Минометчики в боях за Сталинград

Jul 21, 2017 18:49


Л.Высокоостровский || « Красная звезда» №240, 11 октября 1942 года

В суровых боях с врагом командиры Красной Армии доказали свою преданность нашей родине, приобрели значительный опыт современной войны, выросли и окрепли в военном и политическом отношениях. (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР).

# Все статьи за 11 октября 1942 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)




Несколько суток подряд бой шел среди развалин. Улицы давно потеряли свой прежний вид. Не то чтобы проехать, но даже пройти по ним нельзя было. Изрытая бомбами и снарядами мостовая, поваленные и обгорелые телеграфные столбы и деревья, груды кирпича - все это препятствовало движению. Вместе с тем развалины зданий оказались пригодными для огневых позиций, скрытого накапливания живой силы сторон.

Враг сосредоточивал свои силы на одной из улиц. Перекрестки улиц справа и слева он удерживал в своих руках и огнем пулеметов охранял свои фланги. Через квартал, на другой улице, находились наши войска. Шла редкая ружейная перестрелка. Атак не предпринимали ни наши подразделения, ни вражеские.

Командир минометного взвода младший лейтенант Круглов получил приказ - выбить немцев из-за укрытий, заставить их выйти на незащищенные участки улиц и облегчить этим работу автоматчиков и пулеметчиков. Круглов расположил свои три миномета на огневых позициях позади разрушенных зданий. Вместе с командиром первого расчета сержантом Кореевым и связным красноармейцем Великородным он стал пробираться в сторону противника, чтобы найти наблюдательный пункт. Таким пунктом оказалась крыша сарая. Она держалась лишь на одной стене и двух-трех столбах. Один край ее лежал на земле. Младший лейтенант взобрался по ней вверх и начал подавать команды, которые передавали на огневые позиции сержант Кореев и боец Великородный.

Открыл огонь один миномет. Фашисты пренебрегли его редкой стрельбой. Они оставались попрежнему на своих местах - среди обломков зданий. Командир взвода приказал повести огонь одновременно из трех минометов. Эффект получился другой. Мины ложились рядом одна от другой и стали поражать вражеских солдат. Немцы начали выскакивать из-за укрытий. Тогда были пущены в ход пулеметы и автоматы. Наши стрелки, автоматчики, пулеметчики и минометчики уложили здесь до сотни гитлеровцев и овладели улицей.

Этот случай группового огня минометов не является типичным для уличных боев. В поле минометчики массируют огонь, нередко накрывают одновременно группу целей. В городе они бьют преимущественно одиночными минометами, прицельным огнем. Даже усиленная стрельба по площади в населенном пункте не дает нужного результата. Слишком много тут различных укрытий, которые защищают не только от осколков, но и от прямых попаданий.

Минометчики в уличных боях чаще всего стреляют по определенной цели, труднодоступной для других видов оружия. Массированный огонь по площади, как правило, ведется лишь во время вражеских атак на открытых местах, а также по скоплениям противника.

Командир расчета младший сержант Бодин расположил свой миномет у лесопильного завода. Вблизи имелась щель, служившая укрытием во время вражеских атак с воздуха и артиллерийских налетов. Этот миномет оказал большую помощь нашей пехоте. От минометчиков потребовалось поддержать контратаку. Младший сержант Бодин знал, что наиболее прочно немцы засели в небольшом деревянном домике. Именно этот домик он и решил разбить. До цели было 300-400 метров, но она совершенно не наблюдалась с огневой позиции. Выдвинуться же вперед Бодин не мог, так как не имел телефонной связи для передачи команд расчету. Командир расчета решил найти наблюдательный пункт в непосредственной близости от огневой позиции.

В нескольких десятках метров впереди находились разбитые каменные дома. Стена одного из них уцелела до четвертого этажа. Бодин влез на третий этаж и разместился возле окна на железных балках. Видимость отсюда была отличная. Бодин подавал отсюда команды. Расчет разбил деревянный домик, в котором находились немцы, и таким образом расстроил систему их огня. Этим воспользовалась наша пехота, которая атаковала и овладела группой строений.

Повыше располагать наблюдательные пункты и получше маскировать их - вот что особенно важно для минометчиков в уличных боях. Кто побоится подняться на крышу или чердак, примоститься где-либо на балке, на полуразрушенной стене каменного корпуса, тот не увидит противника и не сможет эффективно корректировать стрельбу. Пример правильного выбора наблюдательного пункта показал командир дивизиона тяжелых минометов капитан Саркисьян. В самый напряженный и критический момент боя он смело влез на крышу одного дома, встал за трубу и отсюда корректировал огонь. Этот дом хорошо просматривался со стороны противника, настолько хорошо, что тот не предполагал наличия здесь наблюдательного пункта. Саркисьян рискнул, но этот риск оправдывался обстановкой.

