Д.Грендаль || «
Красная звезда» №229, 28 сентября 1941 года
Основа обороны каждого полка и соединения - неутомимая активность. Нельзя дожидаться того момента, когда враг ударит и оттеснит назад. Смелыми контратаками нужно прощупывать слабые места неприятеля, улучшать свои позиции и вместе с тем закалять воинов для подготовки их к наступлению.
# Все статьи за
28 сентября 1941 года.
Немецко-фашистские парашютные части приступили к действиям на Восточном фронте, располагая обширным и многосторонним опытом десантных операций. Как известно, на Западе (Норвегия, Голландия) немцы широко применяли крупные воздушные десанты. Бросая большое количество людей в тыл противника, немцы шли на риск, конечно, не случайно. У них были все основания рассчитывать на успех. Это определялось не столько качествами фашистских вооруженных сил, сколько беспомощностью противника, непрочностью его тыла.
На Востоке гитлеровская армия встретилась с иным противником. Фашистской Германии противостоит Советское государство, у которого армия и тыл всегда являли пример сплоченности и боеспособности. В этих условиях командованию немецко-фашистских воздушных частей не оставалось ничего другого, как выработать новые способы борьбы. На время отказавшись от оперативных десантов, немцы использовали парашютистов исключительно для диверсионной деятельности - главным образом для разрушения в нашем тылу средств транспорта и связи.
Чтобы сделать действующие в нашем тылу подразделения более подвижными, состав их был сведен до 10-30 человек. Костяком этих подразделений явились кадровики десантных частей, прошедшие соответствующую подготовку под руководством инструкторов и обладающие боевым опытом. В состав каждой группы было включено несколько человек, знающих русский язык, причем среди них были и женщины.
Для переброски парашютистов наряду со старыми самолетами «Юнкерс-52» были использованы разведывательный «Хеншель-126» и связной «Физелер-156» Чтобы безнаказанно проникать в наш тыл, немцы решили нанести на плоскости своего транспортного самолета красные звезды. Свою затею они выполнили довольно неуклюже: «замаскировали» под советский самолет все тот же «Юнкерс-52», т.е. машину, которая меньше всего напоминает какую-либо из наших конструкций. Как известно, «Юнкерс-52» - трехмоторный самолет, а на вооружении советской авиации вот уже добрый, десяток лет нет трехмоторных машин.
Уничтоженные на территории СССР десанты были вооружены станковыми и ручными пулеметами, минометами калибра 50 мм., противотанковыми ружьями, гранатами, автоматическими пистолетами. В момент сбрасывания парашютисты имели при себе только личное оружие. Групповое оружие сбрасывалось отдельно в специально приспособленных для этого деревянных и металлических контейнерах. Так же сбрасывались и средства передвижения парашютистов - мотоциклы и велосипеды.
Парашютисты были одеты в форму советских войск, НКВД, милиции, подчас в обычное гражданское платье. Во всех случаях в момент спуска был надет на верхнее платье парусиновый костюм защитного цвета или серый бумажный комбинезон.
Соответственно оценив силу нашей обороны, командование десантных частей выработало ряд мер для обеспечения выброски десанта. Как правило, высадка осуществлялась лишь в том случае, если на этот счет имелись необходимые разведывательные данные. Переброска десантов чаще совершалась ночью, причем самолет с парашютистами обычно шел к цели вдали от крупных населенных пунктов. Достигнув конечного пункта маршрута, самолет сбрасывал парашютистов и, не разворачиваясь, по прямой уходил на базу. Сбрасывание производилось на небольшой высоте (часто не выше 100-200 метров), с плоскости, методом «срыва».
Анализ десантных операций на Западе показывал, что успех борьбы с парашютистами наполовину зависит от того, насколько хорошо поставлена служба наблюдения за воздухом и насколько надежно организовано оповещение соответствующих частей. В первый же месяц войны к воздушному наблюдению было привлечено в той или иной форме все население прифронтовой полосы. Это дало возможность охватить наблюдением огромную территорию и организовать быстрое оповещение о высадившемся десанте, а следовательно, наносить врагу удары в самой невыгодной для него обстановке.
