В.Ильенков. Неуязвимые

Oct 03, 2017 17:25


В.Ильенков || « Красная звезда» №42, 20 февраля 1943 года

Вчера наши войска, продолжая успешно наступать, освободили от гитлеровцев города Люботин, Мерефа, Обоянь и ряд населенных пунктов.

Еще крепче удары по врагу! Встретим 25-ю годовщину Красной Армии новыми боевыми делами во славу нашей великой Родины!

# Все статьи за 20 февраля 1943 года.

В начале мая 1942 года майор Додонов пришел со своим новым экипажем на аэродром, чтобы познакомиться с самолетом, на котором предстояло летать в далекие рейсы.




Трудно было удивить чем-нибудь этих бывалых людей: штурмана Ушакова, летавшего под капризным небом Финляндии, радиста Давида Чхиквишвили, сбившего четыре вражеских самолета, старшего борттехника Прокофьева, который успел побывать над столицей врага, стрелков, доказавших свою меткость в боях. Только один стрелок-бомбардир Васильченко был новичком среди них. И все-таки они с удивлением остановились перед гигантским воздушным кораблем, прижавшимся к опушке леса.

Он стоял, опираясь тяжелым телом на толстые и высокие - в рост человека - колеса, раскинув могучие крылья и сверкая стеклами сетчатой сигарообразной кабины, смотрел в солнечное весеннее небо.

Глядя на этот громадный воздушный корабль, люди испытывали чувство гордости, потому что у врага нет таких кораблей, но их могла строить великая держава - СССР. И корабль-гигант стоял на земле, широко раскинув свои могучие крылья с подвешенными тяжелыми бомбами, как символ могущества и грозной силы СССР. Гордость и радость за свою великую родину испытывали все: и грузин Давид Чхиквишвили, добровольно покинувший энергетический институт, чтобы защищать родину от фашистского нашествия, и ярославский текстильщик Додонов, которому страна доверила этот воздушный корабль, и украинский колхозник - стрелок Азамат, и стрелок Плехно, тракторист из маленького городка Берислава, затерявшегося в широких степях Николаевщины, и ленинградский слесарь - борттехник Прокофьев, и стеклодув из Вышнего Волочка - штурман Ушаков, и его помощник, или, как его назвали товарищи, «штурманенок» Васильченко.

И все эти люди, собравшиеся на аэродром из разных республик и областей великого Советского Союза, были об’единены одним горячим желанием: поскорей освоить сложнейшую технику корабля и отправиться в первый полет в глубокий тыл врага. Закипела дружная работа. День и ночь экипаж не отходил от самолета, и в этой напряженной работе люди узнавали друг друга, и каждый нашел свое прочное место в коллективе, спаянном взаимным доверием и строгой требовательностью командира. Но по-настоящему, глубоко, качества каждого человека должны были подвергнуться проверке лишь в боевом полете.

…Воздушный корабль, взревев своими моторами, взмыл к небу, усеянному яркими звездами, и штурман повел его на запад, в глубокий вражеский тыл, а молодой «штурманенок», сидевший в самом носу кабины, старался помочь ему, внимательно следя за сиянием Большой Медведицы. Давид Чхиквишвили чутко ловил в эфире сигналы радиомаяка.

- Всё в порядке. Идем на цель, - сообщил он на командный пункт. И вдруг под одним из моторов показалось пламя. Прокофьев бросился в плоскость. По инструкции следовало прекратить полет и вернуться на аэродром. Додонов знал, что нужно много-много денег, чтобы построить такой гигантский самолет, что нужно сберечь его и жизнь большого экипажа, - и он повернул на обратный курс, а Чхиквишвили сообщил на командный пункт, что самолет возвращается. Было досадно, что так вышло: нет ничего больней, как возвращаться домой, не выполнив боевой задачи.

Между тем, Прокофьев установил, что прогорел клапан воздушного самопуска, и доложил командиру корабля, что с таким дефектом можно продолжать полет к цели. Додонов снова развернул самолет и лег на заданный курс, а Чхиквишвили радостно передал по радио, что корабль продолжает полет. Вот и цель… Противник не ждал воздушных гостей так далеко от линии фронта. Одна за другой полетели вниз бомбы и прогремели взрывы такой силы, что тяжелый корабль качнуло воздушной волной. И только тогда беспорядочно застучали немецкие зенитки, но корабль, освободившись от груза, то нырял вниз, то взмывал кверху, то стремительно уходил в сторону, и немецкие зенитчики били в пустое пространство. Вспыхнул прожектор, нащупывая самолет лучом своим, как острой пикой, но стрелки корабля ударили в основание этой пики из орудий и пулеметов, и луч мгновенно погас. Корабль уходил, оставив огненные следы на земле, и по этим следам другие корабли, летевшие позади, без промаха положили бомбы.

