Совершенствовать боевую выучку авиационных кадров

Apr 10, 2018 23:57

« Красная звезда» №93, 21 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро (1 стр.). Прием товарищем И.В.Сталиным мексиканского посланника г-на Л.Кинтанийа (1 стр.). Вручение орденов и медалей СССР (1 стр.). Не гонять машин порожняком (1 стр.). Письмо азербайджанского народа бойцам азербайджанцам (2 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Майор Я.Максимов. - Ночные поиски (3 стр.). Майор Я.Милецкий. - «Замаскированные» продпункты (3 стр.). Старший лейтенант И.Иванов. - Бросок в атаку за разрывами своих снарядов (3 стр.). Константин Паустовский. - «Держимся, товарищ Нахимов» (3-4 стр.). Военные действия в Тунисе (4 стр.). Война на Тихом океане (4 стр.).

# Все статьи за 21 апреля 1943 года.




Борьба в воздухе, как и на земле, принимает всё более сложные формы. Воздушные бои требуют не только отваги и мастерства отдельных пилотов, но и тактически грамотного замысла командира, осуществляемого большими группами летчиков, действующих в определенных боевых порядках, управляемых командиром. Налет бомбардировщиков и штурмовиков - это целая операция, предусматривающая тесное и устремленное взаимодействие с наземными войсками и с другими видами авиации. Чтобы достичь цели этой операции, нужно сочетать летные навыки с тактически совершенным маневром, в основе которого лежит глубокое понимание природы современного боя. Самые формы боевого применения авиации совершенствуются с каждым днем, пред'являя всё более высокие требования и к полководческому искусству авиационных командиров и к тактической и специальной подготовке летного состава.

В обстановке нынешних воздушных сражений не достичь успеха тому авиационному командиру, кругозор которого ограничивается лишь сугубо специальными вопросами. Бегать с флажками по аэродрому, наблюдать за взлетом и посадкой пилотов, - это еще не значит командовать подразделением или частью! Слов нет, от командира, как более опытного авиационного специалиста, ничто не должно укрыться: ни небрежность в технике пилотирования, ни недостаточно подготовленный аэродром, ни неисправность материальной части. Но современная воздушная обстановка требует, чтобы все эти специальные, производственные вопросы не заслоняли собой главного - тактически грамотного, глубокого руководства боевой деятельностью своей части, подразделения.

Это руководство начинается с принятия решения на бой или операцию. Иногда еще встречаются такие командиры, всё решение которых сводится к назначению количества самолетов в группе и расстановке их в строю в зависимости от подготовки летчиков. Затем устанавливается время взлета, и задача считается решенной. Каков же будет, даже предположительно, результат этого боевого вылета, - командир сказать не может. Если всё произойдет хорошо, - значит решение было правильным. Если же будут потери или вылет окажется малоэффективным, - в оправдание всегда найдутся какие-нибудь «об'ективные» причины.

Иначе будет обстоять дело там, где командир при помощи своего штаба вникает во все детали наземной и воздушной обстановки, тщательно взвешивая и анализируя их перед расчетом своих средств и сил. Его подразделение или часть окажутся нацеленными на уничтожение самого главного, он не распылит усилий своих экипажей, а спланирует их действия так, что они будут наращивать свой удар по противнику. В то же время в руках такого командира останется резерв для того, чтобы, бросив его на чашу весов в нужный момент, решить исход боя в свою пользу. В умении правильно решить боевую задачу и, используя весь свой опыт летчика-специалиста, блестяще осуществить свой план и скажется высокая боевая выучка авиационного командира, которую он обязан неустанно совершенствовать.

В авиации, как ни в одном роде войск, успешное выполнение боевой задачи зависит от индивидуального мастерства и отличной тактической выучки исполнителей. Любой замысел командира, любое его решение, как бы хорошо оно ни было, не осуществится, должным образом, если только летчики и штурманы не будут отлично подготовлены по специальности.

Командир может положиться лишь на того истребителя, который, мастерски владея высшим пилотажем, особенно в вертикальной плоскости, умеет вести уничтожающий огонь; который выработал в себе осмотрительность, исключающую для противника какую бы то ни было внезапность атаки; который умеет прикрывать свои войска и сопровождать бомбардировщики не каким-то одним шаблонным приемом, а способен на различные варианты этого вида боевой деятельности; который отлично владеет радио как основным средством связи; который, наконец, никогда безответственно не «утюжит» неба, а, либо действуя в группе истребления, либо находясь в свободном полете, всегда найдет и уничтожит воздушного противника.

Требования командира удовлетворит лишь тот бомбардировщик или штурмовик, который умеет отлично пилотировать свою машину в группе, на разных высотах, искусно применяя различный противозенитный маневр; который способен активно бороться с истребителями противника и взаимодействовать со своими истребителями сопровождения; который различными способами применения своего бортового огня может оказывать действенную помощь своим наземным войскам на поле боя и метко поражать самые разнообразные цели, расположенные в радиусе действия его самолета; который, наконец, владеет отличными штурманскими навыками, умеет использовать погоду и местность для внезапного удара по врагу. Полностью доверить выполнение боевой задачи командир может только тем летчикам и штурманам, кои, отлично зная тактику противника, в состоянии инициативно, находчиво парировать все приемы врага.

