"Утро России" №264 от 26 сентября 1915 года. Про холод.

Sep 14, 2021 16:35

Возможно этот род деятельности назвали бы сейчас "В2В", т.е. "Бизнес для бизнеса", но тогда деловые люди смотрели на мир иначе. Словесная мишура и аббревиатурный мусор проросли сорняками значительно позже,  поражая прежде всего мир политики и искусства.  Даже в области рекламы и вывесок  царила приятная глазу и уму конкретика и лаконичность : "Шорный магазин Н.Ф. Масалитина",  "Оружейный магазин И.И. Чижова",   "Торговля Антонова. Мясная, мучная и чайная".  Понятное дело, был купец и был товар, который можно зайти и пощупать, купить или арендовать. Но и тогда существовали направления производства товаров или услуг, которые будучи жизненно важными для всего общества не могли однако же быть приобретенными с целью обогащения, накопления или исключительного использования отдельными людьми и компаниями. Дорожное сообщение, городское освещение, линии связи,  организация медицинского и пожарного дела требовали немало такого рода продуктов.

"Утро России" №264 от 26 сентября 1915 года на 4-й странице публикует такую заметку:



Всего лишь несколько газетных строк, за которыми, если внимательно разобраться, скрывается очень много  интересного.
Помню, при беглом просмотре, как это обычно бывает со мной, когда я только-только беру в руки прессу, в голове пронеслось лишь: "Удивительно! Тогда существовали холодильники! Причем в таком количестве и так долго, что успел сложиться рынок сырья и сопутствующих изделий. Вот это да!" Потом припомнил что-то про аммиак и аммиачную воду. Мне хватило ума как-то нюхнуть эту субстанцию, называемую еще нашатырным спиртом. Причем не в 10-ти процентном растворе как это бывает в пузырьках из аптеки, а концентрированную, в баллоне, продающуюся как удобрение. Если бы тоже  самое проделывалали  межу раундами боксеры, бить кулаками по башке друг другу им бы уже не понадобилось.  Прослезился я тогда не на шутку. Как такое забудешь?!
 Что еще? Ах, да! 1915 год! Сентябрь.  Значит, уже целый  год идет Первая Мировая война и первый тайм в ней уже отыгран.  Наши дела плохи. Прежнего энтузиазма нет и по зубам мы уже получили. Часть наших западных территорий и Польша оккупированы.  Одна из  главных причин неудач - экономика. Она оказалась не готова к глобальному противостоянию с Центральными державами. На фронте не хватает снарядов, маневренность войск низкая из-за нехватки рокадных железных и шоссейных дорог,  основные силы Балтийского флота, дредноуты, собраны в Гельсингфорсе и при всей своей грозности не могут на равных противостоять немцам, служа лишь прикрытием на тот случай, если  враг двинет к Петрограду морем.

Когда и зачем все-таки появились холодильники? Нет не предтечи тех что теперь стоят на каждой кухне,  хотя тогда, в начале 20-го века, и о них задумывались, а промышленные, занимающие  порою огромные здания, и называемые поэтому заводами по производству льда. И зачем производить лед, если  теперь этим почти никто не занимается. Не для  спортивных же объектов!



Вагон-ледник. Начало 20-го века. Снимок взят здесь: http://www.12mm.ru/base/vagtov/vagtov-lednik/bigfoto/21big.jpg

