Кенигсберг во мгле

Mar 13, 2019 23:47


В.Величко || « Правда» №61, 12 марта 1945 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 11 марта (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). В.Величко. - Кенигсберг во мгле (3 стр.). Воздушные бои у озера Балатон (3 стр.). Л.Геллер. - Упорствующие бракоделы (3 стр.). Содружество диспетчера и машиниста (3 стр.). Со всех концов страны (3 стр.). Все силы и средства колхозной деревни - на успешное завершение подготовки к севу! Академик Т.Д.Лысенко. - Хорошее средство борьбы с свекловичным долгоносиком. Н.Барышев. - К выезду в поле готовы. Н.Новиков. - На повестке дня - вопрос о плане. В.Яхневич. - О «мелких» дефектах и забытых актах (2 стр.). Г.С. - Финляндия перед выборами в сейм (4 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.). Обмен телеграммами между Черчиллем и Эйзенхауэром (4 стр.). Телеграмма румынского правительства И.В.Сталину (4 стр.). Заседание румынского правительства (4 стр.). Отклики в Румынии на обмен письмами между руководителями румынского и советского правительств (4 стр.). Американская печать об обмене письмами между П.Гроза и Г.Татареску и И.В.Сталиным (4 стр.). Заявление Тольятти о позиции итальянской компартии (3 стр.).

# Все статьи за 12 марта 1945 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Во время Семилетней войны русские полки Ивана Салтыкова и Петра Румянцева подошли к Кенигсбергу.

Столица Восточной Пруссии была потрясена.

Правительство и все правящие чины бежали вон из Кенигсберга. Над прусской армией нависла гибель.

И тогда гордый и надменный Кенигсберг стал на колени.

Депутаты Кенигсберга пришли к русским войскам и опустились перед ними в глубоком коленопреклонении. Они передали им ключи от Кенигсберга... Русские войска вступили в Кенигсберг торжественным маршем. На домах прусской столицы они видели русские эмблемы, жители Кенигсберга отрекались от подданства прусскому королю Фридриху Второму и переходили в русское подданство.

Это было 22 января 1758 года.

1.

Проходили десятилетия.

Кенигсберг стал угрозой всему миру.

Это - черный город.

Мрачно темнеют в ночи железобетонные укрепления Кенигсберга, мощные форты защищают его со всех сторон. Цепь этих бастионов тянется, как каменная гряда. Предместья Кенигсберга проклепаны тяжелыми дотами, как бывает проклепан шов на бортах бронированного корабля. Бесконечные линии траншей опутывают этот город.

И все это неотделимо от города.

Кенигсберг слит со своими укреплениями, и укрепления слиты с ним - с его домами, господскими дворами и виллами.

Город словно ввинчен в берег Балтики.

Это - первоклассная немецкая морская база и крепость.

Кенигсберг - очаг войны и немецкого варварства. Из десятилетия в десятилетие, на протяжении более полутора веков он пестовался немцами. И вырос в огромную и зловещую лабораторию войны. Изо дня в день на протяжении столетий в этом городе вырабатывались планы военных походов, захватов, реваншей; военные планы порабощения всего мира родились в Кенигсберге.

Специальные секретные службы Кенигсберга, его военные библиотеки и военные архивы по наиболее важным странам существуют и работают в Кенигсберге из века в век.

Кенигсберг - это военный престиж Германии.

Земландский полуостров - это густая сеть наземных оборонительных укреплений и подземных арсеналов и заводов.

В окрестностях Кенигсберга тлеют руины древних замков тевтонов, и, кажется, их уродливая тень стоит над Кенигсбергом.

Главный гауляйтер Восточной Пруссии, безраздельный хозяин Кенигсберга - Эрик Кох. Он называет Кенигсберг твердыней Германии, а кенигсбергцев - носителями духа тевтонов. Эрик Кох уверял кенигсбергцев по радио, что русские погибнут, а к Кенигсбергу не придут.

Глупые, разжиревшие на кровавом хлебе кенигсбергцы пили пиво и танцовали в барах.

Кенигсбергская радиостанция передавала фокстроты и марши.

Железо и бетон прикрывали Кенигсберг.

И вдруг все рухнуло. Советские войска прорвали главную линию сопротивления немцев, преодолели твердокаменные рубежи Пилькаллена и Инстера, форсировали Дайме, страшным ударом протаранили весь Земландский полуостров.