Чтобы удовлетворить эти требования и с каждым днем всё усиливать удары по врагу, каждый авиационный командир, каждый летчик и штурман обязан повседневно совершенствовать свою боевую выучку. Опыт многих частей показал, что повышать свои знания и отрабатывать практические навыки можно и должно не только в тылу, на курсах или сборах, но и на фронте, на полевых аэродромах. Там, где боевая подготовка проводится параллельно с боевой работой и нацеливается на отработку важнейших элементов, обеспечивающих выполнение боевых задач, там, как правило, резко поднимается эффективность каждого вылета, снижаются потери и врагу наносится особенно ощутительный урон. Всё дело в правильном использовании времени и средств, в толковом выборе наиболее подходящих форм дальнейшего совершенствования и поднятия деловой квалификации летчиков.

Наряду с индивидуальным изучением уставов и руководств и постоянной проверкой знаний личного состава, наряду с практической целеустремленной отработкой в воздухе различных элементов боевой работы надо чаще практиковать командирские занятия. Где, как не здесь, изучать технику и тактику врага, анализировать прошедшие воздушные бои и операции, тренироваться в военных играх и на летно-тактических учениях, проводимых применительно к конкретной боевой обстановке фронта. Правильно также поступают те командиры, которые практикуют в своих частях созыв тактических конференций или сборов с целью изучения тактики противника и обмена боевым опытом. На таких конференциях следует ставить один-два наиболее актуальных вопроса, отрабатывая их детально, до конца.

Форм и методов боевой учебы во фронтовых условиях - множество. Задача командира состоит в том, чтобы правильно применить их, обеспечив неустанное совершенствование летных кадров в ходе боев.

**************************************************************************************************************************************************
НА КУБАНИ. Орудийный расчет сержанта М.Акимова на огневой позиции.

Снимок нашего спец.фотокорр. капитана А.Капустянского.



**************************************************************************************************************************************************
Ночные поиски
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Бурный разлив рек и весенняя распутица, сделавшие непроезжими, а частично и непроходимыми, фронтовые дороги, привели к относительному затишью на передовых позициях. Наши части укрепляют занимаемые рубежи, ведут усиленную разведку и наблюдение за противником. Одним из источников изучения противника является захват контрольных пленных в результате ночных поисков.

Надо отметить, что проведение ночного поиска в условиях, когда немцы перешли к позиционной обороне, - дело далеко не легкое. Оно затрудняется еще и тем, что на многих участках позиции обеих сторон разделены разлившимися реками. В силу этого организация каждого ночного поиска требует от командиров особой тщательности и умения, тем более, что провал поиска усиливает бдительность противника на данном участке фронта.

За последние дни наши разведчики совершили несколько смелых и весьма удачных ночных поисков, свидетельствующих о возросшем мастерстве бойцов и командиров. Интересный по замыслу и организации поиск провела группа разведчиков под командованием старшего лейтенанта Шершнева. Действиям группы предшествовала тщательная подготовка. Прежде всего было установлено наблюдение за передним краем обороны немцев. Сначала оно велось на всем участке батальона, что позволило точно установить расположение немецких огневых точек, блиндажей и окопов, порядок и время смены постов. На основе данных наблюдения, командир батальона постепенно исключал направления, непригодные для организации поиска по природным или другим условиям. Наконец, он сосредоточил свое внимание на самом уязвимом месте в обороне немцев, и наблюдение здесь было усилено.

Началась непосредственная подготовка к действиям. В тылу батальона выбрали участок местности, соответствующий тому, где предстояло совершить ночной поиск. Разведчики построили тут макеты укреплений по типу немецких и приступили к тренировке. Три ночи подряд старший лейтенант Шершнев отрабатывал со своими бойцами различные варианты возможных действий. Когда разведчики хорошо усвоили свою задачу и замысел командира, научились действовать смело и слаженно, настала пора осуществить поиск.

Под покровом темноты бойцы бесшумно подползли к немецким проволочным заграждениям. Саперы проделали проходы в проволоке, и захватывающая группа двинулась дальше. Вскоре разведчики начали обходить немецкого часового. Он заметил наших бойцов, когда они были всего в нескольких шагах от него, но все же успел выстрелить. Один разведчик набросился на немца, обезоружил его, заткнул рот, связал руки и, вытащив из траншеи, передал товарищам, которые потащили «языка» дальше.

