«
Красная звезда» №231, 1 октября 1941 года
Сегодня начинается всеобщее обучение граждан СССР военному делу. С каждым днем будут все сильнее расти и множиться ряды борцов против фашизма. Резервы Красной армии - неисчислимы!
# Все статьи за
1 октября 1941 года.
Сегодня в нашей стране начинается всеобщее обязательное военное обучение. Это значит, что с каждым днем будут все возрастать и множиться ряды умелых и бесстрашных борцов с фашистами - лютыми врагами нашей родины.
«Каждый гражданин Союза ССР, способный носить оружие, - говорится в постановлении Государственного Комитета Обороны, - должен быть обучен военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою родину». Миллионы и миллионы советских людей, продолжая помогать фронту самоотверженным, беззаветным трудом у станков, на полях, станут теперь одновременно проходить всестороннюю, планомерную военную подготовку. И когда родина, великий Сталин призовут их в бой под знаменами Красной армии, - они ринутся на врага во всеоружии воинского умения и закалки.
Введение всеобщего военного обучения, целиком отвечая воле советского народа к борьбе с фашистами, полностью отвечает также
самым насущным, самым важным требованиям фронта. Враг еще силен и борьба предстоит ожесточенная, упорная и длительная. Чтобы организовать победу, нужны предельное напряжение всех сил, мобилизация всех ресурсов и в том числе - людских. Война будет требовать от нас все новых и новых полков и дивизий, и чем больше их окажется, чем лучше будут они владеть оружием, - тем короче и легче станет путь к победе. Наши резервы неисчислимы и дело только за тем, чтобы быстрее привести их в движение. Введение всеобщего военного обучения поможет сделать это. Подготавливая новое пополнение для Красной армии, выковывая для нее многомиллионные обученные резервы, система всевобуча призвана сыграть огромную роль в победном исходе нашей священной отечественной войны.
Организация всеобщего военного обучения возложена Государственным Комитетом Обороны на Народный Комиссариат Обороны и его органы на местах. Главное управление всевобуча, созданное в составе Наркомата Обороны, и отделы всевобуча в военных округах и областных военкоматах должны сделать все, чтобы достойно справиться со своими ответственными и важными задачами, обеспечить успешное освоение программы военной подготовки.
Государственный Комитет Обороны требует: «При прохождении военного обучения особое внимание обратить на строевую подготовку, овладение винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, на противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, а также на тактическую подготовку одиночного бойца и отделения». Это означает, что всю учебу следует строить так, чтобы учить только тому, что требуется на войне. Не распылять внимания и сил людей! Каждого вооружить знанием конкретных приемов и навыков, которые
обязательны для бойца в современной войне!
Боевой опыт отечественной войны должен широко использоваться в ходе всей военной подготовки. Обучение будет проводиться в основном по пяти специальностям - стрелка, пулеметчика, минометчика, снайпера, истребителя танков. Каждая из этих воинских специальностей имеет своих героев, прославившихся на фронтах отечественной войны. В ходе боев они своей инициативой и сметкой вносят много нового в приемы использования всех видов оружия. Это новое должно немедленно подхватываться и распространяться инструкторами всевобуча.
Но мало только учиться тому, что нужно на войне, - надо еще учить и так, как делается на войне. Предельное приближение всех занятий к реальным боевым условиям - первооснова успешной военной подготовки. Не засиживаться в классах, больше действовать на местности! Война сурова, она неизбежно связана с большими лишениями и жертвами, и тот, кто заранее подготовлен к ним, знает о них, - тот легче их переносит, успешнее сражается. С первого же дня учебы люди должны почувствовать всю строгость и суровость военной жизни. Надо неустанно закалять их в трудах и лишениях. Какая бы то ни было снисходительность в этом отношении, скидки, принесут только вред.
