мнение американского фермера, осевшего в России, письмо Линкольна директору школы своего сына и перлы от Данечки, маленького вундеркинда:
[мы в воскресенье ехали с данечкой на олимпиаду, сидели тихо...]мы в воскресенье ехали с данечкой на олимпиаду, сидели тихо, читали книжки. рядом села дама, несколько минут заглядывала данечке через плечо, хмурилась, чем-то наливалась и наконец разразилась, и даже не в меня, а в вагонное пространство. - не берегут детей, - сказала дама, - вот сидит, читает, что читает - не понятно, на каком языке - не понятно, портят детям глаза и голову. - я могу вам это перевести, - сказал вежливый данечка, склонный, как мы знаем, к просветительству. . - и наглые к тому же, - сказала дама. тут я вывела данечку из вагона, потому что мы приехали и пошли в наш "интеллектуал", наглые, с испорченными глазами и головой. (c) юка лещенко
1. Современная наука доказала, что ребенок эффективно учится, только когда ошибается. Школа делает все, чтобы выработать в детях страх перед ошибками. За неверные ответы наказывают, ставят двойку. В будущем эти несчастные люди боятся пробовать новое, экспериментировать, делать ошибки.
* я преподавал в лингвистической гимназии 8 месяцев, и там я а) ошибки в тетрадях исправлял зеленым чернилами, а не кроваво красными, б) оценивал знания и устные и письменные не по ошибкам - о боже и министерство просвещения! убирайте со школ таких учителей! - а по количеству четко оформленных по делу мыслей, когда требовалось некоторое мысленное напряжение ребенка.
все три месяца каникул данечка мечтал вернуться в свою школу. говорил, что в мозгах - а данечка очень ценит свои мозги, - без школы туманится. по большому счету, все, что нас здесь держит - это "интеллектуал" и его учителя. (c) юка лещенко
2. В задачах есть только 2 ответа - правильный и неверный. Таким образом, дети начинают видеть мир плоским. У многих задач, на самом деле, могут быть тысячи правильных решений.
* вообще, нужно давать разного рода задачи: с 2-ми ответами и десятком несколькими. 2 варианта ответа приучают человека делать четкий выбор в жизни, когда большей частью мы должны говорить ДА или НЕТ.
3. У детей нет времени думать. Современный процесс обучения построен так, что, ребенок постоянно загружен тупой бессмысленной работой. Раньше, во времена расцвета философии, учитель приводил учеников на берег реки и давал задание думать. Они могли несколько дней спорить, размышлять. Только размышляя в тишине, мы можем развивать свой ум.
* опять таки, нужно давать два рода задач: где есть лимит времени на обдумывание, и где его нет. учить размышлять, кстати, весьма стоит.
валяясь под вентилятором, услышала, как данечка рассказывает кому-то в телефон интимное. - мы очень общительные, - объяснял данечка, - я всегда разговариваю с компьютером и учебниками, папа - с железом и веревками, а мама вообще со всем, что видит. она даже с дохлым голубем, который упал на балкон, пообщалась. что говорила? ну разное. например - ааа, уходи, пожалуйста. (c) юка лещенко
4. Современная школа убивает один из врожденных инстинктов - стремление к познаниям. Леонардо да Винчи не учился в школе. Только благодаря этому он смог развить и сохранить жажду к познаниям. Он всю жизнь делал гениальные открытия, оставаясь учеником. Изобретения да Винчи на 500 лет обогнали время. Большинство студентов, получив дипломы, навсегда прекращают учиться. Они ненавидят этот процесс. На всю жизнь остаются духовными инвалидами.
* почему так? типичный ответ, который неправильный: нужно уметь заинтересовать ребенка, игры разные придумывать. дети ещё не поняли один из постулатов взрослой жизни: уметь ИМИТИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и чувства. поэтому в школе они принимают лишь работающие системы, то есть, УПОРЯДОЧЕННЫЕ в такой степени, что их можно ПОНЯТЬ. взять тот же английский: это же ад и израиль, угарный трэш и академическое издевательство, - то, как учат детей английскому. я всегда боялся ходить на эти уроки, потому что не понимал в этом английском ничего - вообще! хотя в математике и физике был лучшим в классе, даже на городские олимпиады иногда отправляли.
