Завоевать господство в воздухе

Aug 07, 2018 20:38

« Красная звезда» №118, 21 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Прием тов. И.В.Сталиным г-на Джозефа Э. Дэвиса (1 стр.). Прием тов. В.М.Молотовым г-на Джозефа Э. Дэвиса (1 стр.). Вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» Герою Социалистического Труда главному хирургу Красной Армии Н.Н.Бурденко, (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). А.Карпов, А.Кривицкий. - Боевая готовность (2 стр.). Майор В.Опахов. - Зенитный огонь по немецким ночным бомбардировщикам (3 стр.). Полковник А.Борисов. - Особенности боя в лесу (3 стр.). Майор А.Коноплев. - К чему приводит формализм в руководстве политработой (3 стр.). Выступление Черчилля на заседании конгресса США (4 стр.).

# Все статьи за 21 мая 1943 года.




У советской авиации есть теперь все данные для того, чтобы завоевать господство в воздухе. В то время как немецкая авиация ослабла по сравнению с первым периодом войны, - мощь наших военно-воздушных сил возросла, кадры их закалились и окрепли. Об этом свидетельствуют многочисленные и эффективные удары авиачастей Красной Армии по базам, коммуникациям и войскам противника. Это подтверждает опыт последних воздушных боев на Кубани, завершающихся, как правило, поражением немцев, провалом их попыток захватить инициативу в свои руки.

Но при всем этом господство в воздухе не придет, конечно, само собой. Его надо завоевать упорной, решительной и мастерской борьбой. Успех этой борьбы зиждется прежде всего на активных, наступательных действиях. Те летчики и командиры, которые только отражают налеты врага, обороняясь сами и обороняя свои войска, никогда не будут хозяевами неба. В лучшем случае они лишь уберегут себя от непосредственного поражения, но не обеспечат выгодных условий своим наземным войскам. Немецкая авиация, несмотря на понесенные ею потери, еще сильна. Победа над ней может решиться только смелыми, энергичными боями, основанными на высоком оперативно-тактическом замысле командира, сочетаемом с умелыми, самоотверженными действиями каждого летчика.

Простой под'ем в воздух всего количества имеющихся самолетов вне связи с оперативной обстановкой и действиями авиации неприятеля не обеспечивает, конечно, господства в воздухе. Тратить горючее и ресурсы лишь для того, чтобы сохранять всё время на одном уровне график напряжения в самолето-вылетах - означает драться вслепую. Только при строжайшем расчете и предельно эффективном использовании всех сил и средств наши летчики смогут всегда и всюду утверждать за собой диктующее положение, навязывать свою волю противнику.

Сражаясь за господство в воздухе, надо находить у врага наиболее уязвимые места и, применяя те или другие формы борьбы, наносить ему ряд сокрушительных ударов. В поле зрения авиационного командира должны всегда находиться наиболее действенные методы уничтожения вражеской авиации. Нельзя ограничиваться только одними воздушными боями. Надо умело сочетать их с последовательными ударами по аэродромной сети и базам снабжения германского воздушного флота. Форм боевого использования своих сил для достижения цели - много. Непрерывное изучение приемов и методов врага, творческая инициатива позволят командиру в каждом отдельном случае выбрать наиболее верный и целесообразный путь к успеху.

Сложная обстановка современного боя диктует необходимость привлечения для активной борьбы с воздушным противником всех видов авиации вплоть до ночных легкомоторных самолетов. Практика войны показала, что только одни истребители не в силах достаточно полно и эффективно решить задачу завоевания господства в воздухе. Истребители были и остаются главной, активной силой в воздушных боях с немцами. Но только тогда, когда им на помощь приходят бомбардировщики и штурмовики, когда вражеские аэродромы и базы держатся под непрерывным огневым воздействием, когда бомбардировщики и штурмовики умеют самостоятельно обороняться от контратак воздушного противника, - только тогда вражеская авиация будет надежно скована и наши воздушные силы получат всю нужную им оперативную свободу.

Борьба с вражеским воздушным флотом не может быть делом лишь одних авиационных командиров и летчиков. Ход этой борьбы должен быть в центре внимания всех общевойсковых начальников, обязанность которых - всемерно помогать авиации. Одна из их первейших задач - всеми средствами противовоздушной обороны надежно прикрывать свои войска, тем самым освобождая силы истребителей для активных действий против вражеской авиация. Порой, забывая взглянуть на воздушную обстановку и тщательно ее проанализировать, общевойсковой командир требует «бить всей авиацией по наземному противнику». В результате бомбардировщики, штурмовики и истребители совершают вылет за вылетом, несут потери, пассивно обороняясь от вражеской авиации и не достигая должного боевого эффекта при ударах по наземным целям. Опыт учит, что, прежде чем приступить к активной поддержке наземных войск с воздуха, надо обеспечить за собой прочное господство в воздухе, правильно и своевременно нацеливая и управляя своими авиационными силами.

