Победа в Маньчжурии

Sep 12, 2020 22:24


В.Величко || « Правда» №218, 12 сентября 1945 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Потери японцев и трофеи наших вооруженных сил на Дальнем Востоке за время с 9 августа по 9 сентября 1945 года (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 и 2 стр.). Обязательства работников сельского хозяйства Винницкой и Волынской областей (1 стр.). Г.Воробьев. - Рекорд - не самоцель (2 стр.). К пребыванию в Москве Премьер-Министра Румынии г. П.Гроза и Вице-Премьера и Министра Иностранных Дел г. Г.Татареску (1 стр.). А.Пчеляков. - Уральская металлургия после войны (2 стр.). Помощь транспорту - общенародное дело. Беседа с народным комиссаром путей сообщения СССР тов. Ковалевым (2 стр.). В.Величко. - Победа в Маньчжурии (3 стр.). В.Кожевников. - Сын народа (3 стр.). Начало работы Совета министров иностранных дел (4 стр.). Подписание акта о капитуляции японской армии в Китае (4 стр.). Обращение центрального комитета Всеобщей конфедерации труда Румынии (4 стр.). Празднование в Болгарии Дня свободы (4 стр.). Деятельность политических партий в Югославии (4 стр.). Софианопулос о режиме монархического террора в Греции (4 стр.). Пятое заседание Контрольного Совета в Германии (4 стр.). Девятое заседание Союзной комендатуры Берлина (4 стр.). Меморандум представителей ВКТ, Лиги прав человека и трех основных французских партий де Голлю (4 стр.).

# Все статьи за 12 сентября 1945 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Туман спустился на землю Дальнего Востока.

Скрылись леса и сопки. Исчез из виду величественный Амур. Всё потонуло в белой мгле.

А затем хлынули ливни. С вершин гор и сопок бросилась вниз вода. Забушевала стихия. Всё преобразилось. Реки разлились, озера вспухли, стремнина рванулась в горные долины. И там, где было сухо, забурлили потоки. Густо дымилась тайга.

Так наступила ночь на 9-е августа 1945 года.

Она была непроглядно темна. Кругом было глухо. Казалось, повсюду нет ничего живого - ни звука, ни шороха. Бескрайние, непроходимые леса... Безмолвие. Необ’ятность...

А там, впереди, в сотне шагов - граница, японцы.

Вдруг где-то жалобно заплакал шакал. Как черная молния, мелькнула встревоженная чем-то тигрица. И вновь тихо, попрежнему льется с неба вода и шуршит теплый дождь. Затем появился из темноты пограничник-разведчик, сказал кому-то в темноту:

- Кругом спокойно, но звери чуют войска.

- А японцы? - отозвался голос.

- Японцы не чуют.

Чей-то властный голос приказал насторожиться всем. И только теперь, по легкому шороху, пробежавшему в ночи, можно было заметить, что здесь, в этих первозданных дебрях, стоят войска. Их было великое множество. Если бы можно было рассеять мглу и глянуть на тысячи километров, то можно было бы увидеть, что войска стоят повсюду - от Тихого океана до Байкала: люди, пушки, танки, самолеты. Всю их громадность скрыли леса и камень. Солдаты и громоздкие механизмы были врыты в землю, словно бесценный клад.

Перед этими войсками лежала Маньчжурия - огромная страна в 1.300.000 квадратных километров - страна, задушенная и раздавленная японцами.

После разгрома фашистской Германии Япония осталась последней агрессивной державой - врагом всеобщего мира, последним очагом войны. Она захватила среди многих других стран и Маньчжурию, в которой можно вместить территорию Японии, Германии и Италии, вместе взятых, и продолжала войну.

В ту темную ночь на 9-е августа советские войска, что придвинулись к маньчжурской границе, в напряжении ждали, что скажет Япония. Победит ли в ее стане трезвый разум, и она капитулирует перед коалицией великих демократических держав, или в японском лагере победит безумство - надменная и вероломная военщина, и придется советским войскам взяться за оружие, чтобы привести Японию в чувство и утвердить мир на Востоке.