Для правильного использования минометов необходимо наладить снабжение расчетов минами различного действия. Приходилось наблюдать случаи, когда наши минометчики вели огонь по обычным деревянным домам осколочными минами, имевшими взрыватели мгновенного действия. Взрыв происходил, как только мина касалась крыши. Осколки обсыпали дом, но почти не проникали вовнутрь. В итоге тратилось большое количество боеприпасов, чтобы разрушить сначала крышу, потолок и лишь затем добраться до живой силы противника. Имей эти минометчики пять-десять зажигательных или осколочно-фугасных мин, результат был бы иной. После первого же попадания зажигательного снаряда враг не усидел бы в доме. Тогда его можно было бы бить осколочной миной с взрывателем мгновенного действия. Осколочно-фугасная мина с замедленным взрывателем обеспечивает взрыв не на крыше и чердаке, а в самом центре здания. Поражения в этом случае весьма эффективны.

Бои на улицах, где каждый дом используется как оборонительное укрепление, требуют прежде всего осколочно-фугасную мину и зажигательную. Нельзя пренебрегать, конечно, и обыкновенной осколочной. Она тоже может потребоваться в любую минуту, особенно когда враг атакует или же бой ведется на площади, пустыре и малозастроенной окраине. // Л.Высокоостровский.

*****************************************************************************************************************
НА ГОРНЫХ ПЕРЕВАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. Автоматчики ведут бой за перевал.

Снимок нашего спец.фотокорр. О.Кнорринга.



*****************************************************************************************************************
Умело использовать всю мощь своего оружия. Не распылять огневых средств, а в ходе боя постоянно наращивать силу огневых ударов!

☆ ☆ ☆

Бои в районе Сталинграда

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 октября. (По телеграфу от наш. корр.). За последние дни немецкие войска концентрировали свои усилия, главным образом, на северной окраине Сталинграда, в районе рабочего поселка. Противник наступал здесь силою до четырех пехотных и одной танковой дивизии при поддержке авиации. Вражеские самолеты с утра до ночи группами по 15-20 самолетов бомбардировали рабочий поселок, чтобы расчистить путь своим наземным войскам, которые настойчиво стремились овладеть заводской частью города и выйти к берегу Волги. Однако все атаки немцев были отбиты.

Особенно силен был нажим противника, предпринятый на участке N гвардейской части. Рубежи, обороняемые гвардейцами, атаковали 50 танков и до двух полков пехоты. Атака, начатая рано утром, длилась три часа. Потеряв до 200 убитых и 18 танков, немцы вынуждены были отойти. Они возобновили атаку вечером, когда уже стало темнеть. Наши бойцы оказались наготове и открыли по наступающим немцам сильный огонь из винтовок, пулеметов и минометов. Огонь подразделений, подготовленный заранее, был весьма эффективным. Когда рассвело, перед рубежом гвардейской части, занимавшей гребень оврага, можно было насчитать не менее 200 трупов немецких солдат и офицеров. Вечерняя атака немцев провалилась так же, как и утренняя.

Вчера в течение всего дня в районе Сталинграда происходил сильный артиллерийский бой. Одновременно обе стороны вели активные воздушные атаки. Наступательных действий пехоты и танков противник днем не предпринимал. Лишь к вечеру немцы попытались атаковать рубежи, занимаемые гвардейской дивизией под командованием тов. Родимцева. Гвардейцы умело отбили атаку немцев.

Некоторое ослабление действий немецкой пехоты и танков следует об’яснить большим истощением первых эшелонов противника. Именно огромные потери в войсках первой линии заставили немцев несколько дней назад ввести в бой пять саперных батальонов, спешно подброшенных в район Сталинграда, и более десятка штрафных рот. Тем не менее, противник не оставил своих намерений любой ценой захватить город. Он подтягивает резервы из глубины, готовится к новым атакам.

В течение последних дней сокрушительные удары наносит немцам наша артиллерия. Вчера снова отличились гвардейцы-минометчики. Удачным огневым налетом на скопление вражеских войск они сожгли и подбили несколько десятков танков и автомашин, уничтожили свыше 400 солдат и офицеров. Помимо этого, наши артиллеристы прямыми попаданиями в колонну противника рассеяли и уничтожили более двух батальонов живой силы.

☆ ☆ ☆

В районе Моздока

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 октября. (По телеграфу от наш. корр.). В районе Моздока противник снова предпринял ряд атак, двинув к позициям наших частей довольно крупные силы танков и пехоты. Он несколько раз пытался продвинуться вперед, постепенно наращивая усилия, но все его атаки были безуспешны.

Еще на подходе к переднему краю обороны немцев встречал губительный огонь советской артиллерии, наносившей им немалый урон в живой силе и в технике. В дальнейшем вражеские танки неизменно попадали под сильное огневое воздействие противотанковой артиллерии, а пехота немцев - под дружный ружейный и пулеметный огонь обороны. В результате немцы вынуждены были откатиться назад, оставив на поле боя до 200 трупов своих солдат и офицеров. Подбито и повреждено несколько вражеских танков. Наши войска удерживают занимаемые рубежи.