Успех военной подготовки решает командно-политический состав. Кадры инструкторов всевобуча состоят в своем большинстве из командиров и политработников запаса, закончивших специальные семинары. Это, как правило, люди, прошедшие армейскую школу. Но было бы неправильно предоставлять их самим себе. Надо постоянно и заботливо руководить ими, снабжая литературой, помогая конкретным указанием. Прежде всего следует добиться, чтобы все до одного инструктора сделали личный показ законом всей своей работы. Меньше разговоров и общих фраз, - больше учебы конкретным примером! Где бы занятие ни проводилось, какая бы тема ни изучалась, - обязательно сопровождать ее практической учебой!
Программа обучения в системе всевобуча предельно уплотнена по времени. То, на что в мирные дни отводились многие месяцы, должно быть сделано теперь за 110 часов. Это и естественно: война диктует новые темпы, многократно повышает ценность времени. Само собой понятно, что никаких отступлений от требования программы, никаких затяжек, отсрочек и т. п. нельзя допускать ни в коем случае. Опыт свидетельствует, что 110 часов вполне достаточно, чтобы подготовить умелого воина, способного успешно действовать во всех видах современного боя, как самому, так и в составе отделения. Дело только за организованностью. Никаких опозданий, срывов занятий, ни одной минуты впустую! Каждое занятие нужно тщательно подготавливать, обеспечивая предельную его поучительность.
Система всевобуча строится по армейской структуре - обучающиеся сводятся во взводы, роты, батальоны. Это не должно быть только проформой - всю жизнь и учебу всевобуча нужно поставить на армейский лад, пронизать ее железной воинской дисциплиной, твердым воинским порядком. С первого же дня военной подготовки неустанно воспитывать в людях качества дисциплинированных, умелых и бесстрашных воинов Красной армии!
Каждого гражданина СССР, способного носить оружие, в кратчайший срок обучить военному делу, воспитать знающим и отважным бойцом, способным доблестно сражаться в рядах Красной армии - такова ответственная и почетная задача всевобуча. Сделаем все, чтобы выполнить эту задачу с честью!
_______________________________
Наши резервы неисчислимы* ("Красная звезда", СССР)***
И.Студенов:
Гитлеровские резервы* ("Красная звезда", СССР)
************************************************************************************************************
Ночь самое удобное время для внезапных атак. Смело навязывай врагу ночной бой, врывайся в его расположение и круши штыком.
☆ ☆ ☆
Подвиг летчика младшего лейтенанта Ревякина
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). Летчик младший лейтенант Ревякин взлетел на своем быстроходном штурмовике. Он взял курс к местечку Б., где было обнаружено большое скопление германо-фашистских войск. Вот уже близка цель. Летчик вводит самолет в пике и огнем из пулеметов и пушки расстреливает вражескую автоколонну. Затем следует разворот - и снова обстрел колонны.
Во время этой атаки зенитная артиллерия врага открыла по самолету сильный огонь. Снарядом разбило колпак самолета. Осколком тяжело ранило Ревякина в левую часть лица и область глаза. Напрягая всю свою волю, летчик, несмотря на ранение, повел самолет на свою территорию. Однако силы покидали отважного пилота. Он стал терять сознание, но еще успел снизиться и посадить самолет на первой встретившейся площадке.
Это была территория, занятая фашистскими войсками. К самолету со всех сторон побежали солдаты. Ревякин очнулся. Увидев подбегавших к самолету вражеских солдат, он подал вперед сектор газа. Струей воздуха, идущей от винта, отбросило несколько солдат, которые уже было хотели ухватиться за плоскость. Самолет пошел на взлет. Советский штурмовик улетел буквально из-под носа фашистов.
Через некоторое время Ревякин благополучно посадил машину на нашей территории. Здесь отважному летчику была оказана первая медицинская помощь.
************************************************************************************************************
ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
☆ ☆ ☆
Командир полка Груздев
Командир авиационного полка майор Груздев -
волжанин, там он вырос, окреп, закалился. Но характер его горяч, как у южанина. Рассказывая о боях, он оживленно жестикулирует, словно чувствует себя за рулем машины, лицо его делается чуть строже, а глаза лишь искоса поглядывают на собеседника, все еще как-будто занятые боем, который он заново переживает.
Привлекает в Груздеве, однако, не только его горячность и поразительное бесстрашие, хотя и оно само по себе внушает глубокое уважение. Привлекает в нем еще больше его уменье заражать отвагою окружающих и держать их в постоянном горении.