Управлять - это значит предвидеть. Воздушная обстановка характерна скоротечностью событий. Воздушный противник коварен. Принимая решение, командир должен основательно взвесить возможности врага, бить его внезапно и по частям, всё время в отдельном бою или операции наращивая свой удар. Опытный командир, борясь за господство в воздухе, всегда сосредоточит в своих руках достаточно мощный резерв. Он использует его не только для того, чтобы парировать случайности, а главным образом для неуклонного наращивания сил вплоть до окончательного решения задачи. Весь ход событий должен быть продуман заранее, начиная от тактических приемов, борьбы и кончая вопросами обеспечения. Темп воздушного сражения не должен зависеть от несвоевременно подготовленной для широкого оперативного маневра аэродромной сети, плохой организации обороны аэродромов и маскировки материальной части, перебоев в подвозе горючего и боеприпасов, задержек с ремонтом самолетов и т.п. Только тот командир одержит победу в борьбе за господство в воздухе, который, сочетая остроумный замысел с трезвым учетом материальных ресурсов, сможет так использовать свои силы, чтобы они были применены именно там, где это больше всего нужно, и именно тогда, когда это даст наибольшие результаты.

Замысел командира осуществится лишь в том случае, если он будет опираться на отличную летную и тактическую выучку, высокую боевую дисциплину и отвагу летчиков-истребителей, экипажей бомбардировщиков и штурмовиков. На каждом летчике и штурмане лежит величайшая ответственность за утверждение господствующего положения в воздухе всей советской авиацией. Сражаясь с немцами в одиночном или групповом воздушном бою, идя в штурмовой или бомбардировочный налет, воздушный боец. должен помнить, что от его смелых, решительных и инициативных действий зависит высокий боевой эффект не только данного полета, но и всей деятельности советской авиации. Для того, чтобы стать подлинными хозяевами неба над полями сражений, наши летчики-истребители обязаны, упорно дерясь с врагом, неустанно совершенствовать свою летную и тактическую выучку, вырастая в советских ассов - грозу вражеской авиации.

Для того, чтобы прочно держать за собой господствующее положение в воздухе, летчики бомбардировочной и штурмовой авиации должны, умело обороняясь от воздушного противника, мастерски обрушивать на врага свой огонь. Совершенствуя свое бомбардировочное и штурмовое мастерство, они должны стать грозной, ударной силой, которая будет сковывать немецкую авиацию всюду, где бы она ни появилась. Каждый боец и командир наших авиационных частей, борясь за господство в воздухе, обязан сочетать высокое летное мастерство с отвагой и упорством, направляя все свои силы и помыслы на уничтожение максимального количества немецких самолетов в каждом боевом вылете.

Победа над воздушным врагом - одно из важнейших условий достижения победы во всех предстоящих решающих битвах. Наша авиация может и должна завоевать господство в воздухе!

***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Полковник Б.Соколов берет пробу хлеба на хлебозаводе, где начальником старший лейтенант интендантской службы тов. Медведев. Этот хлебозавод построен в блиндажах неподалеку от передовых позиций, и хлеб доставляется бойцам в день выпечки.

Снимок И.Фетисова.





Фронтовой агитпоезд

На станционных путях среди воинских эшелонов стоит поезд несколько необычного вида. Его вагоны украшены плакатами, портретами руководителей партии и правительства, великих русских полководцев. Из рупоров несутся звуки знакомых песен. Это - агитпоезд Главного политического управления Красной Армии.

Агитпоезд хорошо оборудован и имеет большие возможности для агитационно-пропагандистской работы. В одном из вагонов расположена библиотека-читальня, где к услугам бойцов и командиров имеется много разнообразных книг, журналов, брошюр и газет. С политработниками и агитаторами проводятся консультации, им помогают подготовиться к очередной беседе или докладу.

В составе поезда есть специальный вагон для массовых мероприятий. Здесь читаются доклады и лекции, демонстрируются кинокартины и даже выступают мастера эстрады, солисты красноармейских ансамблей.

На фронтовых железнодорожных станциях бойцы и командиры с радостью встречают агитпоезд.

______________________________________________
И.Эренбург: Расплата* ("Красная звезда", СССР)
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №118 (5489), 21 мая 1943 года

1943, май 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up