Советским войскам здесь противостояла огромная Квантунская армия. Она создавалась и пестовалась японской военщиной тридцать девять лет. Ее части проходили практику войны в Китае. Она сохранялась, как до предела отточенное оружие. От’явленный фанатизм лежал в ее основе. Каждый ее солдат и офицер носил особый нож для себя - для харакири, во имя господства Японии над миром. То были самураи последних времен.

Армия бряцала оружием и жаждала войны. В ее строю находилось до 1.000.000 штыков, за ее спиной держались резервы в 1.500.000 человек. Это были военные поселения японцев в Маньчжурии, в совершенстве обученные военному делу, - от пехотинцев до летчиков и танкистов. Эти кадры могли в любую минуту выйти из своих каменных поселков и стать в строй целыми бригадами.

Квантунская армия была армией нападения на Советский Союз.

Из Маньчжурии Япония рассчитывала вторгнуться в Советский Союз и захватить его богатейшие пространства до Уральского хребта. В тайных пограничных складах уже лежали заранее подготовленные листовки японцев, возвещающие вторжение в СССР.

Японская линия нападения была придвинута к самой границе - мощные укрепленные районы. Сразу же за ними располагались арсеналы - обширные необитаемые поселения без окон, камуфлированные под местность. Здесь не было дорог, кроме тех путей, по которым должны были японцы питать свою армию при вторжении в Советский Союз...

В ту темную ночь в городе Чанчуне - столице Маньчжурии - в своем штабе сидел командующий Квантунской армией, наместник Маньчжурии барон Ямада Отодзо - правая рука японского императора. Так называемый император Маньчжурии - ставленник японцев Пу-И был здесь же. Они говорили о великой миссии Японии, владеющей маньчжурским плацдармом.

Трезвый разум в японском лагере не победил, нет.

Срок истек. Настал час расплаты для японских разбойников. Советский Союз об’явил войну Японии.

Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Александр Василевский отдал приказ наступать. Маршал подошел к столу, опустил свет пониже и привычно склонился над картой.

Было 1 час 00 минут 9 августа 1945 года.

Все три фронта дальневосточных советских войск от Байкала до Тихого океана - 1-й Дальневосточный, 2-й Дальневосточный, Забайкальский - двинулись в Маньчжурию.

Красная Армия должна была сокрушить последнего сильного врага мира. Советские войска должны были принести свободу миллионам китайцев, корейцев, маньчжурцев - хозяев Маньчжурии.

То было наступление, замечательное по замыслу, по широте размаха, по характеру.

1.700 километров с севера на юг и 1.400 километров с востока на запад, то-есть всю Маньчжурию вдоль и поперек советские войска должны были пронизать, протаранить одним комбинированным ударом. Забайкальский фронт и 1-й Дальневосточный фронт наносят удары с запада и востока и соединяются в районе столицы Маньчжурии - г. Чанчунь. Между ними бьет прямо перед собою 2-й Дальневосточный фронт - через непроходимые дебри, через стремнины Амура и Сунгари.

Огромные непроходимые пространства гор, дебрей, пустынь, горных перевалов, озер и рек Маньчжурии, укрепленные районы Квантунской армии - всё это должно было быть преодолено Красной Армией.

Были у советских войск и сила, и умение, и дерзость.

Три фронта двинулись в глубокой тьме и в глубочайшем молчании, без единого выстрела. Штыки - наперевес. Ни звука.

За спиной идущих цепей стояли огромные силы артиллерии - по 250 стволов на каждый километр фронта прорыва; стояли мощные лавины танков; тысячи самолетов могли подняться в воздух одновременно. Но всё это не шелохнулось.

Окутанные тьмою, в безмолвии шагали цепи батальонов через демаркационную линию. Тихо стучали колеса орудий сопровождения.

Шел дождь.

Штыки, как бритвы, резали встречную высокую траву. Проходили мгновения, равные годам.

Великая ночь!..

2.

Войска 1-го Дальневосточного фронта вел маршал Мерецков.

На направлении главного удара этого фронта наступали войска генерала Николая Крылова.