- зевс, - говорит данечка, - пытался быть оригинальным, доставая детей из головы или бедра, но ему это быстро надоело и он стал доставать их из чужих жен... захожу к данечке, а у него в компьютере открыты три окна - колесование, скафизм и казнь слонами, культурологические аспекты. тихонечко вышла и на всякий случай выдала данечке дополнительную шоколадку... слышу, как данечка скороговоркой перечисляет сам себе - ахилл, одиссей, гектор, менелай, парис, аякс теламонид, еще какой-то теламонид. домашнее же задание по русскому данечка закончил предложением "пока он подбирал газету, собачка не преминула ретироваться". (c) юка лещенко
приходит такой мальчик, дышит в затылок, заглядывает через плечо и говорит: - может, я открою тебе кое-какие секреты ворда? - данечка, - отвечаю, - я знала ворд еще когда тебя в проекции не было. - молодец, - говорит данечка, - а копируешь до сих пор мышкой? ну-ну. (c) юка лещенко
5. Все знания, которые даются в школе с насилием и унижением личности за 11 лет, могут уместиться на пяти долларовом чипе, они ничего не стоят. Мир стремительно развивается. Информация устаревает и становится бесполезной. Ценно лишь умение самообучаться, чему как раз и не учат. (с) источник
* снова я согласен наполовину. общую хронологию развития разных аспектов мира детям нужно знать. но там не даты важны, а последовательность, что за чем и во взаимосвязи: в эпоху расцвета Рима, что творилось в Индии и Китае. когда Луи Пастер открыл свою вакцину, как обстояли дела с электричеством и прокладкой железных дорог? ещё я согласен с тем, как оценивает цели и нужность образования в детсадах и школах Джастас Уолкер, американский фермер, который 20 лет назад переехал жить в Россию. он прославился в репортаже Россия-1, где в коротком отрывке высмеивает санкции на ограничение ввоза продуктов в Россию и далее дал интервью.
чтобы вам таки захотелось послушать его дельные вещи, пробегите глазами по тому, как стройно он умеет выражать свои мысли на русском в отношении проблем и перспектив фермеров, причины русского "жаба давит", китайских товаров:
[разбито на 10 смысловых разделов...]1) Нет земли! При том, что Россия - самая большая страна на Земле, получить свой участок земли, на котором вы бы могли построить дом для своей семьи и выращивать еду, очень сложно. В теории у правительства России есть несколько вариантов предоставления неиспользуемой земли людям, которым она нужна, но мои четыре года фермерства доказали, что это «распределение» крайне затруднено. У меня сейчас есть земля, но она мне принадлежит, что называется, «на птичьих правах».
2) Цены на продукты - то что надо! В настоящие время средняя российская семья тратит от 30 до 40% своего месячного дохода на еду. В Соединенных Штатах, например, это цифра около 8%. Это значит, что фермер в России может получать достаточно, даже имея небольшую ферму. Главной причиной, почему сравнительно маленький процент людей занимается фермерством в России, является пункт 1. Средняя семья здесь может получать хороший доход, имея всего 6-8 коров. Расскажите об этом американским и европейским фермерам - они подумают, что вы шутите!
3) Эффект жабы. Каждый, кто путешествовал по России или хотя бы мельком сюда заезжал, кто имел шанс познакомиться с “настоящими” русскими, скажет вам, что русские в большинстве своем - добрые, щедрые и гостеприимные люди. Я сам в этом сполна убедился. К сожалению, в русских также сидит и большая жаба. Когда мы переехали в деревню Такучет и начали возводить свою маленькую ферму, у нас были некоторые проблемы с другими жителями этой деревни на протяжении первого года. Похоже, что многие убедили себя в том, что не смогут добиться успеха в жизни, поэтому когда кто-то начинает пытаться,а уж тем более, если у кого-то получается чего-то добиться, они, естественно, стараются остановить чужой успех, , чтобы не разочароваться в своих пессимистичных убеждениях. Это очень печальная, но вполе реальная проблема во многих российских городах и деревнях. Почти каждый фермер, с которым я общался, рассказывал мне историю “вредителей”, которые рушат все просто потому, что их “давит жаба”. Грустный, но реальный факт деревенской России. Факт, который может изменить только время и успех.