Пытаясь сократить время выполнения заданий, немцы сбрасывали свои десанты в непосредственной близости от об'ектов, которые они стремились разрушить. Поэтому нам нужно было действовать с исключительной быстротой, чтобы предотвращать диверсии. В этом смысле многие наши части оказались на высоте положения.
Вот один из фактов. Пост воздушного наблюдения сообщил, что к крупному мосту через реку Н. враг перебросил группу парашютистов в составе 22 человек. Взвод лейтенанта Тарасова сумел прибыть к расположению десанта до того, как тот успел выслать разведку и выставить достаточно надежное охранение. Пользуясь этим, тов. Тарасов выслал на фланги врага два стрелковых отделения, приказав пулеметчикам поддерживать их действия. Подпустив парашютистов метров на 50, красноармейцы сначала открыли огонь, а затем атаковали их, прижали к болоту и уничтожили.
В том случае, когда немцам удавалось высадиться незаметно, они высылали на большие дороги своих разведчиков. Одетые в обычное гражданское платье и сносно владеющие русским языком, разведчики должны были вывести десант к соответствующему об'екту. Попутно разведчик выполнял индивидуальные задания: устанавливал, где находятся наши части, куда передвигаются и т.д. Располагая компактным радиопередатчиком и шифром, разведчики пытались сообщить нужные сведения своему командованию.
Нередко индивидуальные задания разведчиков носили явно диверсионный характер. В армейском тылу на Западном фронте нами был захвачен специально подготовленный для действий на нашей территории разведчик П. Прежде чем его перебросили в СССР, он прошел девятимесячный курс обучения в соответствующей фашистской школе. Он был одет в красноармейскую форму, имел при себе разводной ключ и лемановские гранаты. Его задача - разбирать рельсы на наших железных дорогах, разрушать железнодорожный парк.
Ясно, что нам нужно было не только обезвреживать разведчиков, но по их следам разыскивать десанты и уничтожать их. В начале июля на одном участке Западного направления одна наша часть задержала двух людей, одетых в обычное штатское платье. Умело организовав допрос задержанных, командование установило, что это участники вражеского десанта, выполняющие разведывательное задание. Вскоре десант действительно был обнаружен. В завязавшемся бою были уничтожены 32 парашютиста, 18 взяты в плен.
Во время боев в Голландии и Бельгии немецкие парашютисты несколько раз прибегали к тактическому приему, впоследствии названному «охватом сверху». Парашютные войска сбрасывались непосредственно в районы действующих частей противника, что было рассчитано на дезорганизацию его рядов. За время операций против СССР немцы лишь однажды обратились к этому приему.
Это было в начале июля на Северо-западном направлении. В разгар боя враг сбросил в расположение части группу парашютистов, снабженных радиостанциями и телефонной аппаратурой. Большинство немцев опустилось плотной массой прямо на позиции наших войск. Это лишило наших бойцов возможности вести огонь, на что, очевидно, и рассчитывали немцы. Однако, они не учли одного: отличным русским штыком наш боец разит врага не менее искусно, чем пулей. На десант обрушились бойцы подразделения тов. Корякина и в яростной штыковой атаке истребили фашистов. После этого немцы отказались от «охвата сверху».
В первые 15 дней войны немецкое командование разбросало позади нашей линии фронта десятки мелких парашютных групп и по существу обрекло их на истребление. Абсолютное большинство парашютистов нашло себе гибель на нашей земле, буквально ничего не сделав. Неудача мелких десантных операций была настолько очевидна, что с некоторого времени немцы вынуждены были отказаться от них и перейти к более крупным.