Фронт войск генерала Крылова составлял 64 километра, участок прорыва - 18 километров. Преграда железобетонных укреплений встала перед войсками. Сопки, закованные в железо и бетон, высились мрачной грядой.

Укрепления поднимались вверх ярусами.

Это были новейшие военные сооружения, так называемые «доты-ансамбли». Конструкции их были созданы японцами с учетом опыта линий Мажино и Зигфрида. Доты-ансамбли имели два и три этажа под землей, протяжение по фронту - 100 метров. У их амбразур были установлены пулеметы и 410-миллиметровые мортиры.

Пулеметный огонь ансамблей мог срезать столетний лес.

Траншеи, подземные ходы соединяли эти укрепления. Они разделялись на два самостоятельных района, которые нами назывались - Пограничненский и Волынский.

Генерал Крылов направил удар своих войск северо-западнее Гродеково. Левое крыло двигалось на Пограничненский укрепленный район, правое - на Волынский.

...Беззвучно шли цепи батальонов, неся штыки наперевес, расстегнув сумки с гранатами. Шаг за шагом.

И вдруг внезапное громоподобное «ура», штыки и ливень огня обрушились на японцев.

Удар был страшен. Дикие, шакальи вопли японцев прорезали шум этой атаки. Японцы всюду видели штыки, нависшие над ними. Их поражал огонь, рвали гранаты. По траншеям катилась смертоносная лава советской пехоты.

Так началось великое сражение в Маньчжурии.

Передовой батальон капитана Ивана Куренкова пролетел вперед, как смерч.

- Ветром, вперед! Быстрее ветра! - приказал Куренкову полковник Уфимцев.

Во мгле рассвета встали перед солдатами темные высоты «Офицерская», «Гарнизонная», «Верблюд» - тяжелые бастионы Волынского укрепленного района. Они седлали единственную здесь дорогу и преграждали проход в глубь страны.

Взвилась зеленая ракета, и батальон Куренкова пошел на штурм «Офицерской».

Солдаты карабкались вверх. Вот они минули надолбы, скрылись в противотанковом рву, появились перед проволокой. Видно было, как передние рвали проволоку гранатами и скрылись в траншее, вырезанной в гранитной спине сопки. Батальон атаковал отважно и умело. 1-я рота старшего лейтенанта Герасимчука поползла, побежала, рванулась в обход справа; 3-я рота капитана Барышкина скользила по камню слева; 2-я рота старшего лейтенанта Кулаева била в лоб. Каждая рота действовала против указанных ей дотов.

Генерал Басан Городовиков - любимец солдат - кричал им, словно они могли слышать:

- Дельно, ребята, дельно!

Японцы уже оправились от первого внезапного, ошеломляющего удара. Из дотов полился огонь. Засветились пять огневых струй дота «Центрального». Он был на самой макушке высоты, огонь его пяти амбразур поражал все подступы. Японцы уже поднимали из нижних погребов снаряды к орудиям и мортирам, засаженным в этот дот.

Мгновения решали судьбу атаки.

- Атаковать «Центральный»! - приказал капитан Иван Куренков.

Штурмовая группа огнеметчиков ефрейтора Алексея Макарова легла на гранит и поползла вверх, вверх, вверх. Огнеметчики стлались по камню, обтекали его, словно ручей.

Бой разгорался.

Пал Никонов - разведчик-пограничник, человек беззаветной храбрости. Три пули сразу пронзили его лоб. Был плотен огонь японцев. Штурмовая группа ефрейтора Алексея Макарова ползла под ним всё выше.

Огнеметчиков было пятеро.

И вот они уже высоко-высоко, у самого дота «Центральный».

- На каждого по амбразуре! - отрывисто бросил товарищам Алексей - молодой, крутой парень.

Красноармейцы Кузин и Гришаев бросились в тыл доту: ефрейторы Сдобнов и Шибалов и сам Алексей поползли под амбразуры, в лоб. Жарко свистели пули над их головами. Снизу было видно, как они бросили гранаты в амбразуры, как затем поднялись на ноги и все пятеро открыли свои огнеметы. Рыжий огонь, черный дым и рев поднялись над «Центральным». Все пять амбразур его захлебнулись.

