Чем поколение селфи умнее нас и что такое элита

Apr 07, 2015 15:59


Интервью с доктором психологических наук плюс мои размышления по теме.



- Современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие? [- Клиповое мышление...].
- Клиповое мышление: молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал - очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, иначе смотрят на мир. Их восприятие - не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

- Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?
- Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.


- И чем это объясняется?
- Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

* вот! умение расставлять акценты, видеть ключевые точки и взаимосвязи между ними - это нужно делать прежде всего, а потом уже пойдут рюшечки и прибамбасы. по этой причине я люблю логическую разбивку информации с выделением ключевых элементов. за последние 5 лет я наверное книг 10 новых прочитал, зато перечитывал много старых и тысячи статей в интернете: в книгах любят ходить вокруг да около. * как я выбираю книги и далее работаю с ними

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

* внимание! "определенное количество миллисекунд". я уверен, картинок был целый ряд. 40-летние старперы раз в 10 меньше информации смогли бы взять в таких условиях.



На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю - другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот - и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

- А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?
- В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20-35 лет, можно сказать, находится на стыке.

- Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?
- Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

* монотонный и последовательный объем информации - объясните мне, что в этом замечательного? - тратить на понимание общего смысла в 20 раз больше ресурсов.

- А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?
- Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового - людьми экрана.

- И что для них характерно?
- Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то - в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель - скорость.

- Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?
- Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

* можно подумать 40 лет назад одни гении после школ и ВУЗов выходили. нужно уметь совмещать: клиповое мышление для быстрйо примерной оценки, чтобы решить - стоит ли копать глубже или нет. далее начинаем устанавливать логические цепочки.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример - основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

* здесь я согласен, важность гаджетов переоценена. я свои учеников учу по листочкам бумажным и электронным, где информация в Ворде набрана или схематично моей рукой нарисована. пока мы не вышли на средний уровень владения языком, не стоит зарываться в разные приложения для гаджетов, для среднего уровня и ниже - я ничего толково не видел.

- Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?
- Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

* очень многое ВСЁ зависит от возраста души человека. это удвивительно, но сколько же много профессоров не могут осознать этот столь важный самый важный аспект человека: большая часть людей проживает первую жизнь. остальные от 2 до 10422 жизни на Земле. почувствуйте разницу! "очень небольшой процент", о ктором так любят говорить, получил свои знания и умения в сотнях и тысячах жизней, а в этой - лишь активировал. а вы думали почему мне языки так легко пошли? в прошлых жизнях работал!
когда я в школу пошел, родители вообще никак не контролировали мой процесс обучения. я четко помню - потому что волновался, вдруг что не так пойдет - 2 сентября моего 1 класса - родители ушли на работу, я сам по будильнику проснулся приготовил завтрак на газовой плите, пошел в школу. в обед пришел домой, сам открыл ключом дверь, сделал обед, и за уроки.

- В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?
- К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

* По данным исследователей меньше 20% людей в России обладают полноценным понятийным мышлением. Сейчас в школах принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом. Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир" - бессмысленная окрошка, в виде рассказов о природе без всякой логики. Вместо истории цивилизаций "История в картинках" что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей, с прыжками в пространстве и времени.
Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем". Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.
- Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится? - Там всё по-разному... * Без понятийного мышления -> Пропасть между умными и глупыми

- Насколько я понимаю, клиповое мышление - это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
- Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее. (с) Источник

Рассказывала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская. * в таком же ключе излагал * Умберто Эко в письме своему внуку "О потере памяти"

* и статья называется " Рада Грановская: Люди с клиповым мышлением элитой не станут". это похоже на то, как работающие на бюджетном окладе преподаватели пытаются учить действующих предпринимателей, что им стоит и чего не стоит делать для продвижения своего бизнеса. кто такая Грановская? она часть элиты? нет, конечно. вот толкование Википедии, но я с ним не согласен.
Эли́та (от лат. eligo, англ. фр. élite - избранный, лучший) - совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

* элита - это люди, которые оказывают максимальное влияние на максимально большие группы людей. о теперешних министрах через 15 лет все забудут. а Павел Дуров чем старше будет становиться, тем более читаемыми будут его интервью. после смерти его ещё долго будут цитировать.
чтобы стать элитой нужно прежде всего заключать союзы. человек может быть на вид серым мышонком, но если он сможет свести вместе самых умных и богатых, он сможет стать частью элиты. помимо умения быстро и глубоко оценивать людей и ситуации, для этого нужен достаточный уровень харизмы и включенность в планы Судьбы. * 5 аспектов харизмы и как её развить - мои мысли и популярных журналов

это тоже относится к теме * Мне всегда было непонятно, почему худшие из мужчин
вызывают интерес у лучших женщин. (с) Агата Кристи - мой ответ


* 16 навыков, которые помогут сделать карьеру в 21 веке
* Профессор о раннем развитии, когда с 3 лет читют-пишут-считают
* Как выучить что угодно за 20 часов * 22 способа решать дела быстрее - Quora.com
* Школьное образование - 7 моих мыслей и подходы американского фермера, осевшего в России

про знания и их источники, про Жизнь Системно

Previous post Next post
Up