Они летали на Бухарест, на Кенигсберг, Данциг и другие фашистские гнезда, поднимая на воздух военные заводы и склады. На пути в Бухарест они пролетали над Украиной. Азамат и Плехно жадно вглядывались в землю, покрытую мраком и тишиной, в родную землю, вспоившую их и вскормившую. Внизу лежала мертвая черная страна страданий и горя, и где-то там, во мраке, был родной Берислав. И грузин Чхиквишвили, и ярославский текстильщик, управлявший кораблем, и «штурманенок», - все чувствовали великое горе своих товарищей, и сердца всех бились, как одно большое сердце, исполненное боли и пламенной ненависти к общему врагу общей для всех родины.

Однажды, когда самолет, уходя от грозы, поднялся на высоту в девять тысяч метров, Прокофьев услышал в наушниках:

- Говорит стрелок Азамат… У меня кончается кислород…

Прокофьев, зная, что медлить в таких случаях нельзя ни секунды, отцепил свой шланг от баллона с кислородом и полез за переносным баллоном, чтобы включить в него прибор Азамата. Он сделал несколько шагов, и, задохнувшись, упал на пол кабины. К нему бросился старший техник Кищенко и, сняв свою кислородную маску, надел ее на Прокофьева, хотя и понимал, какому риску подвергает он себя на такой высоте без кислородной маски. Он успел пристегнуть маску к шлему Прокофьева и сам упал рядом с ним без сознания. Давид Чхиквишвили тряс Прокофьева, стараясь привести его в чувство, и борттехник открыл глаза. Он увидел лежавшего с закрытыми глазами Кищенко и, раздвинув пальцами крепко сжатые зубы, сунул ему в рот шланг переносного баллона. Борттехник Клейменов крикнул командиру корабля, что нужно как можно быстрей идти на снижение. И командир резко повел самолет вниз. Казалось, были нарушены все законы для снижения такого гигантского корабля и он не выдержит напряжения. Но воздушный гигант нырнул в грозовые облака и стремительно пошел к земле. Сверкали вокруг молнии, искрилась антенна, грозовые разряды проходили через всё огромное тело машины и сотрясали ее. Чхиквишвили оглох от страшного треска разрядки в радиоаппаратуре. Казалось, самолет вспыхнет, зажженный молнией, но искусство летчика было выше стихии, и корабль вынырнул из грозового облака на высоте в две тысячи метров. Дорогая машина и бесценные люди были спасены от гибели, и Азамат уже без кислородной маски радостно вдохнул свежий воздух родных полей.

Они возвращаются после удачного полета домой в большом автобусе. Штурман запевает песню и все дружно подхватывают ее веселыми голосами. Но порой нахлынут воспоминания, унесут в далекий родной край, к любимой матери, страдающей в фашистском плену, и тогда печально и тихо, в раздумье поют: «Я могилу милой искал», и плачет гитара под пальцами Чхиквишвили.

У многих потеряны семьи, друзья и знакомые, давно нет от них писем. Чхиквишвили по радио сообщил свой адрес родным. И вот посыпались письма в таком изобилии, что прочитывать их не успевает весь экипаж. Пишут из Сибири, с Кавказа, с далекого Севера, с берегов Амура и Волги, всюду нашлись родные и друзья. Только за последние три дня Чхиквишвили получил больше ста писем. Экипаж не успевает отвечать новым друзьям, а письма всё идут и идут со всех концов необ’ятной родины.

В ответных письмах экипаж корабля сообщает, что он совершил 70 боевых полетов и только однажды вернулся с пустяшной царапиной на фюзеляже, хотя немецкие зенитки выпустили по кораблю не одну сотню снарядов, что почти все в экипаже - коммунисты, что почти все - орденоносцы, а у некоторых и по два ордена, что все живы и здоровы - ни одной раны.

Эти люди неуязвимы, и секрет этой неуязвимости - в братской дружбе советских людей, спаянных единой ненавистью к врагу, единой любовью к своей родине и волей к победе. // В.Ильенков.