Кенигсберг обложен, схвачен за горло.

image Click to view



Под стенами фортов тысячи стволов стали грозными рядами и нацелились на крепостные сооружения Кенигсберга.

Серая, мрачная громада Кенигсберга выплыла перед нашими войсками из тумана.

Все это досталось нелегко. В тяжком ратном труде был совершен этот изумительный подвиг советских войск. 19 дней и ночей без отдыха вели наступательное сражение наши войска. Они прорывали огонь, бетон и туман, в великой решимости они забыли об усталости, их уши уже не слышали грохота боя, их руки и ноги уже не чувствовали боли. И если настигала злодейка-смерть, то падали люди на землю, словно засыпали, с оружием в руках.

Благословенны будут в веках эти сказочные войска-герои!

Они не ждали и не шли за легкой победой, ибо они шли к Кенигсбергу.

И они пришли.

Кенигсберг стал подобен сумасшедшему дому, в котором вдруг открыли двери всех палат. Члены фашистской партии бросились вон из города - по льду, по воде словно крысы. Кох бежал.

А между тем сражение гремело.

Ползли над Кенигсбергом туманы, мгла закрывала Земландский полуостров, и повсюду был дым.

Вставал первый день осажденного Кенигсберга.

2.

Над Кенигсбергом и Земландским полуостровом прокатываются свирепые снежные бураны. Пурга заносит форты, траншеи и доты. Проходит пурга - и льет дождь. Кажется, что само море опрокидывается на эту злобную землю. Закует мороз, покажется солнце - и снова неизменная мгла опускается повсюду.

Туман, туман.

И какая бы ни была погода, Кенигсберг одинаково мрачен. Серая глыба города выглядит, как тюрьма. С переднего края видны улицы. Пусто и глухо на них. Но там, под камнем, живет жизнь. Город переполнен войсками и населением, бежавшим сюда со всех концов Восточной Пруссии.

Морем подбрасываются новые войска.

Как жабы, немцы ютятся теперь в подземельях, катакомбах, под развалинами и в канализационных трубах. Сельдям в бочке вольготнее, чем немцам теперь в Кенигсберге.

Все они убежать не могут.

Преступники боятся возмездия за свои чудовищные преступления.

Крайслейтер Кенигсберга Вагнер выбросил лозунг: «Каждый дом - крепость обороны!». Комендант Кенигсбергской крепости генерал Ляш об’явил своим войскам, что истинными героями могут быть только мертвые.

Все поставлено на карту.

Все мужское население города призвано в фольксштурм, в Кенигсберге подобрано все, вплоть до формирования «желудочных батальонов», лихорадочно строятся уличные укрепления, входы в город заваливаются, минируются все окраинные кварталы. Эти кварталы должны будут взлететь на воздух, чтобы открыть сектора обстрела для позиций за ними.

Кенигсберг со своими укреплениями похож на преступника, которому привязан на шею камень.

Тяжесть преступлений тянет немцев ко дну. Ужас перед расплатой заставляет их хвататься за все, даже за камень, привязанный к собственной шее.

В кенигсбергском гарнизоне царит страх перед советскими танками. Старший ефрейтор Ганс Делькен не вынес этого страха и, бросив оружие, перебежал к нам. Он стучал зубами, рассказывая о встречах немецких солдат с русскими танками.

Танки и орудия - это хорошо. Это тот язык, на котором жизнь говорит с Кенигсбергом - черным городом, зловещим символом милитаристской Германии. Кенигсберг обороняет группа войск «Норд». Это сильный и серьезный враг, знающий, что он делает.

Кенигсберг - большая величина на всех весах войны и еще большая величина на весах судьбы Германии. Немцы пойдут на всё. Это знают советские воины, и не страшит их никакой ратный труд.

3.

Немцы пытались оттеснить наши войска из-под Кенигсберга, освободиться от их мертвой хватки. Немцы лавинами лезли на наши батареи, бросались в атаку одновременно по семь полков и по 100 танков. Затем бросались сразу по три дивизии. Из арсеналов немцы выкатывали все орудия, какие только можно было выкатить. Бросалась авиация - по 800 самолетовылетов в один день на узкий участок всего в несколько километров.

Это серьезные бои.

Наши войска принимали на себя одновременный натиск немцев с Кенигсберга и с Земландского полуострова. Полки образовывали перевернутый фронт, как бы становились друг к другу спиной и вели бой.