С криком бросилась вперед и вверх рота Кулаева.

Черные от дыма, потерявшие голос, огнеметчики что-то хрипло кричали им навстречу. Черный дым струился по их лицам.

А по дороге уже двигались танки.

Ворота в глубь Маньчжурии были протаранены.

Батальон капитана Ивана Куренкова катился с горы, вниз - к броне. Танки капитана Белан подняли стрелков на свои борты и унесли вперед.

Танковый десант скрылся за высотой.



Не было предела солдатскому подвигу.

Войска генерала Николая Крылова состояли из цветущей молодежи. Это была сама юность, чистая и вдохновенная.

Прекрасно обученные молодые солдаты имели офицеров героев Сталинграда, Кенигсберга, Берлина. Зрелый опыт и юношеское вдохновение слились.

Яростное сопротивление японцев было сломлено, их линия «дотов-ансамблей» прорвана. Передовые батальоны стремительно углублялись в Маньчжурию.

Пограничненский укрепленный район был стремительно обойден генералом Никитиным. Его войска одним прыжком захватили грандиозные туннели КВЖД перед станцией Пограничная, приступом взяли железобетонную высоту «Гроб» и завоевали возможность маневра. Остался позади и «Верблюд» - высота в 680 метров, закованная в сталь.

В «ансамблях» Пограничненского района, в казематах «Верблюда» и в дотах других высот остались блокированные, запертые гарнизоны японцев.

Они не сдавались.

Ночью оттуда слышалось заунывное монотонное пение - японцы пели молитву смерти. А наступление, удар советских войск нарастал. В бой вступали всё новые батальоны, развертывалась могущественная артиллерия. Всё двигалось вперед.

Грохот наступления удалялся от «ансамблей». //Гвардии подполковник В.Величко. Маньчжурия.

# Продолжение следует.

***********************************************************************************************
Потери японцев и трофеи наших вооружённых сил на Дальнем Востоке за время с 9 августа по 9 сентября 1945 года

На Дальнем Востоке наша Армия и Военно-Морской Флот с 9 августа по 9 сентября сего года нанесли противнику следующие потери в живой силе и технике.

Захвачено: самолетов - 925, танков - 369, бронемашин - 35, полевых орудий, в том числе и самоходных - 1.226, минометов - 1.340, пулемётов - 4.836, винтовок - около 300.000, радиостанций - 133, автомашин - 2.300, тракторов и тягачей - 125, лошадей - 17.497, складов с боеприпасами, вооружением, снаряжением и продовольствием - 742.

Нашим войскам сдалось в плен более 594.000 японских солдат и офицеров и 148 генералов, в том числе до 20.000 раненых. Японцы потеряли только убитыми свыше 80.000 солдат и офицеров.

Таким образом, общие потери японцев в людях, не считая погибших команд с потопленных японских кораблей, составляют: пленными и убитыми свыше 674.000 солдат и офицеров.

Кораблями и частями Тихоокеанского флота за тот же период времени потоплено следующее количество кораблей и плавсредств японцев: эсминцев - 2, транспортов - 28, танкеров - 3, катеров - 5, барж и шхун - 12.

За это же время потери наших войск на Дальнем Востоке составляют: убитыми - 8.219 человек и ранеными - 22.264 человека. СОВИНФОРМБЮРО.

☆ ☆ ☆

12.09.45: Е.Кригер: Ветер мира ("Известия", СССР)
12.09.45: В.Кожевников: Сын народа ("Правда", СССР)

11.09.45: Достоинство советского гражданина ("Известия", СССР)
11.09.45: В.Антонов: Самураи без маски || «Известия» №214, 11 сентября 1945 года

10.09.45: И.Рассолов: В Порт-Артуре ("Правда", СССР)
10.09.45: Возрождение Сталинграда || «Правда» №217, 10 сентября 1945 года

09.09.45: Н.Жданов: У синей черты ("Известия", СССР)
09.09.45: Обозреватель: Международное обозрение ("Правда", СССР)
09.09.45: Великий советский народ, народ-победитель ("Правда", СССР)

