А что, ребятки, не махнуть ли нам в Питер? Из Москвы..... На велосипедах. А?! Ведь здорово же. И, наверное, интересно.
Нет, скажете вы, не здорово. Затея - так себе, не очень. Крутить педали две-три недели, двигаясь вдоль оживленной федеральной трассы, дышать адской смесью воздуха и черт знает чего, ежесекундно рисковать быть сбитым какой-нибудь шальной фурой, ночевать неизвестно где - что в этом хорошего? Да, да, я знаю, но тут такая новость.....
Процесс превращения Яхромы в Нью-Васюки идет полным ходом. Но, в отличие от своего литературного прототипа, Яхрома делает вполне реальные, а не фантастические шаги на пути превращения в центр межгалактического туризма. Так, если вы помните, месяцев десять тому назад я писал о запуске регулярного движения ретро-поезда по маршруту Москва-Яхрома с лыжниками на борту. Событие это, надо сказать, было для нашего города эпохальное. Никогда до этого за все 118 лет существования нашей Савеловской железной дороги станция Яхрома не была конечным пунктом ни для каких пассажирских поездов и электричек. А тут сразу "фирменный" поезд! И это ничего что Эр-2 всего лишь обычная электричка еще совсем недавно бороздившая просторы северного Подмосковья безо всякой приставки "ретро", что ходила она лишь до весны и почти всегда пустая, что не ясно пока будет ли она в следующем сезоне. Важен сам факт.
Месяц-другой назад началась какая-то странная возня на западном берегу канала им. Москвы. Как раз у нашего города. Сначала я подумал что ведутся плановые работы по ремонту инфраструктуры водного пути. Однако я ошибся. Все намного круче. Идет строительство настоящей
велоартерии. Жмем на ссылку и читаем-это стоит того. Новость упала на меня вчера, а уже сегодня я вышел на место чтобы стать первым пользователем нового туристического маршрута планетарного масштаба. Придет срок и кто-то разрежет красную ленту. Кто-то скажет торжественную речь. А кто-то даже всплакнет от умиления. Потому что сам президент, по доброй традиции, сядет в велосипедное седло. Все будет. Только знайте, не ораторы и не президент будут первыми на трассе
веломаршрута(апг. 15.09.21). Нет, не они! Потому что еще раньше, был я. Я, прошедший целый километр по ней в то время когда общая ее протяженность была как раз этот километр. Потом много еще чего случится. Напечатают на бумаге и разместят в интернете красочные постеры с видами и пейзажами, закрутится маховик рекламы, потекут финансовые потоки. Но! Но.... и тут за мной останется пальма первенства. Потому что уже сегодня я выкладываю первые снимки туристической велотрассы Москва-Санкт-Петербург, о которой вы уже знаете, если проследовали по указанной мною выше ссылке.
Покрытие велодорожки двухслойное. Внизу крупный щебень из песчаника (на мой взгляд), сверху мелкая фракция из чего-то розового. Все укатано и утрамбовано дорожным катком.
Велодорожка на сегодняшний день выглядит так. Ширина около трех метров. Покрытие - мелкая каменная крошка. Под ней толстый слой гравия. Т.е. все серьезно. А как иначе? Проект-то тоже нешуточный, сродни европейским. Только мы бы не были русскими если бы при строительстве подобных объектов применяли бы европейские технологии и средства. У нас берут другим. У нас свои особенности. И свои работники. Наблюдал как четверо таджиков приводят в порядок будущую обочину велодорожки. Впереди на карачках ползёт первый - его задача выполоть всю траву в полуметровой полосе вдоль края покрытия. За ним метрах в тридцати двое других с граблями. Эти взрыхляют прополотое. Четвертый тащится в хвосте процессии с ведром полным семян газонной травы. Широкими движениями руки, которым уже не одна тысяча лет, он разбрасывает их на взрыхленную почву. 1200 км впереди! 21 век! Так-то!
По каналу Им. Москвы изредка проходят теплоходы и яхты. Такие моменты кажутся очень романтичными. Но в остальное время романтика куда-то улетучивается. Ведь канал - не река и не озеро. Нет в нем души. А может быть мысли о тех, чьим тяжким трудом был построен этот канал, специфический прибрежный ландшафт, сформированный в годы великой стройки или прибрежные дебри гонят ее прочь. Как-то безрадостно здесь. Безлюдно. Но это исправить можно, если задаться целью.
Ярко-желтые островки прибрежной растительности оказались цветущим мхом. Судя по всему хорошо ему здесь. Все бетонные плиты, которыми выложен берег, будто бы покрыты мягким ковром. Что же, неплохое украшение.
Это не велодорожка, это параллельная ей грунтовка и зоны стихийных пикников.
Слева, за кромкой земляной насыпи, иногда темные подмосковные джунгли, иногда солнечные уютные лужайки. В вечернее время, если велотрассу не снабдят электрическим освещением, некоторые участки ее будут довольно жуткими. В глубине прибрежного пространства есть своя тайна. Где-то там течет быстрая речка Яхрома. Я знаю, на довольно значительном протяжении она сопровождает трассу канала. Очень хочется на нее взглянуть, ведь я почти никогда здесь не был.
В отличие от меня многие яхромчане любят выбраться на пикник в эти места. Поэтому вокруг много мусора. Под ногами то и дело хрустит битое стекло. За грунтовкой встретился небольшой песчаный карьер. Рядом другой. Может быть этот песок сюда намыла река, когда-то имевшая другое русло, но возможно эти залежи не природного свойства, а образовались при строительстве канала Москва-Волга.
Среди берез встречаются осиновые островки. Тогда трава становится не такой густой и не такой высокой. Здесь должны быть грибы. Сыроежки, какие-то грузди, рядовки, разнообразные поганки действительно встречаются. Хороших же грибов почти нет. Почему так-не знаю. То ли места такие, то ли прошел уже кто-то передо мной. Скорее последнее, потому что присутствие человека чувствуется. Ну что же, для снимка и ядовитые годятся. Вон какие симпатичненькие на пенёчке пригрелись! С бахромой!
Ага! И беленький есть!
Грунт, когда-то вынутый при рытье канала, теперь порос лесом и высокой травой. Исторические отвалы идут в полосе до ста метров. Потом они сходят на нет и обрываются к реке. Тут, от последних берез, хорошо просматривается ее русло. Апокалиптическая картина. Завалы гнилушек и коряг на всем протяжении, много принесенного из города мусора, пучки тростника. Прибрежный кустарник и заросли почти непроходимы. Делать тут нечего, иду обратно.
Впереди, прямо по березовой роще идет круизный теплоход. Играет музыка и женский голос в громкоговорителе. Пытаюсь представить что здесь изменится когда по построенной для туристов дорожке поедут люди. Или ничего не изменится? Ведь сама идея велотрассы протяженностью 1200 километров в наших условиях представляется абсурдной. Чтобы преодолеть ее всю и при этом посмотреть на те достопримечательности что повстречаются на пути надо не одну неделю. Кто решиться потратить столько времени? Где такие отпуска? Климат опять-таки у нас. Дожди да снег. Посмотрим! В Междуреченске, знаю от
georgith55, есть отличная велотрасса у реки и все хорошо, но все-таки там протяженность иная, другие условия.
Ну что же, братцы, выходит у нас все в шоколаде, если столь великие средства тратятся на проекты не сулящие не то чтобы быстрой отдачи, но и, судя по всему, совершенно убыточные. Значит время такое пришло. Так люди мыслят. Это не значит что я против, просто странно как-то.