Под ударами советских «ястребков»

Jul 17, 2018 21:30


К.Груздев || « Красная звезда» №166, 17 июля 1941 года

Комиссары, работники политотделов, политруки! Крепите стойкость своей войсковой части в бою, воспитывайте у личного состава смелость, хладнокровие, инициативу и сметку, презрение к смерти и готовность биться до победного конца против заклятого врага нашей родины - германского фашизма.

# Все статьи за 17 июля 1941 года.

Заметки летчика-истребителя




Активная боевая деятельность нашей части началась с первого же дня прибытия на фронт. Мы знали: заметив появление на фронте новой советской части, гитлеровская авиация попытается нанести ей внезапный удар. Из этого нам следовало сделать вывод: если мы хотим поразить врага, инициативу в воздушной борьбе нужно с самого начала взять в свои руки.

При первой же встрече с врагом летчики нашей части уверенно начали бой. Старший лейтенант Чуносов, храбрый воздушный боец, безупречно владеющий искусством высшего пилотажа, настиг германскую машину «Дорнье-17» и с короткой дистанции открыл по ней огонь. Охваченный пламенем, самолет повалился на землю. Другой наш летчик, капитан Бахчиванджи вогнал вражескую машину в болото.

Смелый удар сталинских соколов заставил врага изменить тактику. Теперь, прежде чем предпринять полет, немцы стали высылать самолеты-разведчики. Машины эти действовали преимущественно в одиночку, реже попарно.

Наши люди поставили перед собой задачу - парализовать действия вражеских разведчиков и при первой же возможности сбить машину, причем сделать это «аккуратно», не повредив ее, взяв экипаж живым. Эту задачу блестяще решил старший лейтенант М.Чуносов. Он атаковал врага со встречного курса, сосредоточив всю силу пулеметного огня на моторе. Наш летчик бил метко - ему удалось повредить и поджечь мотор, после чего машина заметно убавила скорость, накренилась. Пользуясь этим, Чуносов насел на врага и не прекращал огня до тех пор, пока неприятельская машина не оказалась на нашей земле.

Захват вражеского самолета-разведчика и его экипажа помог нам уточнить важные детали, относящиеся к организации германской воздушной разведки.

Но бывает и так, что вражескому самолету-разведчику удается незаметно проникнуть к нам в тыл и возвратиться к себе на базу. В этом случае надо ждать налета целой группы германских машин.

Задача наших летчиков - встретить врага в воздухе и заставить принять бой. За последние пятнадцать дней я наблюдал до десяти ожесточенных воздушных боев между советскими и германскими летчиками, в нескольких из них я участвовал сам. В этих боях немцы потерпели ряд жестоких поражений, нам удалось в воздушных боях сбить много немецких самолетов, не потеряв ни одной своей машины.

Чем же об'яснить то, что в воздушных боях наши летчики зачастую выходят победителями, а хваленые немецкие летчики оказываются битыми?

Германские летчики имели довольно смутное представление об уровне мастерства летчиков Красной армии, и результаты первых схваток с нашими людьми явились для них полной неожиданностью. Это признают сами пленные фашистские пилоты.

Гитлер бросил на восточный фронт свои лучшие самолеты. Тем не менее наши машины показали в воздушных боях с врагом свое превосходство.

Но дело не только в прекрасных летных качествах людей советской авиации и высоких технических данных отечественных самолетов. Если сравнить поведение в бою наших летчиков и вражеских, - секрет превосходства становится ясным. Действия советских летчиков исполнены не только высокого летного искусства, но и великой храбрости, истинной самоотверженности.

Наши воздушные бойцы бьют противника в лоб, открывая огонь с коротких дистанций. Однажды навалившись на врага, они не выпускают его до тех пор, пока не уничтожат.

Разумеется, ничего подобного о действиях фашистских воздушных пиратов сказать нельзя. Немцы проявляют какую-то инициативу лишь в том случае, если наши машины находятся на земле. Но всякий раз, когда им приходится встречаться лицом к лицу с советскими истребителями в воздухе, они обращаются в бегство.

Чтобы заставить своих летчиков сражаться смелее, командование германских воздушных сил обращается к несложным средствам. Мы установили, что употребление спиртных напитков накануне боя поощряется не только в наземных войсках, но и в воздушных. Во всяком случае, многие из захваченных нами германских летчиков в момент пленения были пьяными. Используются и другие средства. Так, например, для того, чтобы заставить летчиков при любых обстоятельствах оставаться в машине и продолжать бой, их посылают сражаться без парашютов.