4) Свобода! Смешно представить себе, что в некотором роде фермеры в России гораздо свободнее фермеров в США или Европе. Выглядит как ирония, поэтому позвольте мне все объяснить. В России ты можешь иметь, к примеру, 10 коров и не быть зарегистрированным как производитель молочной продукции. В Штатах, в моем родном штате Айдахо, ты можешь иметь только три коровы, а если хочешь больше - ты должен пройти тот же процесс, что и большие корпорации, у которых может быть 10 000 коров. Почти везде в США и Европе ты не можешь торговать, например, свежим молоком или мясом со своей фермы без кучи бумаг, инспекций, регламентов и т.д. За последние 20 лет в США из-за этого закрылись почти 100 000 маленьких ферм. В России все, что тебе нужно - это сертификат ветеринара, что твои животные здоровы. Когда российское правительство попытается “развить” сельское хозяйство, надеюсь, они не забудут оставить место для самой важной части этой индустрии - семейных ферм.
5) Здесь дешево начинать. ЕСЛИ вы сможете получить землю - а это большое ЕСЛИ - то открытие своей фермы в России будет требовать гораздо меньше вложений, чем в США. Помните также, что цена на еду здесь выше и вложенные средства возвращаются быстрее. Я создал маленькую ферму, чтобы поддерживать семью. и в будущем, возможно, я найму одного работника. Я потратил порядка 1 200 000 рублей на все: дом, хлев, скот, трактор, необходимое оборудование, машину и т.д. На тот момент это было порядка $40 000. Если бы я хотел создать такую же ферму в Штатах, мне бы пришлось потратить порядка $360 000. Большинство квартир в городах России стоят больше, чем я потратил на создание всей своей фермы.
6) Слава Богу за китайцев! Почти каждый день я проклинаю русские тарифы на импорт пассажирского транспорта. Но Российское правительство разрешило импортировать оборудование для сельского хозяйства со всего мира, особенно из Китая. А у китайцев есть давняя традиция вспахивания небольших территорий. Я купил полноприводный трактор, в котором 24 лошадиных силы, за 180000 рублей. На американский трактор за такую сумму вы не взглянете без слез. Этот китайский трактор служил мне верой и правдой, он очень прост в обращении и легко чинится. И он очень экономичен. Я могу работать на моем маленьком китайском тракторе 8-9 часов всего на 10 литрах дизеля. Не все китайские товары хороши, мне доводилось покупать и плохие вещи, но в целом наличие недорого оборудования в России значит многое. Если бы я только мог получить старый американский пикап!
7) Fermer.ru и google.com. Иногда люди спрашивают меня, где я научился делать сыр и вести свое хозяйство. Я шучу, что это у меня в крови, это наш семейный секрет! Я говорю это, потому что правда гораздо менее интересна. В наше время научиться чему-либо можно, просто хорошо поискав в интернете. Fermer.ru - тот сайт, который я постоянно читаю и где другие фермеры делятся своим опытом. Это не значит, что вы не делаете ошибок, это значит, что у вас есть место, где вы можете поискать ответы на свои вопросы, и скорее всего, вы их найдете. Это просто невероятно сколько люди проводят времени в интернете впустую. Интернет ведь поменял абсолютно все: вы можете научиться чему угодно, а это значит, вы можете заниматься чем угодно! Это - главная свобода современности, которой каждый должен пользоваться.
8) Зимний отдых. Когда вы мысленно представляете Россию, а особенно Сибирь, перед вами предстают снежные поля, замерзшие реки и очень холодная погода. Но долгая зима - одна из основных причин, почему я решил стать фермером именно в Сибири. Конечно, короткое лето предполагает, что вы должны работать как заведенный с 4 утра до 11 вечера, но это также значит, что когда приходит зима, моя работа в течение пяти месяцев составляет 5 часов в день. Это значит, что остальное время я могу тратить на церковь и на семью. Моя жена Ребекка и я проводим много зимних вечеров читая вслух книги. Мы можем прочитать до двадцати книг за зиму. Фермерство позволяет вести подобный образ жизни. Возможно, я не могу поехать в Таиланд или Египет, что «отдохнуть», но я могу всю зиму провести в теплом доме в кругу семьи.