До войны Груздев работал испытателем новых машин на одном из авиационных заводов. «Чкаловская работа», - говорят о заводских испытаниях. - Опасность, риск, вдохновение и тонкое мастерство, - все в ней. Когда началась война, он сразу же попросился на фронт. Разрешение дали быстро: ехать командиром авиационного полка.
- Командиру приходится редко летать. А я летать хочу, - просил Груздев.
Ему разрешили летать.
Сразу же после назначения Груздев сел в машину и, об'ехав знакомых испытателей, каждому оставил записку:
- Получил полк. Если хочешь воевать вместе - звони.
Вернулся домой и сел к телефону. Звонили ему всю ночь до рассвета. К майору Груздеву пошли капитан Баулин, капитан Бородай, капитан Бахчивадзе, старший лейтенант Чуносов, гражданский летчик Краснов.
Действовать предстояло на Северо-западном направлении, где у немцев стоял авиакорпус «Рихтгофен», один из лучших. Немецкие летчики вначале вели себя довольно нагло. Но вот вышли «ознакомиться с обстановкой» истребители Груздева, и в воздухе, как говорили пехотинцы, сразу «установился форменный порядок». В течение трех месяцев полк участвовал в более чем 300 воздушных боях. За это время было сбито 63 фашистских самолета, 74 уничтожено на земле, а сколько еще, по выражению летчиков, ушло, «трепыхая плоскостями»!
Груздев сбил 11 самолетов, из них 4 пикирующих бомбардировщика, 3 «Мессершмитта-110», 2 «Мессершмитта-109», 2 «Дорнье-217». Старший лейтенант Чуносов сбил 7 самолетов, капитан Баулин - 6, капитан Бахчивадзе - 6, летчик Краснов - 5, капитан Бородай - 3, один из самых молодых летчиков младший лейтенант Бабинин - 3.
Надолго запомнился Груздеву
налет и разгром фашистского аэродрома.
Воздушная разведка сообщила, что около деревни С. стоят в боевом порядке, совершенно готовые к вылету 74 вражеских машины. Возможно даже, что они уже в воздухе. Груздев вылетел со своими питомцами. Трем самолетам было приказано специально заняться зенитками. Вечерело. Солнце уже скрылось в низких облаках. Все же немцы заметили приближение груздевских истребителей. Зенитки открыли огонь. Три самолета «занялись» ими, расчищая воздух для полка. Они с пикирования атаковали батарею за батареей. Тем временем остальные штурмовали аэродром. Одна за другой загорались фашистские машины. Из 74 самолетов только один рискнул подняться в воздух. Вел его, видно, очень опытный летчик. Груздев налетел на него. Минут 5 или 6 длился поединок, и, наконец, фашист упал на горящий аэродром.
Груздев, кажется, больше всего был рад тому, что свалил противника на его же аэродром.
В ответ на разгром, учиненный Груздевым, фашисты предприняли налет на аэродромы его полка. 18 бомбардировщиков уже делали заход для бомбежки, когда первым по тревоге взлетел Краснов. Он один бросился в середину вражеского строя и сразу деморализовал фашистов.
Бомбардировщики вынуждены были изменить боевой курс и не смогли бомбить. Тем временем истребители груздевского полка уже были в воздухе и ринулись в атаку. Потеряв 5 самолетов, немцы ушли.
...Звонок из штаба. Груздев отдает приказание:
- Ну, пора на вечернюю прогулку!
Так называются его вечерние полеты.
Однажды на вечернюю прогулку вышло с Груздевым три машины. Не успели подойти к линии фронта, видят - несколько истребителей «клюют» наш бомбардировщик. Четверка ринулась в бой. Сразу же удалось сбить двоих. Груздев погнался за третьим, но потерял его в облаках. Огляделся - поискал своих, видит - вдали идет троечка истребителей. Пристроился к ней. И вдруг убеждается, что тройка машин не своя, а немецкая. Было уже темновато, стал отваливать, но не успел. Пришлось принять бой. Сбив одного, нырнул в облака и благополучно ушел.
