Законы * установки * осмысления * предшествующих знаний * ярких впечатлений * ретроактивного торможения * проактивного торможения * действий * интереса * повторения * одновременных впечатлений * края * незавершения
1. "Закон установки". Ставьте установку перед началом работы. Представьте, что два человека в течение одного и того же времени запоминают одинаковую информацию. Одного из них попросили запомнить на неделю, а второго - только на час. Как вы думаете, какие результаты будут при проверке - сразу после запоминания? Тот, кто ожидает проверку через неделю, значительно лучше справится с заданием. Это доказано опытным путем. Поэтому, если что-то нужно запомнить на завтра, можно дать себе установку запомнить на месяц вперед.
2. "Закон осмысления". Понимайте суть. Чем понятнее суть и логика предмета, тем легче его запомнить, потому что происходит приближение процессов восприятия к процессу мышления. Вот простейший пример: чтобы запомнить фразу «Дерепан модаз еинетч», нужно найти способ сделать ее понятной. Например, прочесть наоборот. Найденный скрытый смысл, логика и закономерности изучаемого предмета облегчают запоминание. Понял - значит запомнил. * понял - значит сделал продолжением прошлого опыта:
3. "Закон предшествующих знаний". Используйте свой багаж. Чем больше
предшествующих знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается вся новая информация по этой теме. Новое связывается с уже известным, опирается на имеющийся фундамент. Перед работой с новым материалом целесообразно заранее вспомнить все, что уже известно по этой теме. Таким образом мозг подготовится к новой информации и сформируется своеобразная установка на ее ожидаемый тип. * по этой причине ВСЕГДА нужно сначала выстраивать каркас, видеть основные узлы и каналы СИСТЕМЫ. в иностранном языке это -
выстраивание грамматической сети.
4. "Закон ярких впечатлений". Подключайте эмоции. Чем ярче впечатление от какого-либо события, действия или текста, чем оно необычнее, чем больше каналов восприятия задействовано, то есть чем более значима информация, тем прочнее будет запоминание. Можете проверить это самостоятельно, обратившись к детским воспоминаниям. Укус пчелы, первый день в школе, первый поцелуй и прочие неординарные события не забываются почти никогда. Чтобы использовать этот закон, можно сознательно вызывать дополнительные эмоции к запоминаемому. * мой пост
создаем и поддерживаем эмоциональный фон.
5. "Закон ретроактивного торможения". Делайте перерывы. Последующее запоминание тормозит предыдущее. Особенно сильно этот закон действует, когда новый материал схож с только что запомненным. Происходит это потому, что наша память не абстрактна, а имеет материальные структуры в виде нейронных связей, которым нужны время и энергия, чтобы сформироваться. Обратите внимание на перемены между уроками в школах. Они позволяют ученикам развеяться, а полученной информации - уложиться в голове. Имеет смысл делать перерывы между занятиями. Также хорошо запоминать что-то перед сном. *
как вы ИС-ПОЛЬЗУ-ете лучшее время дня? 6. "Закон проактивного торможения". Чередуйте дела. Из-за заученного ранее материала происходит забывание нового. Влияние тем сильнее, чем больше сходства с предыдущей деятельностью. Если вы пять часов занимались философией Фихте, а потом без всякого отдыха перешли к Канту, то мысли Канта в вашей памяти могут спутаться - и, скорее всего, спутаются - с мыслями предыдущего философа. Информация особенно хорошо запоминается по утрам.
7. "Закон действий". Применяйте на практике. Информация, которой мы пользуемся, вовлекаем в деятельность, применяем на практике, запоминается лучше. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно произвести над ней какое-нибудь действие: найти взаимосвязи, сопоставить, подсчитать или как-то использовать. * мозг никогда не станет надолго запоминать то, чему не видет практического применения:
8. "Закон интереса". Ищите пользу. То, что нам интересно, мы запоминаем намного быстрее и легче. Как и предыдущий, этот закон тесно связан со значимостью информации, только теперь эта значимость, или важность, определяется сознательно. Болельщик легко запомнит счет матча, имена отличившихся футболистов, количество желтых карточек и т. п. Чтобы искусственно вызвать интерес, можно, например, задавать себе вопросы перед чтением: «Зачем мне нужна эта информация? Какую еще пользу она принесет?» Желательно к тому же ответить на эти вопросы.
9. "Закон повторения". Повторяйте правильно. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается. *
Запоминаем методом Интервальных Повторений 10. "Закон одновременных впечатлений". Заходите с фланга. Информация запоминается не изолированно. Все происходящее в одно и то же время находится в одном и том же «шкафчике» в памяти. Запах или обстановка могут вызывать в памяти определенные события. Если что-нибудь не удается вспомнить, нужно вызвать в памяти максимум одновременных - смежных - впечатлений. Также этот закон используется в НЛП в техниках якорения. Суть следующая. Если вы дотронетесь до плеча человека, когда он в очень хорошем настроении, то создадите якорь этого состояния. Когда вы захотите активировать этот якорь, то есть искусственно вызвать хорошее настроение, то нужно будет снова дотронуться до плеча.
11. "Закон края". Лучше много раз помалу, чем помногу мало раз. Лучше всего запоминается информация, полученная в начале и конце. Подумайте о какой-нибудь книге, фильме или разговоре - начало и конец всегда отчетливо выделяются в памяти. Начало, конец и некоторые яркие моменты. Поэтому ежедневные занятия, по часу каждое, предпочтительнее, чем одно в неделю длиной в семь часов. * много-мало - понятия относительные. оптимальная продолжительность урока 45-60 мин, почему - в посте
12 принципов изучения английского языка.
12. "Закон незавершенности". Незавершенные действия, фразы, тексты запоминаются лучше. Наше воображение старается завершить их самостоятельно, поэтому происходит автоматическая интеллектуальная работа с материалом, и... )) * потому что мы САМИ делаем формуливку и увязывание нового с уже известным. по этой причине в университете я никого не писал под диктовку - записывал сказанное своими словами. (с) Артур Думчев,
источник, * плюс мои дополнения.
*
Если не в столбик, то как иначе учить слова *
Облегчает понимание и запоминание - mind map*
20 rules of formulating knowledge in learning *
Проверьте оперативную память своего мозга. Тест. EN