Выстрел часового был услышан в соседнем немецком блиндаже, и оттуда попытались помочь часовому. Но это было предусмотрено в плане ночного поиска, и одна группа разведчиков заблаговременно блокировала блиндаж. Когда немцы стали выскакивать оттуда, в них полетели гранаты. Четыре вражеских солдата были убиты наповал. Вернувшись с ночного поиска, разведчики не только привели «языка», но еще доставили и документы, взятые у убитых ими солдат. Потерь в группе Шершнева не было.

Правильный выбор об’екта нападения, основанный на тщательном изучении обороны противника, решает успех ночного поиска и определяет методы его организации. Так, на другом участке фронта ночной поиск был организован с вызовом артиллерийского огня. В данном случае об’ектом нападения явился выдвинутый вперед наблюдательный пункт немецкого артиллерийского полка.

Группа наших разведчиков под командованием гвардии лейтенанта Краснобаева старательно изучила подходы к наблюдательному пункту и выбрала наиболее безопасные, разработав заранее сигналы вызова артиллерийского огня. Ночью разведчики незаметно для противника сосредоточились в двухстах метрах от об’екта нападения. Тотчас же был дан десятиминутный артиллерийский огневой налет на соседние огневые точки. Под грохот орудий гвардейцы броском ворвались в немецкую траншею. Наблюдательный пункт находился под усиленной охраной, и немцы яростно сопротивлялись, но на стороне гвардейцев была внезапность нападения. В короткой рукопашной схватке они уничтожили восемь немцев и двоих взяли в плен. Захватив пленных, гвардейцы тут же начали отходить к своим позициям.

Шум боя вызвал тревогу в стане противника. К наблюдательному пункту кинулось подкрепление, попытавшееся преследовать нашу захватывающую группу. Часть немцев попала при этом под огонь ручного пулемета, прикрывавшего отход разведчиков, а остальные - под огонь нашей артиллерии, начавшей по сигналу захватывающей группы обстрел об’екта нападения. Всё это позволило разведчикам благополучно отойти. Задание было выполнено.

Приведенные примеры показывают, что тщательно продуманная организация ночного поиска в сочетании со смелостью действий и находчивостью всегда приводит к успешному осуществлению этой операции, хотя и небольшой по масштабу, но имеющей важное значение в обстановке, сложившейся сейчас на Западном фронте. // Майор Я.Максимов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

**************************************************************************************************************************************************
ВЧЕРА В КРЕМЛЕ. Вручение Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калининым маршальского знака отличия - «Маршальская Звезда» маршалу Советского Союза А.М.Василевскому и маршалу артиллерии Н.Н.Воронову.

Снимок нашего фотокорр. майора С.Лоскутова.



**************************************************************************************************************************************************
Рейд сапер в тыл врага

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 20 апреля. (По телеграфу от наш. корр.). Отряду сапер под командованием капитана Свадковского была поставлена задача - вывести из строя железную дорогу, по которой немцы подвозили на фронт резервы и боеприпасы. По сведениям разведки, вечером со станции должны были отойти четыре эшелона с немецкими войсками.

Саперы разделились на три группы. Одна из них, возглавляемая лейтенантом Коневым, двинулась к железной дороге, а вторая под командой старшины Синякина прикрывала ее действия с тыла. Третья группа, которую возглавлял старший лейтенант Кудряшов, оседлала грунтовую дорогу, идущую к станции. Воспользовавшись наступившей темнотой, саперы пробрались к железнодорожному полотну и заложили на протяжении километра сосредоточенные заряды.

Когда тронулся первый немецкий эшелон, у семафора раздался сильный взрыв. Полотно было повреждено на расстоянии 15 метров. Немцы выслали сюда отряд полицейских и ремонтную бригаду. Наши саперы дружным огнем из засад нанесли большой урон немецким ремонтникам и не дали им починить путь.

Тогда немцы послали на поиски сапер отряд карателей численностью до 800 человек. Этот отряд направился по грунтовой дороге, где находилась в засаде группа старшего лейтенанта Кудряшова. Когда показались вражеские разведчики, саперы пропустили их, а с основными силами карательного отряда смело вступили в бой. Саперы выждали, пока немцы втянутся в узкое дефиле, и внезапно открыли сильный огонь по головным подразделениям и арьергарду колонны противника. Немцы оказались в огневом мешке, и это вызвало в их рядах панику.

Так благодаря тщательно разработанному плану действий саперы вышли победителями из этого неравного боя, истребив до 300 вражеских солдат и офицеров. Совершив смелый рейд в тыл врага, отряд капитана Свадковского нанес чувствительный удар по вражеской коммуникации, вывел из строя много живой силы немцев, а также добыл ценные разведывательные сведения.

**************************************************************************************************************************************************
ПАНСКАЯ МАЗУРКА ПОД БЕРЛИНСКУЮ ДУДКУ

Гнусная провокационная кампания гитлеровцев о «расстреле советскими органами польских офицеров» подхвачена прогитлеровскими элементами польских министерских кругов.

Рис. Б.Ефимова



____________________________________________
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Советские ассы в бою* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №93 (5464), 21 апреля 1943 года

апрель 1943, 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up