Рассказывая об этом, Груздев говорит:
- Все мечтаю как-нибудь потаранить, да никак не приходится... У меня такой принцип - я не вообще бью по самолету, а по отдельной его точке. Выбрал себе, скажем, мотор - бей в него, пока не загорится.
Он с увлечением вспоминает, как молодой летчик младший лейтенант Малафий в составе девятки бомбил немецкую колонну машин в 200. С трех заходов девятка прострочила колонну из пулеметов, снаряды начали рваться, все загорелось.
Младший лейтенант Малафий решил атаковать с пикирования уцелевших солдат.
И свалился с пике в штопор.
- Ну, думаю, - рассказывает Груздев, - конец его трудовому списку! Гляжу и ничего не понимаю, - машина в штопоре, через полминуты гибель, а Малафий шпарит из пулеметов, как окаянный. Только над самой землею метрах в ста выравнял он машину, а стрельбу ни на секунду не прекратил.
Груздев сжимает кулак и удовлетворенно говорит:
- Вот это закалочка, так закалочка!
Секрет успешных действий полка как раз в этой самой «закалочке».
Темнеет. Сквозь низкие дымчатые облака глядит узкая огненная полоска заката.
- Пора! - поднимается Груздев. - На прогулку!
И летчики молча надевают шинели, торопясь, как бы не оставил - чего доброго - дома. //
П.Павленко. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
__________________________________
К.Груздев:
Тактика воздушного боя ("Красная звезда", СССР)
К.Груздев:
Под ударами советских «ястребков» ("Красная звезда", СССР)
************************************************************************************************************
НА ПОДСТУПАХ К МОСКВЕ СБИТ ФАШИСТСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
Вчера днем, барражируя на подступах к столице, летчик-истребитель московской зоны ПВО лейтенант Романенко заметил направлявшийся в сторону Москвы вражеский бомбардировщик «Ю-88».
Быстро сблизившись с фашистским стервятником, Романенко стремительно атаковал его. Немецкий летчик, сбросив весь груз бомб в болото,
пытался уйти, но не тут-то было. Меткими пулеметными очередями Романенко расстрелял вражеский самолет, и он, потеряв управление, рухнул вниз.
Весь экипаж фашистского самолета погиб.
☆ ☆ ☆
АТАКА ФАШИСТСКОГО АЭРОДРОМА
ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 30 сентября. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Группа наших штурмовых самолетов под командованием старшего лейтенанта Новикова атаковала еще один из аэродромов врага. В момент налета, на аэродроме находились один транспортный четырехмоторный самолет и до 12 боевых машин. В разных местах летного поля толпились четыре группы летчиков и техников. В воздухе патрулировали 8 «Мессершмиттов». С первого же захода штурмовики зажгли 1 транспортный и 7 боевых самолетов, взорвали 2 бензозаправщика и уничтожили до 30 человек живой силы.
Одновременно наша истребительная группа, сопровождавшая штурмовики, стремительно атаковала немецкие патрульные самолеты и обратила их в бегство. «Мессершмитты» набрали высоту, поспешив укрыться за облаками. Однако это удалось только семи «Мессершмиттам». Восьмой был настигнут и сожжен младшим лейтенантом Лавейкиным.
С нашей стороны потерь нет.
************************************************************************************************************
ЦЕННЫЙ СПРАВОЧНИК
Воениздат Наркомата Обороны СССР выпустил сборник указов, постановлений, приказов и инструкций о пенсиях, пособиях и льготах военнослужащим и их семьям.
Сборник предназначен для военных комиссаров, частей и учреждений Красной армии в качестве официального руководства. В нем собраны указы и постановления о пенсиях, пособиях и льготах, изданные до 28 июля 1941 года.
Командиры и бойцы найдут в сборнике справочный материал о пособиях и денежном содержании военнослужащих.
________________________________________
А.Толстой:
Кровь народа ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург:
Пауки в банке ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов:
В лапах у фашистского зверя ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль:
Борьба с воздушными десантами врага ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №231 (4986), 1 октября 1941 года