Немцы не считаются ни с чем, ни с какими потерями.

Только за одну первую попытку оттеснить наши войска от Кенигсберга они заплатили 8.000 убитых, не считая раненых.

Немки и немцы Кенигсберга, его гарнизон, глянули в лицо Красной Армии и увидели, что на нем написано.

Немцы ищут спасения.

Они ищут его всяческими путями. Они знают, что нет той силы, которая бы заставила советские войска уйти из-под Кенигсберга и спасти его от падения.

На одном участке фронта к нам перешел сухощавый, жилистый немец с бешеными от злобы глазами, житель Кенигсберга. Это была особая птица. Он пришел по собственной воле, чтобы выступить, как он заявляет, свидетелем против хозяина Кенигсберга Эрика Коха, когда тот будет схвачен и посажен на скамью подсудимых.

Немец желчно говорил генералу:

- Он, Кох, обрушил на Кенигсберг весь этот ужас. О, если бы было возможно 22 января 1758 года! Но нет, с тех пор как Эрик Кох добился своей цели и стал наместником Восточной Пруссии, Кенигсберг превратился в его личную собственность и орудие наживы. Он обогащался на крови русских, французов и поляков. Его руки в крови, он сделал город кровожадным зверем. О, я знаю эту собаку, знаю с детства.

И он приоткрыл завесу мрачной и кровавой карьеры «отца Кенигсберга» - Коха. Он и Кох - близкие, интимные друзья, вместе они провели детство, вместе провели и всю жизнь - добивались власти и личного имущества. Кох преуспел, а этот немец остался в дураках. Они оба - волки, истинные сыны немецкого города, истинные немцы.

Они «ковали» судьбу Кенигсберга, Кенигсберг пестовал их.

Город прусских разбойников хрипит и мечется.

Воры и грабители стоят над пропастью.

* * *

Кенигсберг во мгле!

Здесь, в его железобетонных громадах, будет навеки развенчано и обезврежено пруссачество - угроза всему миру.

Кенигсберг - очаг прусского милитаризма. Он падет.

Свершится суд. // Гвардии подполковник В.Величко. Под Кенигсбергом. 11 марта 1945 г. (По телеграфу).

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Оперативная сводка за 11 марта

В течение 11 марта юго-восточнее ДАНЦИГА наши войска, наступая на север вдоль восточного берега ВИСЛЫ, заняли более 40 населённых пунктов и среди них: БРЕСКЕ, НОЙТАЙХ, АЙХВАЛЬДЕ, ТРАЛАУ, ГРОСС и КЛАЙН-ЛИХТЕНАУ, ЛИССАУ.

Войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта, продолжая наступление на Данцигском направлении, заняли город ЛЕБА и более 200 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты КЕЛЛН, ПОМИЧИН, СТАРАХУТТА, ЛЕБНО, ВИШЕТЦИН, ГРОСС и КЛАЙН БОШПОЛЬ, ЛУЗИН, ЗЕЕЛАУ, ГНЕВИН, ЛЮБЛОВ. В боях за 10 марта войска фронта взяли в плен более 1.000 немецких солдат и офицеров.

В районе КОЛЬБЕРГА наши войска вели бои по уничтожению гарнизона противника, блокированного в восточной части города. В боях за 10 марта в этом районе взято в плен свыше 1.600 немецких солдат и офицеров.

В Венгрии северо-восточнее и восточнее озера БАЛАТОН наши войска вели бои, отбивая атаки крупных сил танков и пехоты противника. За 10 марта в этом районе огнём нашей артиллерии уничтожено 95 немецких танков и, кроме этого, подбито и подорвалось на наших минных полях 57 танков противника.

На других участках фронта - поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.

За 10 марта на всех фронтах подбито и уничтожено 187 немецких танков и самоходных орудий.



Юго-восточнее Данцига наши войска с боями продвигались на север, вдоль восточного берега реки Вислы. Противник, используя для обороны трудно проходимую местность, изрезанную густой сетью каналов, оказывал упорное сопротивление. Минируя дороги и часто переходя в контратаки, немцы пытались задержать продвижение советских частей. Ожесточённые бои произошли на подступах к Нойтайх - узлу железных дорог и важному опорному пункту обороны немцев. Одна наша стрелковая часть обошла этот населённый пункт с севера. Другие части нанесли врагу удар с юга и востока. После упорного боя Нойтайх очищен от противника. Уничтожено свыше батальона немецкой пехоты. Захвачено 18 орудий, 41 пулемёт, много винтовок, автоматов и боеприпасов.