Неудивительно, что в минуту серьезной опасности фашистский летчик часто охвачен одним желанием - как бы уйти живым! Нам, советским летчикам, для которых взаимопомощь в бою всегда была священным долгом, странно было видеть, как фашисты, спасая собственную шкуру, оставляли на произвол судьбы своих сподвижников. Зная это, наши летчики даже при встречах с превосходящими силами врага стараются расколоть строй противника и потом истреблять вражеские машины по одиночке. В нашей части особенно хорошо удавался этот маневр капитану Бахчиванджи. Так было и 7 июля. Возвращаясь после выполнения очередного задания, советский летчик встретил два самолета «М-110». Капитан уверенно пошел в атаку и с первого же удара отколол одну вражескую машину от другой. Он преследовал ее, пока не поджег. Покончив с одной машиной, Бахчиванджи устремился за другой, нанес ей смертельный удар.

Внимательный анализ воздушных боев, проведенных нашей частью, показывает, что германские летчики, даже тогда, когда в отдельных случаях они обладают численным преимуществом, не могут этого преимущества реализовать. В этой связи вспоминается воздушный бой, происшедший между нами и немцами 7 июля. 14 германских самолетов «Мессершмитт-110» приближались к цели. В момент, когда они достигли намеченного пункта, их встретили три наших «ястребка». Фашисты поспешно сбросили бомбы в открытое поле и, видимо, взбодренные своим численным превосходством, устремились к нашим машинам. Завязался неравный бой. После нескольких ожесточенных попыток поразить советские самолеты, немцы оставили поле боя, не сумев сбить ни одной нашей машины.

За несколько дней июля моя эскадрилья сбила больше десятка фашистских самолетов, не потеряв ни одного.

Силу удара советских «ястребков» германские летчики испытали на первом же этапе войны. Но это всего лишь начало. Могущество советских воздушных полков будет расти неуклонно. Наиболее грозные удары ожидают немцев впереди. Мы приложим все усилия к тому, чтобы уничтожить воздушный флот фашистской Германии. // Майор К.Груздев, командир N эскадрильи. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

************************************************************************************************************
Вести с фронта
(По телеграфу и телефону от наш. спец. корр.).

☆ ☆ ☆

Бой за Жлобин

Глубокой ночью через Днепр переправились группы советских разведчиков и стрелков, возглавляемые капитаном Чистяковым, младшими лейтенантами Шматковым и Коваленко. Они разведали силы врага, а затем смело бросились в атаку на фашистов.

Большая группа немецких бомбардировщиков неоднократно бомбила переправу через Днепр. Но мужественные советские воины, несмотря на бомбежку и сильный минометный и артиллерийский огонь, продолжали переправляться через реку и развивать наступление. Отлично действовал капитан Даневич, проявивший много находчивости и изобретательности при строительстве переправы. Зенитчики - командир орудия Журавлев и дальномерщик Данишек - подбили два вражеских самолета, обстреливавших переправу.

Гитлеровские банды пытались было укрепиться на окраине Жлобина, за железнодорожным депо, но меткие залпы артиллеристов под командой Шлепина и Долганова быстро подавили вражеские огневые точки, отрезали часть фашистских войск от основных сил.

Город взят. Бойцы идут по улицам Жлобина, и сердца их вскипают ненавистью. Повсюду кровавые следы недолгого хозяйничания фашистов: разрушенные дома, пепелища на месте построек, горы битой посуды из-под вина. Фашистские налетчики пьянствовали, ограбив винные магазины.

Тотчас после занятия города нашими войсками из лесов поодиночке стали приходить советские граждане, не успевшие в свое время эвакуироваться и бежавшие из фашистского плена. Плача от радости, обнимают они красноармейцев. Колхозник Иван Иванович Сокольский и работница Надежда Григорьевна Теганова с дрожью в голосе рассказывают о диком разбое гитлеровских головорезов.

В городе восстанавливается порядок. Налаживается связь. Истребительный отряд очищает местность от замаскировавшихся диверсантов.

В бою за Жлобин, как и в бою за Рогачев, Красной армией захвачено большое количество пленных.