За время войны немцы перебросили в наш тыл несколько больших десантов. Все они были выброшены в непосредственной близости к линии фронта. Перед десантами была поставлена задача - оказать всемерную поддержку своим механизированным войскам, прорывающимся на нашу территорию, обеспечить успешное преодоление укрепленных полос, форсирование рек. В состав такого десанта входило несколько сот человек. Он был вооружен танкетками, бронемашинами, крупнокалиберными пулеметами, горными пушками.
В большинстве случаев немцы, прежде чем перебросить в наш тыл крупный десант, посылали туда разведчиков. Те отыскивали подходящую площадку для приземления парашютных групп и посадки самолетов, разведывали основные коммуникационные линии. Вслед за разведчиками высаживался парашютный десант. Если ему удавалось захватить площадку, пригодную для посадки, туда направлялись главные силы десанта. Именно в такой последовательности немцы пытались действовать в сентябрьских боях под Ярцевым, но, потерпев поражение, вынуждены были свернуть начатую операцию,
Подчас враг одновременно с крупным десантом посылал в наш тыл и разведывательные группы. Во время июльских боев на Западном направлении немцы высадили неподалеку от ст. А два десанта - посадочный, численностью в 300 человек, и небольшой, разведывательный, состоящий всего из двух отделений. Они должны были открыть дорогу фашистским наземным частям на город Д. На уничтожение десантов выступила часть полковника Гурьева. Быстро истребив разведывательную группу, часть оттеснила основные силы фашистов к местечку А. Затем тов. Гурьев приказал артиллерии своим огнем заставить немцев покинуть местечко и выйти на дорогу. Когда это было выполнено, выдвинувшийся, наперерез десанту батальон тов. Хоценко нанес немецким парашютистам смертельный удар.
Особый интерес представляют крупные посадочные десанты с гидропланов. За время войны в СССР немцы высаживали их лишь в исключительных случаях, причем там, где по условиям местности было трудно прибегнуть к помощи сухопутных самолетов. Так было, например, в одном лесистом, изобилующем водными бассейнами районе. Десант был высажен с гидропланов на поверхность озера и в особых надувных лодках переправлен на берег. Вооруженные автоматическими пистолетами и подрывными средствами, фашисты пытались вывести из строя крупное техническое сооружение. Усилиями наших частей десант был обнаружен и диверсия предотвращена.
В борьбе с вооруженными силами Советского Союза тактические приемы немецких десантных частей обнаружили свою полную несостоятельность. Это привело к тому, что немцы, развернув кипучую деятельность по выброске десантов в начале войны, не сумели ее продолжить таким же темпом в последующие месяцы. Не исключена, однако, возможность, что, пересмотрев старые приемы борьбы, используя, в частности, опыт десантных операций на острове Крит, неприятель сделает попытку предпринять новые десантные операции. Этого нельзя не учитывать. Всем нашим бойцам, всему населению прифронтовой полосы и тылу нужно быть готовыми во всеоружии встретить десанты врага и немедленно их уничтожить. // Генерал-майор авиации
Д.Грендаль.
____________________________________
Немецко-фашистский шпионаж* ("Красная звезда", СССР)
Н.Журавлев: Потери немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
************************************************************************************************************
Летчики штурмовой и истребительной авиации! Смело атакуйте фашистских стервятников, поливайте свинцом наземные части врага. Не давайте житья гитлеровской орде!
☆ ☆ ☆
Боевые дела летчиков города Ленина
Радиопередача из Ленинграда
Вчера во время радиопередачи из Ленинграда доблестные летчики N авиачасти рассказали стране, как они защищают великий город Ленина от фашистской нечисти.
Выступивший перед микрофоном комиссар тов. Федотов заявил, что авиачасть оснащена отличными боевыми машинами. Наши летчики нещадно бьют врага, уничтожают фашистские самолеты и танки.
