* в один из солнечных октябрьских дней 1998 года группа студентов-первокурсников сидела на лавочке, болтая о том о сем во время перерыва. метрах в 10 мимо них с гордым прошли 6 четвертокурсниц ин-яза. Марина С. задумчиво изрекла: "везет им, они уже так много знают. скорей бы и нам оказаться на 4-м курсе". я ничего не сказал Марине, просто перевернул страницу книги с адаптированной повестью на испанском и продолжил свое дело.
В последние годы одним из самых стойких стереотипов психологии стал миф о «правиле 10 000 часов», согласно которому именно столько времени нужно инвестировать в какую-либо деятельность, чтобы достичь значимого успеха. T&P публикуют конспект *
статьи на Brain Pickings, развенчивающей этот стереотип и предлагающей более сложную и действенную схему движения к совершенству.
«Правило 10 000 часов», которое якобы может сделать любого человека крайне успешным в любой области, стало своеобразной священной заповедью, постоянно повторяющейся на различных веб-сайтах и мастер-классах. Беда этого правила в том, что оно правдиво лишь наполовину. Если вы, допустим, новичок в игре в гольф и постоянно совершаете одну и ту же ошибку, 10 000 часов практики не улучшат ваш уровень мастерства. Вы по-прежнему будете простофилей, просто более опытным.
Механическое повторение действий не принесет профессионального роста, зато можно приблизиться к цели, если раз за разом регулировать выполнение задачи. Секрет постоянного совершенствования -- не в количестве времени, вложенного в дело, а
в его качестве. Это звучит просто и достаточно очевидно, но мы по-прежнему часто рассчитываем на успех, основываясь только на количестве времени, которое мы инвестируем в решение той или иной задачи.
* в 8-м классе средней школы я год ходил к кружок пулевой стрельбы: когда делаешь первый выстрел, всегда вносишь поправку в настройку прицела. если этого не сделать, все имеющие пули пойдут в "молоко".
Основным фактором успеха является осознанная практика - постоянное обучение, на котором вы концентрируетесь целиком, руководствуясь указаниями квалифицированного эксперта, тренера или наставника. Этот подход принципиально отличается от подхода к измерению успеха только по количеству часов, затраченных на обучение.
* таким наставником может быть очень хороший учебник. метод собственных проб-и-ошибок не так эффективен, как я про него думал в возрасте 20+
Обратная связь - необходимый элемент, который позволяет нам определить свои ошибки, обнаружить источники их возникновения и исправить их. Так зеркало помогает балеринам в тренировках. В идеале обратная связь должна следовать от эксперта в вашей области - если у вас нет такой обратной связи, вы едва ли вы добьетесь успеха. Также важно мыслить реалистично. У мечтаний есть свои творческие преимущества, но в контексте целенаправленной практики они только разбавляют эффективность процесса.
Как только вы привыкаете к делу, которое когда-то было для вас новым, вы начинаете делать его на хорошем уровне автоматически. Здесь вы рискуете стать заложником «окей-плато», перестав расти и застряв на каком-то уровне развития. Если вы собираетесь достичь гениальных успехов, пора переходить от автопилота обратно, в фазу активного внимания.
* Этап 2. Стабильное плато. Новичок доходит до предела своих способностей на сегодняшний день. Большинство информационных моделей выучены и есть знания. Нет комплексных умений - их надо развивать, отрабатывать до навыков. Показатели перестают возрастать, а Реальность начинает потихоньку расходиться с Ожиданиями, как это видно на кривой. На этом этапе одного энтузиазма недостаточно. Это точка с которой количество должно начать переходить в качество.
Этап 3. Провал. В самом драматическом варианте Ожидания и прогноз роста сильно расходятся с Реальностью и текущим положением. В какой-то момент это ясно становится видно, понятно. Наступает разочарование, происходит падение всех показателей работы. Человек уже реально оценил, чего стоит и кривая Ожиданий становиться ровной. Реальность же катастрофически падает. И вот здесь наступает разветвление сценариев, которое зависит от самого человека... начала и продолжение в посте *
Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа Любители часто довольствуются 50 часами практики - будь то катание на лыжах или вождение - они добираются до стадии «хорошо, но достаточно», достигнув того уровня производительности, при котором они могут совершать требуемые действия с легкостью. Они больше не чувствую потребности в концентрированной практике и довольствуются повторением того, что уже узнали. В таком случае неважно, сколько еще они будут практиковаться, их прогресс будет незначительным.
* совершенно ответственно заявляю, что в деле освоения английского языка, вам с головой хватит этих 50 часов, чтобы комфортно чувствовать себя в недельном отпуске за границей - покупать товары и услуги и вести беседу на бытовую тематику с симпатичными вам туристами из других стран *
Как самому английский учить, чтоб мочь говорить - мой опыт 11 языков изучения, 12 лет преподавания Настоящие эксперты, наоборот, продолжают уделять внимание делу, намеренно противодействуя желанию мозга автоматизировать процессы. Они активно сосредотачиваются на том, что делают неидеально, исправляют то, что не получается, и никогда не прекращают учиться. Если они начинают двигаться по инерции и останавливают свои «смарт-практики», то они тут же попадают в плато, где их навыки больше не развиваются.
* такое становится возможным лишь когда любишь сове дело: оно большую часть времени вращается в голове, выстраиваясь в четко работающую систему - даже если речь идет не об иностранных языках. я работал на заводе пару лет за разными станками. и любил заточное дело, в котором у меня 5-й (наивысший) разряд. кстати *
Как выбирать ножи для кухни и походов - и как их далее уберечь - мои советы Но даже если вопрос качества решен, вопрос количества все равно остается открытым. Сколько же осознанной практики достаточно для достижения совершенства?
Считается, что для чемпионов мирового класса - будь то тяжелоатлеты или пианисты - практика должна составлять около 4-х часов в день. Это позволяет иметь и достаточное время для совершенствования навыков, и достаточное время для отдыха и восстановления физической и психической энергии. Оптимальная практика поддерживает оптимальную концентрацию. (с)
Источник *
5 вещей, с которыми не справится наш мозг *
14 упражнений для стимуляции работы мозга*
30 признаков всесторонне развитого ребенка. EN *
5 странностей Леонардо да Винчи*
5 ошибок тех, кто ставит себе цели на год *
Как найти свой Икигай