☆ ☆ ☆

ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ СВЯЗИСТОВ

Командир взвода связи младший лейтенант Пухный и два красноармейца-связиста, выполняя задание, неожиданно оказались в районе расположения батареи противника. Бойцы решили взять врага хитростью. Они вплотную подползли к батарее с трех сторон. Пухный подал громкую команду:

- Первый взвод справа, второй взвод с тыла, вперед на врага!

Тотчас же с трех сторон посыпались одна за другой гранаты. Ошеломленные немцы побросали оружие и подняли руки вверх. Младший лейтенант подал команду:

- Из первого и второго взводов выйти по одному бойцу и собрать оружие. Взводам быть наготове и при первой же попытке сопротивления забрасывать противника гранатами!

Вражеские солдаты стояли, не шевелясь. Бойцы собрали оружие, связали немцам руки. Так три храбреца взяли в плен 60 человек.

☆ ☆ ☆

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ ВРАЧА СИВЕРСА

Вражеские самолеты неожиданно бомбардировали станцию К., расположенную недалеко от линии фронта. Одна бомба попала в поезд с воинским имуществом. Возник пожар.

Несмотря на продолжавшуюся бомбардировку, военврач 1-го ранга Сиверс организовал тушение пожара. Увлеченные самоотверженностью врача, люди под обстрелом упорно боролись с огнем. В результате пожар был быстро прекращен и воинское имущество спасено.

☆ ☆ ☆

АКТИВНОСТЬ ПАРТИЗАН В ФАШИСТСКОМ ТЫЛУ

На территории, занятой немцами, в районе В. активно действует отряд партизан под командованием тов. П. Отряд совершил ряд смелых налетов на тылы противника.

На-днях партизаны неожиданно окружили остановившуюся на привал большую колонну немцев и открыли по ней огонь. После непродолжительного боя немцы, бросая имущество, стали разбегаться. Отряд уничтожил несколько десятков вражеских солдат. 10 фашистов сдались в плен. На поле боя осталось три вражеских противотанковых орудия, много мотоциклов, велосипедов, автоматического оружия, боеприпасов. Теперь партизаны имеют возможность совершать свои налеты на мотоциклах и велосипедах.

☆ ☆ ☆

ЛЕТЧИК ЧИСТЯКОВ ЗА ДЕНЬ СБИЛ ДВА САМОЛЕТА

Комсомолец младший лейтенант Чистяков, патрулируя в воздухе, заметил звено вражеских самолетов. Не ожидая, пока придут другие советские самолеты, Чистяков смело атаковал противника. Во время воздушного боя один вражеский самолет был сбит, а остальные обратились в бегство. В этот же день, младший лейтенант по тревоге поднялся в воздух и сбил еще один фашистский самолет.

************************************************************************************************************
Баллада о санитаре Зланине

Над полем сражения рвутся снаряды -
Здесь место рождения этой баллады!

Не только снарядом, штыком, пулеметом
Мы целимся по неприятельским ротам!

Ударом ответим врагу на удар!..
Сквозь дым и сквозь пламя идет санитар,

Товарищ фашистскою пулею ранен -
На помощь к нему пробирается Зланин.

Сквозь дым и сквозь пламя, под градом свинца
За линию боя он вынес бойца.

И снова идет он сквозь пламя боев,
Спасая от смерти десятки бойцов.

Вот сутки проходят, вот двое уже -
Стоит санитар на огня рубеже!

Усталые руки - свинцовые будто, -
Но отдых немыслим ни на минуту.

На поле сражения раненый ждет,
И Зланин на помощь сквозь пламя идет!..

Большое спасибо, товарищ, от нас
За жизни, что ты для Республики спас!

Ты вместе с полком отправляешься в бой.
Семья боевая гордится тобой!

Ударом ответим врагу на удар!..
В бою и в балладе живет санитар!..

М.Светлов

________________________________________________
П.Ролин: Первые итоги боев с фашистской авиацией ("Красная звезда", СССР)
А.Долгов: Боевой опыт советской штурмовой авиации ("Красная звезда", СССР)
В.Шевченко: Чему учит первый месяц воздушных боев* ("Красная звезда", СССР)
В.Костров: Крах фашистских планов воздушной войны* ("Красная звезда", СССР)
П.Луконин: Опыт борьбы бомбардировщиков с танками и пехотой врага ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №166 (4921), 17 июля 1941 года

июль 1941, 1941, лето 1941, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up