08.09.45: В.Беликов: В Японии || «Известия» №212, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Б.Афанасьев, А.Полторацкий: Парад союзных войск в Берлине ("Известия", СССР)
08.09.45: П.Кузнецов: В трущобах Муданьцзяна || «Правда» №215, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Двухлетие освобождения Донбасса ("Правда", СССР)

07.09.45: Н.Погодин: День торжества мира ("Известия", СССР)
07.09.45: О ходе репатриации советских граждан ("Известия", СССР)

06.09.45: Е.Кригер: «Минута молчания» || «Известия» №210, 6 сентября 1945 года
06.09.45: Долгожданный мир завоёван ("Известия", СССР)
06.09.45: Пусть здравствует и процветает наша Родина! ("Правда", СССР)

05.09.45: Конец второй мировой войны ("Известия", СССР)
05.09.45: Великая победа || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
05.09.45: Е.Кононенко: Конец войны || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
05.09.45: И.Золин, Я.Макаренко: В Берлине || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года

04.09.45: М.Рыльский: Слово вождя ("Известия", СССР)
04.09.45: К.Федин: Наша победа || «Известия» №208, 4 сентября 1945 года
04.09.45: Б.Антропов: Вторая мировая война завершена ("Известия", СССР)
04.09.45: Н.Зубов: Гордость и радость старого моряка ("Известия", СССР)
04.09.45: Б.Ильин: «Молчите, г-н Даладье! ("Известия", СССР)

03.09.45: Обращение тов. И.В.Сталина к народу ("Правда", СССР)
03.09.45: Н.Тихонов: Второе сентября ("Правда", СССР)
03.09.45: И.Рябов: Возмездие ("Правда", СССР)
03.09.45: А.Степанов: Долгожданный день ("Правда", СССР)
03.09.45: М.Галактионов: Конец второй мировой войны ("Правда", СССР)
03.09.45: П.Бровка: Мир во всём мире || «Правда» №211, 3 сентября 1945 года

02.09.45: Важная задача мирного времени ("Правда", СССР)
02.09.45: Л.Соболев: Дорогами побед || «Правда» №210, 2 сентября 1945 года

01.09.45: А.Ростков: Альбом самурая ("Правда", СССР)
01.09.45: Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу ("Правда", СССР)
01.09.45: Начинается учебный год || «Правда» №209, 1 сентября 1945 года

Август 1945 года:

30.08.45: Пятилетний план послевоенного развития ("Известия", СССР)
30.08.45: Н.Вдовин: Народы обвиняют || «Известия» №204, 30 августа 1945 года
30.08.45: Преступники войны на скамье подсудимых || «Правда» №207, 30 августа 1945 года

28.08.45: Документы советско-китайской дружбы ("Известия", СССР)

27.08.45: Важный этап в развитии советско-китайских отношений ("Правда", СССР)

26.08.45: Б.Агапов: В капище империализма* ("Известия", СССР)
26.08.45: И.Эренбург: Величие и ничтожество ("Известия", СССР)

25.08.45: Пусть живут и здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской флот! ("Известия", СССР)
25.08.45: Н.Погодин: Счастье поколений || «Известия» №200, 25 августа 1945 года

22.08.45: Е.Кригер: На допросе ("Известия", СССР)
22.08.45: В.Антонов: «Самураи» || «Известия» №197, 22 августа 1945 года

21.08.45: Эдвин С. Смит: Два месяца в СССР ("Известия", СССР)

19.08.45: Г.Ворожейкин: Авиация народа-победителя ("Известия", СССР)
19.08.45: Л.Кудреватых: Иван Кожедуб || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
19.08.45: А.Булгаков: В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года

17.08.45: Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)

15.08.45: Г.Болдырев: Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45: Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45: Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года

14.08.45: Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс: Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач: Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)

12.08.45: В.Аварин: Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)

10.08.45: До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин: Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45: Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45: Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)

Газета «Правда» №218 (9989), 12 сентября 1945 года

Япония в ВОВ, 1945, сентябрь 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up