материалы для обучения.

Удобно заниматься за завтраком - например, посмотреть какое-нибудь обучающее видео или повторить карточки в Anki.

* хотя все знают про "когда я ем, я глух и нем", я лично почти ем сидя за компьютером. я очччень ценю свое время. это не мешает мне наслаждаться едой.

5. Планируйте время отдыха. Если вы планируете посмотреть фильм, поиграть в футбол или поспать, используйте это время с умом. Например, если позволяет расписание, оставьте время для отдыха в середине дня. В некоторых компаниях, например, в The Huffington Post, сотрудники могут в течение рабочего дня лечь вздремнуть. Даже очень короткий пятнадцатиминутный сон позволяет заметно увеличить производительность - почему не воспользоваться этим?

* мне не нужно ходить в офис и там проводить по 8 часов 5 раз в неделю. поэтому я ложусь на 15-40 минут в дневное время. даже если нет сна, полудрема отлично перегружает мозг и тело. кстати, на северном флоте, где я служил, полтора часа после обеда было временем отдыха, когда официально можно было спать на коечке. молодых это не касалось, однако. если кому интересно * Почему не выводится дедовщина, кто виноват

Интервальное распределение идей в литературе. Некоторые авторы специально пишут так, что читатель непроизвольно запоминает. Например, в книге «Гении и аутсайдеры» Малькольм Гладуэлл делится рядом идей, которые развиваются циклически: одна переходит во вторую, вторая в третью, третья в четвертую, затем происходит возврат к первой. Важные идеи и мысли встречаются несколько раз на протяжении книги, так что вероятность их запоминания значительно увеличивается.

Например, в восьмой главе рассказывается о том, как сложно добывать рис, и о математических способностях азиатов. Далее предполагается, что эти две вещи могут быть связаны. Потом Гладуэлл возвращает читателя к примеру из главы седьмой, затем разбирает новые идеи, ссылаясь на примеры глав пятой и второй, и, наконец, связывает все воедино заключительными идеями, возвращаясь к рису и азиатам.

(с) источник * так нужно ВСЁ преподносить!
* 5 самых важных принципов эффективно обучающей системы

* Как выучить что угодно за 20 часов - 4 принципа
* 22 способа справляться с делами быстрее (с) Quora.com
* Нейропсихолог о раннем развитии, когда с 3 лет учат читать-писать-считать
* 5 ошибок тех, кто ставит себе цели на год * Миф про 10000 часов к совершенству

Самостоятельное Изучение Английского

Previous post Next post
Up