**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

В последний час
Наши войска заняли города Люботин, Мерефа, Обоянь

1) 19 февраля наши войска, продолжая развивать наступление западнее и юго-западнее Харькова, овладели городом и железнодорожной станцией ЛЮБОТИН, городом и железнодорожной станцией МЕРЕФА.

2) В Курской области наши войска в результате решительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией ОБОЯНЬ. Окруженный гарнизон противника уничтожен и частично пленен. Железная дорога и шоссе КУРСК-ХАРЬКОВ полностью очищены от противника.

☆ ☆ ☆

Утреннее сообщение 19 февраля

В течение ночи на 19 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.



Западнее Ростова-на-Дону наши войска с боями продвигались вперед. Наши части выбили гитлеровцев еще из ряда населенных пунктов. Пленные немецкие солдаты и офицеры сообщили, что в последних боях разгромлена 403 немецкая охранная дивизия, укомплектованная полицейскими и жандармами и недавно введенная в действие. Остатки разбитых частей дивизии в беспорядке отступают под ударами наших войск.



В районе Ровеньки наши части продолжали наступление и заняли несколько населенных пунктов. В бою за один из рабочих поселков захвачено 7 орудий, 5 крупнокалиберных пулеметов, 7 тягачей, 15 повозок с грузами и 17 автомашин. На другом участке окружены и уничтожены две роты вражеской пехоты.



В районе Краматорская на одном участке гитлеровцы предприняли контратаку, но были отброшены с большими для них потерями. На поле боя остались 6 сгоревших немецких танков и до 200 вражеских трупов.



Западнее Харькова, на участке Н-ской части, гитлеровцы бросили в контратаку остатки двух пехотных полков, поддержанных 20 танками. Огнем из пехотного оружия советские бойцы сковали гитлеровцев и заставили их залечь. В это время два наших моторизованных подразделения ударили по противнику с флангов и тыла. Потеряв убитыми до 300 солдат и офицеров, немцы быстро отступили. Захвачено 7 танков, 4 самоходных орудия, 12 пулеметов, 2 шестиствольных миномета и 19 автомашин с боеприпасами. Взяты пленные.



Севернее Курска части Н-ского соединения заняли 10 населенных пунктов и захватили 8 орудий, 20 мотоциклов, 170 велосипедов, 2 склада боеприпасов и другое военное имущество.



Отряд украинских партизан, взаимодействуя с наступающими частями Красной Армии, устроил засаду на шоссейной дороге. Ружейно-пулеметным огнем партизаны истребили до 200 гитлеровцев, в беспорядке отступавших под ударами советских войск. На другой шоссейной дороге партизаны этого же отряда захватили 235 лошадей, 130 винтовок, несколько пулеметов и минометов.



Отступая через деревню Новоселовка, Курской области, немецко-фашистские мерзавцы ограбили мирное население. Все, что нельзя было унести с собой, мародеры портили и приводили в негодность. Группа гитлеровцев ворвалась в дом колхозника Дмитрия Серенко, схватила его 15-летнего сына и учинила над ним зверскую расправу. Бандиты подожгли дом колхозницы Евдокии Лелиной. Когда колхозница и ее дочь Зоя выбежали из горящего дома, фашистские изверги расстреляли их из автоматов.



Французские вольные стрелки в Шалон-сюр-Саон организовали крушение воинского эшелона с немецкими солдатами, направлявшегося на советско-немецкий фронт. Крушение произошло на полной скорости. Убито более 250 гитлеровцев. Количество раненых немецких солдат и офицеров в несколько раз превышает число убитых.

Вечернее сообщение 19 февраля

19 февраля наши войска, продолжая развивать наступление западнее и юго-западнее Харькова, овладели городом и железнодорожной станцией Люботин, городом и железнодорожной станцией Мерефа, крупными населенными пунктами Ольшаны, Пересечная, Песочин, Высокий, Комаровка, Покотиловка. В Курской области наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Обоянь.

В районе Краснодара наши войска заняли районный центр Поповическая, крупные населенные пункты - Гривенская, Новониколаевская, Андреевская, Нововеличковская.

На других участках фронта наши войска вели бои на прежних направлениях.



18 февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 200 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 15 артиллерийских и 8 минометных батарей, взорвано 5 складов боеприпасов противника.