Холодильная промышленность в мире возникла не везде и не сразу. Но Россия никогда не была в этой сфере среди отстающих, как не была отстающей и во многих других.  Огромная территория,  развитое сельское хозяйство и пищевое производство, протяженная сеть железных дорог,  множество судоходных  рек - все это просто не могло не потребовать скорейшего и обширнейшего применения холодильных и изотермических установок. С юга страны везли фрукты, с севера - рыбу, из центра - молочные продукты, пиво, лимонад, стеарин. По Великому Сибирскому пути в европейскую часть доставляли мясо и масло. Много дней в пути. На потери при перевозках порою закладывалось до 50-60 процентов от общего объема.  Особенно страдали фрукты и свежее мясо.
  Охлаждение казалось самым простым и естественным способом сократить потери. Начали  строить вагоны-ледники и суда с трюмами-ледниками. В 1898 году в стране насчитывалось всего лишь 50 таких вагонов, а уже через двенадцать лет их стало 2848!  При таком масштабе не могло быть и речи о заготовке зимнего льда.  Крупные города обзавелись льдоделательными заводами, а некоторые узловые железнодорожные станции оборудованными хранилищами.  Вагон-ледник, кроме того что изготавливался слабопроницаемым для тепла, имел специальные карманы, куда загружался лед и соль (не обязательно пищевая).  Благодаря применению последней, температура таяния снижалась до значений, существенно ниже "нуля" по Цельсию. Поскольку компактных морозильных установок еще не существовало,  вагоны-ледники не имели альтернативы еще долгое время.  На заводах же лед производили специальные машины, использующие эффект испарения аммиака при переходе из жидкого состояния в газообразное. В нормальных условиях это происходит при -33градусах. Если же давление в системе повысить до 8-9 атмосфер,  то можно получить жидкий аммиак и при  "нуле". При циркуляции аммиак, являющийся хладагентом, претерпевает два превращения. Сначала из газообразного в жидкое, а затем обратное.   Аммиак был выбран в качестве хладагента по причине хорошей растворимости в абсорбентах, которым может служить дистиллированная вода или хлористый кальций.  Абсорбент нужен для сбора и обогащения прошедшего через систему газа. Принцип работы устройства не очень сложен, однако, толкового объяснения всех процессов мне найти не удалось. Не буду заморачиваться долгим объяснением того чего и сам до конца не понял, просто представьте себе самогонный аппарат. Он, как оказалось, близкий родственник холодильника, и идем дальше.
  Производство льда стало тем самым "бизнесом для бизнеса". Оно позволяло не только сэкономить на потерях, но и значительно расширить рынки сбыта продукции сельского хозяйства и некоторых других видов товаров. Русский скоропортящийся продукт выходил на международную торговую площадку.  Было бы странным довезти изделие до границы с "холодной поддержкой", а затем полагаться на случай из-за неразвитости холодильного оборудования у соседа.  Поэтому в начале 20-го века коммерсанты и заинтересованные лица по всему миру начали движение за созыв международного холодильного конгресса. Конгрессы вообще тогда были в моде. Одних спортивных состоялось несметное число, что позволило паразитировать на этой теме таким личностям как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. К началу первого холодильного конгресса, который состоялся в 1908 году, в каждой из стран участниц был создан соответствующий Национальный комитет. В России в том числе. Главой московского отделения комитета был избран как раз тот самый профессор Д.Н. Головин. Вскоре был создан Международный институт холода, куда, вошла и наша страна.  Расходы по организационной стороне дела внутри империи взяла на себя  государственная казна. Как видите, мы шли в ногу со всем миром и готовились даже провести в 1916 году очередной конгресс на своей территории.
 По статистике к 1913 году в Российской Империи был 61 холодный склад, 47 ледниковых заводов, 52 пивоварни, оборудованных холодильными машинами и 38  холодильных машин в химических производствах.  Общая мощность установок с 1903-го по 1913-й год возросла   в шесть раз.



Завод "Арма" 2012-й год. Бывшие газгольдеры.

До недавнего времени в Москве существовал завод "Арма". Находился он по соседству с Курским вокзалом.  Впрочем, почему находился? Он и сейчас там. Только уже не завод. В том смысле что ничего не производит.  Я бывал на нем и до момента полного закрытия. Но сейчас не о том.  Самое сильное впечатление на меня произвели огромные газгольдеры. Кажется их там было четыре штуки.  Эти газгольдеры регулировали подачу газа в городскую сеть и его хранение. Построен завод где-то в середине 19-го века для производства специального газа для уличных фонарей. В те годы Москва освещалась именно такими. Ночью газа уходило много, днем - мало. А производство шло круглосуточно. Вот и понадобились газгольдеры чтобы аккумулировать нужные объемы днем и расходовать с началом темноты. Пришел век электричества, газовое хозяйство пришло в упадок. Холодильные установки, имеющие нужду в аммиаке пришлись очень кстати. Начал разворачиваться план В2В . Именно "Арма" и выпускала хладагент и именно об этом заводе  говорится в газетной заметке.



Завод "Арма" 2012-й год. Бывшие газгольдеры.

Почему производство баллонов для газа находилось так далеко от  Москвы, в Варшаве,  сказать не могу.  Это так по-нашему. Оправдание только одно: потребителем баллонов была не только первопрестольная, но и другие города.  Однако уж лучше бы оно, это производство, находилось бы в каком-либо другом городе страны-глядишь и проблем бы было меньше.

Несколько тысячелетий назад в древнем Египте сложены величественные пирамиды.  Из отдельных камней, примитивными механизмами. До сих пор мы смотрим на них и не понимаем как такое возможно и как это удалось. В наше время другие камни и другие пирамиды. Технологические. Один из кирпичиков - холодильное дело. Лежит он и не то чтобы внизу, но и не на самом верху. Почти забыт, полностью включен в массив других таких же. И странно думать что пирамиде той, наверное, нет конца, что чем больше она вся, тем ничтожнее каждый в отдельности пазл ее составляющий. Что он значит  для пирамиды, а что она для него?
В2В?

Более полный  рассказ  по данной теме можно найти здесь Заходите, там интересно.

Утро России, Старые газеты, Мои фото

Previous post Next post
Up