9) Кризис деревни. Я прожил в России почти 20 лет. Я вырос здесь. Как фермер я вижу печальный тренд «убежать из деревни к жизни». Это грустно по многим причинам, но главная из них - это то, что деревня дает лучшую атмосферу для семьи, чем город. Дети, которые выросли «на природе», здоровее, выносливее и психологически устойчивее. Частично это происходит потому, что родители в деревне имеют привычную череду дел и проводят большую часть времени дома, а не вне его, как в городе. К сожалению, за последние 20 лет законы поменялись не в пользу тех, кто живет в деревне. Из-за смещения власти от местных органов к региональным и даже федеральным жизнь сельского жителя становится все труднее. Все чаще люди думают, что в деревне нет никаких перспектив. На самом деле это не так. Реформа земельного кодекс» легко изменила бы ситуацию. Ведь не так сложно разрешить использовать 100 гектаров земли семьям, которые готовы этим заниматься. Конечно, не все семьи в состоянии правильно использовать землю, но многие бы стали обрабатывать ее, возрождая сельскую жизнь. Многие жители городов устали от суеты и хотят своей собственности, покоя и стабильности. Давайте сделаем это, пока не стало слишком поздно.
10) Помощь только тогда хороша, когда она помогает! Я столько слышу ,«как поднять русскую агроиндустрию» ,от «экспертов», которые никогда ни трактор не водили, ни хотя бы раз доили козу. Я устал от выслушивания тупых решений: надо ввести «защитные тарифы», новые программы государственного займа, выделить субсидии, давать гранты, удешевить дизель, и так далее, и так далее. Мне столько раз звонили из государственных учреждений и предлагали «помощь», но эта «помощь» еще разу не оказывалась нужной помощью.
Все это о том, как Запад, в особенности США разрушают славную историю процветающего сельского хозяйства - хозяйства, основу которого составляют маленькие семейные фермы. Российское сельскогое хозяйство находится на очень низком уровне развития сегодня, хотя должно быть номер один в мире. Но мы, русские, должны спросить у самих себя, что мы хотим для себя в будущем. Современную корпоративную собственность и основанное на химии хозяйство, которое разрушает окружающую среду, вызывает рак, и порождает множество других современных проблем со здоровьем? Сельское хозяйство, которое обладает высокими технологиями, высокой урожайностью, высокой стоимостью и крайне нестабильно? Или мы хотим гуманное сельское хозяйство, при котором вы знаете, где ваша еда была выращена, при котором люди, которые вспахивают землю, получают от этого выгоду, где семьи могут работать на земле вместе и со временем передать дело своим детям?
Мы можем выбирать. «Помощь» правительства надежнее всего доходит до больших безличных корпораций, так как большое неизбежно имеет дело с большим. Мы просим законы, которые позволяли бы нам получать субсидии, но кто получит эти субсидии? Не Андрей с 6 коровами, не Рустам с 10 козами и не Алексей с 10 гектарами сенокоса. Нам не нужна такого рода помощь, которая ударит по маленьким фермам.
Единственная «помощь», которая нужна - это грамотная земельная политика, которая не ограничивает пользование землей, а поощряет его. Земельная политика, которая позволяет иметь большие участки в собственности и не наказывает за это. Земельная политика, подобная той, которая была в Соединенных Штатах в 1862 - 1970ых годах. Земельная политика с низким уровнем бюрократии и высоким уровнем работы. Земельная политика, которая была бы выгодна для каждого хорошего мужика, и которая бы исключала вмешательство юристов - белоручек. Давайте посмотрим на Запад, возьмем оттуда хороший исторический опыт из их истории и оставим им агро-индустриальные эксперименты.
6. Нет, если выращивать детей для того, чтобы они стали фермерами, то да, этот вариант прокатит, но остальные дороги без школьного аттестата закрыты, увы. - один из самых популярных комментариев под этим роликом. больше всего мне эта мысль понравилась:
- Если ребенок родился личностью, то никакая школа в нем это не подавит, если не личность, то пусть лучше учится в школе. - Ребенок не рождается личностью. Личность человека формируется всю его жизнь.
* все дети и взрослые имеют очень разный * возраст души. детям с молодой душой стоит ходить в школу, с продвинутой, как у данечки, - в зависимости от школы.
в 1855 году Авраам Линкольн написал директору школы своего сына письмо.
[Его слова актуальны до сих пор...]Я понимаю, ему придётся узнать, что не все люди справедливы, не все - искренни. Но научите его также, что на каждого подлеца найдется герой, что на всякого эгоистичного политика найдется преданный лидер. Научите его тому, что если есть враг - то найдется и друг.