Западнее Ростова-на-Дону наши войска продолжали наступление и заняли ряд населенных пунктов. Н-ская часть форсировала водный рубеж и, сломив сопротивление немцев, овладела укрепленным узлом вражеской обороны. На поле боя осталось свыше 200 вражеских трупов. Захвачены самоходное орудие, 2 танка, 13 автомашин, радиостанция и несколько десятков пленных.



В районе Красноармейское наши войска вели упорные бои с противником. Бойцы Н-ской части, отбив несколько контратак гитлеровцев, продвинулись вперед и заняли укрепленные вражеские позиции. В этом бою немцы потеряли убитыми 300 солдат и офицеров. Подбито и сожжено 4 немецких танка.



В районе Грайворон наши войска продолжали наступление и заняли несколько населенных пунктов. В ожесточенном бою с противником бойцы Н-ской части уничтожили остатки двух немецких полков, оборонявшихся в населенном пункте. В уличных боях истреблено до 600 гитлеровцев. Подбито и сожжено 8 танков и 15 автомашин. Захвачено 2 танка, 4 орудия, 23 автомашины, 7 цистерн с горючим и 2 крупных склада с боеприпасами. На другом участке уничтожено до батальона немецкой пехоты и захвачено в плен 300 солдат и офицеров противника.



Западнее Курска наши части продолжали теснить противника. Немцы срочно подтягивают на этот участок фронта резервы. Установлено, что в последних боях участвовали подразделения 327 немецкой пехотной дивизии, прибывшие на днях из Лиона (Франция). Бойцы Н-ской части заняли сильно укрепленный населенный пункт, истребив при этом до 200 гитлеровцев. Захвачены 2 орудия, 13 пулеметов и большой склад боеприпасов.



Западнее Фатежа наши части вели наступательные бои. Н-ская часть, продвигаясь вперед, истребила свыше 400 и взяла в плен до 100 немецких солдат и офицеров. Захвачено 8 орудий, 6 складов с зерном и разным военным имуществом. На другом участке наши бойцы взяли в плен 60 немецких солдат и офицеров. Захвачено 2 танкетки, 18 орудий, 50 пулеметов, 100 автоматов, 300 винтовок, 34 автомашины, 10 мотоциклов, 30 лошадей, 100 повозок, 5 продовольственных и вещевых складов.



Партизанский отряд «Мститель», действующий в одном из районов Краснодарского края, заминировал в нескольких местах железнодорожный путь. На установленных партизанами минах подорвались два немецких воинских эшелона.



Пленный унтер-офицер 10 роты 70 полка, 111 немецкой пехотной дивизии Отто Бауэр рассказал: «Когда мы под напором русских начали отступать с Кавказа, командир батальона заявил, что мы выровним линию фронта и остановимся в районе Георгиевска. Вскоре, однако, положение изменилось. Командир полка майор Никкель на второй день отступления об’явил себя больным и на легковой машине уехал. Русские нас преследовали и перехватили все наши коммуникации. На третий день у нас началась паника». Пленные унтер-офицер и ефрейтор 2 роты 50 полка той же дивизии Вилли Лемке и Гергард Грюнер сообщили: «Раньше мы сломя голову рвались вперед и дорогой ценой платили за каждый город, за каждую станицу. Теперь для того, чтобы уйти отсюда или, как у нас говорят, «оторваться от противника», мы несем не менее тяжелые потери. Наша дивизия во время отступления обескровлена. В ротах осталось по 20 - 30 человек. Большое количество солдат убито или ранено. Многие оказались в плену».



Жители освобожденного частями Красной Армии села Спицевское, Ставропольского края, рассказали о чудовищной расправе немецких бандитов над мирными советскими гражданами. За время своего пребывания в селе Спицевском гитлеровцы замучили и убили 168 стариков, женщин и детей. Немцы заставляли жителей села рыть могилу, затем загоняли их партиями по 20 человек в яму и убивали. // Совинформбюро.

____________________________________________
А.Штепенко: Курс на Кенигсберг* ("Красная звезда", СССР)
А.Молодчий: Три раза над Кенигсбергом ("Известия", СССР)
Н.Хмелевский: Советские бомбардировщики над Европой ("Красная звезда", СССР)
А.Молодчий: 180.000 километров над территорией врага ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №42 (5413), 20 февраля 1943 года

февраль 1943, 1943, газета «Красная звезда», зима 1943, советская авиация, В.Ильенков

Previous post Next post
Up