Почему уничтожили систему Макаренко

Jan 29, 2018 09:00

Публикую, поскольку в обсуждении недавно затронули эту темуВспомним писателей фантастов. Они рисовали коммунистическое воспитание, как систему, где на небольшую группу воспитанников выделяется специальный наставник и это, не считая преподавателей по предметам, классы маленькие, их много. Труд нигде не показан. Кроме специальных уроков трудового ( Read more... )

Образование в СССР, образование

Leave a comment

Comments 38

unlimmobile January 29 2018, 08:42:08 UTC
Почему уничтожили систему Макаренко
этo cиcтeма, ecли ктo нe знaл, или зaбыл
имя eй: библeйcкaя cиcтeмa oбpaзoвaния
oнa былa нaвязaнa миpoвым пpaвитeльcтвoм мнoгo coтeн лeт нaзaд
вpeмeнaми oную нe пpизнaвaли - пpимep тoму лицeй, в кoтopoм oбучaлcя Пушкин
зa этo были нaкaзaн в тoм чиcлe и Лeв Тoлcтoй - oтлучeниeм oт цepкви
Ceйчac имeннo миpoвaя зaкулиca упpaвляeт Poccиeй, и пoтoму cиcтeмa oбpaзoвaния библeйcкaя, и вce нeпpиятнocти, в тoм чиcлe и нacилиe в шкoлaх - этo cлeдcтвиe oнoй.

Reply

yarror January 29 2018, 09:31:20 UTC
Что есть библейская система образования?

Reply

gavrilberg January 29 2018, 09:38:08 UTC
Не надо, не надо ему отвечать!

Reply

yarror January 29 2018, 09:39:18 UTC
К сожалению, уже поздно... :-(

Reply


bvs1960 January 29 2018, 10:13:57 UTC
Дальше коллектив работает как самостоятельная образовательная система. Старшие подтягивают младших как в труде, так и в учебе. Учат обучаться САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Это нерабочий механизм. Что то не так с рекурсией. Кто учит старших, чтобы они учили младших? Как, чему и до какого уровня?
Нет и не может быть одного универсального и при этом оптимального метода обучения. Выбор метода зависит о цели обучения, задачи и условий. Идеи Макаренко применялись в советской школе в 70-80х, но не повсеместно. И что?
Вообще о чем пост? Все в кучу: НКВД, Наркомпрос, ШКИД...

Reply

wazawai_n2 January 31 2018, 06:55:26 UTC
«Это нерабочий механизм. Что то не так с рекурсией. Кто учит старших, чтобы они учили младших? Как, чему и до какого уровня?»

Нерабочий? Что вы говорите?!

Этот «нерабочий» механизм отлично работал в простой советской (т.е. буржуазного типа) школе. Успевающие поднимали уровень обучения отстающих. А уж в нормальной-то коммунистической школе он работал бы так...

Или вы из тех, кто всё понимает по-своему?

Reply

bvs1960 January 31 2018, 07:14:16 UTC
Успевающие поднимали уровень обучения отстающих
Совершенно верно. Старались за одну парту посадить успевающего и отстающего. И положительный эффект был очевидным. Но! Это работало лишь при постоянном контроле процесса педагогом, причем успевающим при этом уделялось особенное внимание, вплоть до индивидуальных заданий. И только так, иначе класс начинал ориентироваться на более активных, хулиганистых и, в конечном итоге, уровень усваимых знаний школьниками неизбежно снижался.
Но ТС утверждает, что преподаватели нафиг не нужны. Именно по поводу этой ситуации я и написал что предлагается нерабочий механизм.

Reply

sergp_v January 31 2018, 07:19:33 UTC
Надо читать внимательней. Преподаватель, как пересказыватель учебника и строгий спрашиватель заученного материала естественно не нужен. Нужен наставник и консультант по сложным вопросам. И чаще всего таким наставником и консультантом может выступить старший товарищ. На начальном этапе внедрения системы переходный период с какой-то частью специальных выделенных наставников неизбежен.

Reply


mercant January 29 2018, 10:23:44 UTC
От системы Макаренко отказались потому что она НЕ РАБОТАЛА. Групповое обучение и оценка - это конечно же хорошо, но проблема в том, что в любом коллективе формируется иерархия. И учеба - это не способ движения по иерархической лестнице. Как правило в коллективе сразу же находился "пахан", который со своими приближенными начинал прессовать остальных, а "тянули" успеваемость групп "ботаны" с самого низа. В 80-е систему пытались возродить, с тем же результатом. Пробовал на своей шкуре "систему Шулешко": из "группы", как правило учились 1-2 человека, а остальные просто "создавали толпу". На "загнивающем Западе" подобные опыты ставили на обезьянах: обучали 1 обезьяну из группы дергать рычаг за бананы. По итогу "работяга" и дергал рычаг в одну каску, а остальные делили бананы и периодически отвешивали "работяге" люлей. Прикол в том, что при "прочих равных" мозг любого высшего примата вместо учебы выберет иерархический инстинкт. И если иерархию не создавать искусственно (да-да, классная система с "отличниками"), то учиться никто не будет. ( ... )

Reply


partagenocce January 29 2018, 10:56:48 UTC
Чтото в направлении педагогики Монтессори и Вальдорфского образования?

Reply


burzhuin January 29 2018, 12:36:49 UTC
советую ознакомиться с биографией штатного расстрельщика харьковской комендатуры губЧК с 1919 г. до как минимум 1930 г. (попросту говоря, палача) - Ивана Порфирьевича Судакова.

Вы в курсе, чем занимался этот человек помимо своих палаческих обязанностей?
Курировал по линии ЧК макаренковскую коммуну на заводе ФЭД!
Он неоднократно упоминается в воспоминаниях коммунаров и сам оставил воспоминания о Макаренко.

Мне вот стало любопытно, какую молодежь мог воспитать этот педагог с наганом в кармане.

Reply

lexa1937 January 29 2018, 21:05:29 UTC
sergp_v January 30 2018, 06:21:01 UTC
А просто некоторые считают, что раз чекист, то сразу палач. Синдром переедания журнала Огонек налицо... Как правило это не лечится, к сожалению.

Reply

burzhuin January 30 2018, 12:33:31 UTC
в данном случае это именно палач-расстрельщик.

Историк Эдуард Зуб, автор монографии «Харьковская ЧК. Прощание с мифами».
Кстати, опроверг многие мифы, наслоившиеся на истории чрезвычайки:

Иван Порфирьевич Судаков - штатный расстрельщик харьковской комендатуры губЧК, попросту говоря, палач, занимавший эту должность минимум до 1930 года.

Reply


Leave a comment

Up