Потребуется время, я знаю, но если сможете, научите его, что один заработанный доллар - намного ценнее, чем пять найденных. Обучите его и уметь проигрывать и наслаждаться победами. Если сможете, уведите его от показных эмоций, обучите секрету негромкого смеха. Позвольте ему узнать как можно раньше, что победить задир и хвастунов легче всего. Если можете, научите его интересоваться книгами... Но также дайте ему свободное время, чтобы поразмыслить над вечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленом склоне.
Когда он будет в школе, научите его, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Обучите его верить в свои собственные идеи, даже если все говорят ему, что он заблуждается... Обучите его быть мягким с мягкими людьми и твёрдым - с жестокими.
Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все поддаются стадному чувству... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также просеивать, все, что он слышит, через сито истины и отбирать только то хорошее, что проходит.
Если можете, то научите его смеяться в печали... Научите его, что нет стыда в слезах. Научите его смеяться над циниками и остерегаться чрезмерной слащавости. Научите его продавать свой ум и силу по высшей цене, но никогда не торговать ни сердцем, ни душой. Научите его не слушать свистящую толпу, а встать и сражаться, если он считает себя правым.
Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем рождает хорошую сталь. Позвольте ему мужество быть непримиримым... разрешите ему быть храбрым. Научите его всегда иметь большую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь большую веру в человечество.
Это не легкое дело, но посмотрите, что вы можете сделать... Он такой хороший, мой маленький сын!
- так, - сказал данечка по дороге в школу, - мне очень хочется в туалет, поэтому сейчас я буду рассказывать тебе про инфляционную модель вселенной, это меня отвлечет. в платной клинике после проверки зрения офтальмолог прописал данечке следующее: белладонна, калькареа, карбоника, игнация, кактус. изучив рецепт, невоспитанный данечка сказал: - с игнацией не знаком, но белладонна в больших количествах - это же яд, вы меня отравить хотите? - хороший мальчик, - доброжелательно ответил доктор, - умненький, понимающий, прямая дорога в медицину. (c) юка лещенко
* возрастом души определяется, что человек возьмет от образования. и для чего это ему вообще нужно: стать директором овощебазы, а там, глядишь, и депутатом. или же открыть что-то прекрасное для людей:
Геннадий Каневский: тут даня, 11-летний сын юка лещенко, ученик великой и ужасной школы "интеллектуал", следующим образом выполнил школьное задание по географии - написать балладу о фернане магеллане:
Баллада о Фернане
Служил Фернан наш Магелланом, Фернан наш Магелланом был. Однажды он вскочил с дивана, Сел на корабль - и поплыл. На "Тринидаде" своём быстром К Америке он подплывал. И там, средь берегов скалистых Его пролив широкий ждал. Нашёл пролив он этот вскоре, Пролив то бурен был, то тих. Не рассуждая и не споря, Дал ему имя Всех Святых. Он был прекрасным капитаном, Но с топонимикой - на Вы: Ведь тот пролив был - Магелланов, Но он о том не знал, увы! Гонимый ветром и судьбою, На Филиппины он приплыл. Во время длительного боя Туземцами убит он был. Три года плавал в океане, Примером всем нам послужив... Так не лежи же на диване, Открой какой-нибудь пролив! 7. * но такие дети Системе не нужны. они задают очень много вопросов и сами могут четко формулировать ответы. вот идеальный ученик, - тормоз, который не будет соваться не свои дела:
ну вот, и до нас докатилось. - мы сегодня сдавали какие-то нормативы, - говорит данечка, - бросали теннисный мячик. - зачем? - спрашиваю я. - вот и я спросил у физрука - зачем, - говорит данечка, - а он сказал - чтобы хорошо бросать гранату, я спросил - а зачем? он сказал - чтобы попасть в танк. я спросил - а зачем? а он сказал - так, быстро пошел и бросил мячик. (c) юка лещенко
[поэтому вот логический конец для школ, где учатся данечки...]В конце прошлого учебного стало окончательно известно, что на 2014-2015 учебный год финансирование школы резко сократится. С подобной ситуацией столкнулись многие гимназии, лицеи, а также школы для инвалидов и трудных подростков. В связи с изменившимися обстоятельствами администрация школы и педагогический коллектив совместными усилиями провели оптимизацию ежегодных затрат. Это затронуло различные сферы школьной жизни: хозяйственные расходы, количество ставок, учебный план. Но в конце августа выяснилось, что финансирование школы сократится не менее чем две трети.