Командир одного подразделения капитан В.Е.Шалимов рассказал:
- Нам было приказано вылететь к вражескому аэродрому в районе Л. Летели низко, видимость была плохая. Но к цели вышли точно. У самой цели я обнаружил в воздухе два истребителя, которые хотели отвлечь меня от аэродрома, на котором находились фашистские машины. Но эту уловку врага я понял, не пошел за фашистскими стервятниками, а развернулся и точно вышел на аэродром, где заметил 10 «Юнкерсов». Снизившись до 15 метров, я стал атаковывать самолеты противника. Сначала полетели снаряды, за ними последовали пулеметные очереди. Фашистские машины были уничтожены.
У микрофона командир звена Ф.А.Смышляев:
- На-днях, - сказал он, - получив приказ уничтожить скопление мотомехчастей, конницы и пехоты противника, я вылетел в район В. Противник не ожидал появления наших самолетов. Когда фашисты увидели нас, среди них началась паника. (ТАСС).
☆ ☆ ☆
Зенитная батарея Савченко сбила восемь немецких самолетов
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 27 сентября. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Зенитная батарея младшего лейтенанта Савченко успешно преграждает фашистским стервятникам путь к Ленинграду. На-днях на эту батарею обрушились 49 вражеских самолетов. Самоотверженные зенитчики смело вступили в бой с воздушными хищниками, которые эшелонами налетали на батарею. Один за другим врезались в землю подбитые «Мессершмитты» и «Юнкерсы».
Беспримерный поединок закончился блестящей победой наших бойцов. Отважными зенитчиками было уничтожено восемь немецких самолетов, в том числе четырехмоторный бомбардировщик «Фокке-Вульф».
☆ ☆ ☆
Части командира Масленникова наносят фашистам большие потери
ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 27 сентября. (ТАСС). Отдельные части N соединения, преодолевая упорное сопротивление врага, продолжают двигаться вперед.
Одна из частей к исходу дня выбила противника из укрепленных позиций и, уничтожив до двух рот немецкой пехоты, овладела селениями Ш. и П. В бою особенно отличились связисты. Когда наша пехота вышла на новый рубеж, сержанты Лохов, Солпогаров и красноармейцы Бордачев и Пискунов под пулеметным и минометным огнем противника за 40 минут проложили пять километров кабеля. Командный пункт получил связь с передовыми частями. Это обеспечило успех операции.
Другая часть уничтожила 8 противотанковых орудий, 7 минометов, 15 пулеметов и более сотни немцев.
Войска под командованием тов. Масленникова продолжают теснить врага в районе пункта К., нанося немцам большие потери.
☆ ☆ ☆
25 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА КОРОБКИНА
ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 27 сентября. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Летчики N эскадрильи отмечали на-днях своеобразный юбилей боевой деятельности одного из своих товарищей - младшего лейтенанта Коробкина.
Тов. Коробкин совершил на своем штурмовом самолете 25 боевых вылетов. Он громил вражеские аэродромы, бил танковые и автотранспортные колонны немцев, бомбил огневые позиции артиллерии и воинские железнодорожные составы. Но, пожалуй, больше всего досталось от Коробкина вражеской пехоте на передовых линиях фронта.
По самым минимальным подсчетам, Коробкин уничтожил за время войны несколько сотен живой силы немцев, 17 танков, 36 автомашин, 20 орудий полевой и зенитной артиллерии, 4 цистерны с горючим, 2 железнодорожных вагона с воинским грузом и десятки подвод неприятельских обозов.
________________________________________________
М.Спирин:
Советский воздушный десант* ("Красная звезда", СССР)
С.Тюльпанов:
Парашютная дивизия в... окопах* ("Красная звезда", СССР)*
М.Громадин:
Провал налетов фашистской авиации на Москву* ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль:
Потери гитлеровской авиации в войне против СССР ("Красная звезда", СССР)
Сталинские соколы, с честью выполняйте долг перед родиной!* ("Красная звезда", СССР)**
Газета «Красная Звезда» №229 (4984), 28 сентября 1941 года