Юго-восточнее Новороссийска наши части тоже ведут оборонительные бои на ряде участков. Стремясь сломить оборону, наступающий противник несет большие потери. Это заставляет его не только подтягивать новые части, снимая их с других участков фронта, но также бросать в бой наспех собранные формирования. Так, на одном участке фашисты ввели в действие сборные кавалерийские и саперные подразделения.

Наши части сдерживают противника огнем и наносят ему контрудары, улучшая свои позиции. На одном направлении упорные бои идут за важную в тактическом отношении высоту. Наши части обтекли подножье этой высоты и шаг за шагом поднимаются по ее скатам. Немцы усилили крутые скаты завалами с дзотами, засели в густом лесу и оказывают упорное сопротивление. Нанося контрудар противнику, наши части ворвались в один населенный пункт. Здесь завязались уличные бои, зачастую переходящие в рукопашные охватки. В этих боях истреблено 350 вражеских солдат и офицеров. На другом направлении бойцы N части на протяжении нескольких дней ведут напряженную борьбу с наступающим противником.

Каждый день боев в предгорьях стоит врагу больших потерь, обескровливающих его части. Лишь на одном участке противник за первые семь дней октября потерял 5.150 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Наши войска захватили здесь 36 орудий разных калибров, 24 миномета, 29 станковых и 27 ручных пулеметов, 35 автоматов, 855 винтовок, 5 радиостанций, много боеприпасов и военного имущества. Захвачен большой обоз с амуницией и продовольствием. Взяты пленные.

*****************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Группа участников героической обороны Севастополя, сражающаяся с врагом на другом фронте.

Снимок С.Раскина.



*****************************************************************************************************************
Борьба за жизнь танка

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 октября. (По телеграфу от наш. корр.). В жарких танковых боях под Сталинградом нередко героями дня бывают ремонтники. Под вражескими снарядами и пулями они ведут самоотверженную борьбу за жизнь танка, тут же, на поле боя, восстанавливая подбитые машины.

Танк капитана Павлова попал под сильный артиллерийский огонь противника. У машины заклинилась башня, испортился главный фрикцион. К месту происшествия выехали две ремонтные бригады. Осмотр показал, что нужно снять башню для того, чтобы устранить заклинение. А для ремонта сцепления требовалось разбронировать танк, вынуть коробку перемены передач, расслабить турбинку и, наконец, заменить конус. В общем предстоял серьезный ремонт. Но обстановка не позволяла вывезти машину с поля боя. Между тем, поступили сведения, что враг готовит новую атаку.

- К утру танк должен быть готов к бою, - сказал командир.

Технику-лейтенанту Вовненко, старшему сержанту Лаптеву и младшему воентехнику Звереву предстояло выполнить поистине титаническую работу по под’ему башни. Причем это нужно было сделать под самым носом у немцев и так, чтобы они ничего не заметили.

Наступила ночь. У подбитого танка копошились Вовненко, Зверев и Лаптев. Они поднимали пятитонную башню обыкновенными домкратами. Здесь же упорно работал старшина Двоенкин со своей бригадой. Он снимал броню с машины, пытаясь добраться до главного фрикциона. Каждого беспокоила мысль, как бы не опоздать.

К полуночи Вовненко и его товарищи подняли башню на 250 миллиметров. Этого стало достаточно, чтобы вынуть поврежденное сепараторное кольцо. Но поставить новое не удалось. Тогда ремонтники выбросили кольцо совсем, а вместо него добавили в пазы лишних пять десятков шариков. После этого башню опустили на место. Она вращалась!

Успешно закончил восстановление главного фрикциона Двоенкин. К трем часам машина уже была в полной боевой готовности. А утром, когда враг снова двинулся на наши позиции, капитан Павлов встретил фашистов огнем своего воскресшего танка.

Как можно реже эвакуировать боевые машины в тыл, восстанавливать их здесь же, на фронте, - таков закон у ремонтников сталинградской обороны, возглавляемых подполковником Бормотовым. Их героическая борьба за жизнь советской боевой техники приносит большие успехи: срок боевой деятельности танка удлиняется в несколько раз.

________________________________________________
К.Симонов: Дни и ночи ("Красная звезда", СССР)
Е.Кригер: Сталинградские улицы* ("Известия", СССР)
В.Земляной: Советские ассы в бою ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Сталинградская переправа ("Красная звезда", СССР)
Стойко защищать Сталинград с воздуха* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №240 (5304), 11 октября 1942 года

осень 1942, октябрь 1942, битва за Сталинград, газета «Красная звезда», Л.Высокоостровский

Previous post Next post
Up