Войска 2-го Белорусского фронта продолжали успешное наступление на Данцигском направлении. Наши подвижные соединения и пехота, переправившись через канал Бренкенхоф, устремились на север. Противник сосредоточил в районе города Леба крупные силы и пытался удержать в своих руках этот важный опорный пункт, расположенный на побережье Балтийского моря. Советские части отразили ряд вражеских контратак, а затем нанесли немцам мощный удар и овладели городом Леба. Другие наши части, наступающие в восточном направлении, продвинулись вперёд на 20 километров и ведут бои на подступах к городу Нойштадт. Отступая под ударами наших войск, противник несёт тяжёлые потери. По неполным данным, за день боёв истреблено свыше 2.500 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи, в числе которых 23 танка, 51 паровоз, 12 железнодорожных эшелонов, 1.700 повозок с грузами и 21 склад с военным имуществом.

В боях с немецкими захватчиками советские бойцы проявляют доблесть и геройство. Старшина Дмитриев во главе группы разведчиков прорвался в тыл противника к мосту, который охраняли немецкие сапёры. Наши разведчики внезапно напали на гитлеровцев, часть из них уничтожили, а остальных взяли в плен. Подразделение сапёров под командованием старшего сержанта Резвых сопровождало группу танков. Дорогу советским танкам преградил противотанковый ров. Под сильным огнём противника сапёры засыпали ров и расчистили путь танкам. Продвигаясь вперёд, бойцы подразделения встретили группу гитлеровцев и вступили с ними в бой. Огнём из автоматов сапёры уничтожили 30 немцев.



В районе города Кольберг наши войска вели бои по ликвидации окружённого гарнизона противника. Стремительно продвигаясь вперёд, части Н-ского соединения вышли на побережье Балтийского моря западнее Кольберга и отрезали вражескому гарнизону пути отхода. Стремительными ударами наши бойцы очистили от противника западную часть города. Другие наши подразделения ночью ворвались на восточную окраину Кольберта. Многочисленный немецкий гарнизон, зажатый в тиски, яростно сопротивляется. Наши штурмовые группы очищают от врага улицу за улицей. Захвачено у немцев много вооружения и склады боеприпасов.



В Венгрии северо-восточнее и восточнее озера Балатон наши войска отбивали атаки крупных сил танков и пехоты противника. Взятые в плен немцы показывают, что они имеют приказ любой ценой выйти к Дунаю. Немецкие танки и бронетранспортеры с автоматчиками, отбрасываемые мощным огнём советской артиллерии, снова и снова на больших скоростях устремляются в атаку, стремясь прорваться через боевые порядки наших войск. Советские пехотинцы, артиллеристы и бронебойщики мужественно отражают вражеские атаки. За день боёв уничтожено свыше 2.000 немецких солдат и офицеров. На подступах к нашим позициям осталось много подбитых и сожженных танков, самоходных орудий и бронетранспортёров противника. // Совинформбюро.

***************************************************************************************************************
Литературный сборник «Вологжане в боях за Родину»

ВОЛОГДА, 11 марта. (Корр. «Правды»). Партийные организации и культурные учреждения области собрали материалы об участии вологжан в Отечественной войне. В Вологодском, Тотемском, Череповецком музеях организованы выставки, посвященные землякам - героям фронта и тыла.

Сдан в печать сборник очерков и стихов «Вологжане в боях за Родину». Интересные данные о 480 награжденных орденами и медалями фронтовиках, уроженцах Тотемского района, собрал директор местного краеведческого музея тов. Черницин. Например, бывший колхозный счетовод тов. Клыгин стал майором, награжден четырьмя орденами. Бывший районный нарсудья тов. Шульгин, ныне полковник юстиции, - трижды орденоносец, тов. Дьяков, который когда-то был избачом Погореловского сельсовета, Тотемского района, награжден шестью орденами.

______________________________________________
И.Эренбург: Дальше! ("Красная звезда", СССР)
Л.Леонов: Русские в Берлине* ("Правда", СССР)
В.Терновой: В осажденном Кенигсберге* ("Красная звезда", СССР)
Красная Армия вторглась в Восточную Пруссию! ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №61 (9832), 12 марта 1945 года

Совинформбюро, весна 1945, март 1945, 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up