Таким образом, проведенная нами оптимизация не дала ожидаемых результатов, а дальнейшее сокращение расходов приведет к резкому падению качества образования в нашей школе. Какое-то время педагогический коллектив готов работать в том числе и на волонтерских началах, но это не может быть системой.
Поэтому мы вынуждены искать внебюджетные источники. Это необходимо, чтобы сохранить наши уникальные спецкурсы, кружки, конференции, олимпиады и экспедиции, в которых участвуют не только ученики нашей школы, но и школьники Москвы, России и зарубежных стран. (c) юка лещенко
вот каждое утро просыпаешься, читаешь новости, говоришь себе - бред, бред, не может быть, - но как-то потом во всем этом живешь, оно как болото, засасывает медленно, вроде бы даже привыкаешь, ну мутит, ну страшно, но думаешь - не дно же еще, как-нибудь выберемся, рядом же тоже кто-то уже по плечи, но ничего, улыбается.
наш "интеллектуал" утопили за три дня. быстро, недорого. в понедельник старшеклассники написали письмо президенту и вот этому всему, потом была заметка в "коммерсанте", пятиминутный позорный сюжет на россии, из которого про школу стало понятно, что эти умные зажрались, летают на практику в гаагский трибунал, учат за каким-то фигом латынь и еще, паразиты, чем-то недовольны. а всего-то просили, чтобы финансирование было хотя бы на уровне обычных московских школ, а не в два раза меньше.
в среду оказалось, что нас срочно сливают с соседней школой, которая даже не входит в рейтинг четырехсот московских школ, а обучение там стоит от 30 до 50 тысяч в месяц, в конвертике, конечно, у нас же бесплатное образование. позавчера шантажировали финансовой проверкой - совсем уже по-бандитски. вчера собрались родители и учителя, все проголосовали против слияния - тем более, что оно вот так, за один день, не делается. а сегодня - бац! - и приказ о слиянии уже подписан. в нарушение всех норм и законов. утопили. быстро.
я, отдельно взятая мама отдельно взятого данечки, не знаю, что делать. подавать в суд, идти на митинг, писать президенту. то есть родительский комитет, учителя и ученики делают все, что могут. но это же болото, болото, и мутит, и страшно, и рядом кто-то уже по шею, но по-прежнему улыбается.
Школа “Интеллектуал” существует с 2003 года; в прошлом году ученики, учителя и выпускники радостно отметили свою первую круглую дату. За эти годы она уверенно расположилась в топ-500 школ России (в топ-20 по параметру “высокий уровень развития таланта учащихся”), в топ-100 школ России по ряду предметных областей, от физико-математической до социально-гуманитарной, в топ-20 школ Москвы. Выпускники “Интеллектуала” выигрывают олимпиады, отлично сдают ЕГЭ, поступают в лучшие университеты Москвы (тут следует заметить, что академическая концепция “Интеллектуала” предполагает продолжение образования в российских вузах). В эффективности созданной модели, держа цифры в руках, не сможет усомниться ни один человек, знающий арифметику.
Кстати, о деньгах. Иногда приходится слышать, что педагогический коллектив держится за свои повышенные зарплаты. Это вздор: люди с такими способностями и такими социальными навыками - учитель это довольно высокий уровень социальной адаптированности - могли бы зарабатывать на порядки больше. Им просто нравится учить детей; многие видят в этом форму служения - человечеству, стране, новым поколениям, назовите это как хотите. Вы искали настоящий, без фальши и агрессии, патриотизм? Вот он. (c) источник
* кстати, в это воскресенье - день учителя. про образование я ещё напишу.
[это - Кличко, каким он мог бы быть. а под спойлером данечка-физик, какой уже есть...]прослушали с данечкой две лекции в рамках дня физики. одну про рождение и смерть вселенных от физика-теоретика, вторую про адронный колайдер от физика-экспериментатора. теоретик за час десять раз сказал про романтику. экспериментатор сказал - учите математику и "бозон хиггса в авоську не положишь". между лекциями данечка попросил купить ему петушка на палочке. а после второй лекции спросил, дословно - можно ли через бозон хиггса манипулировать массой частиц или объектов. физик-экспериментатор ответил и предрек данечке великое будущее. с вами была пятиминутка родительской упоительной гордости и красных ушей. (c) юка лещенко