О белофинском учителе, который лгал, и о советских детях, воспитанных в правде

Nov 17, 2016 18:06


Д.Заславский || « Правда» №308, 4 ноября 1942 года

Долой кровавую клику гитлеровских правителей и их пособников! К суровому ответу организаторов чудовищных злодеяний и кровавых преступлений против народов Советского Союза и всех оккупированных стран Европы! (ИЗ ЛОЗУНГОВ ЦК ВКП(б) к 25-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ).

# Все статьи за 4 ноября 1942 года.

Это был боевой эпизод, хотя дело происходило не на фронте, а в захваченном финско-фашистскими оккупантами Олонце, и не на поле сражения, а в школе.

На советской стороне разместились ребята, угрюмо молчаливые, со скрытой враждой на лице. На финско-фашистской стороне - учитель с выражением на лице непреклонности и явного своего превосходства.




Учитель говорил, дети молчали. Но когда учитель начал расписывать, как плохо жилось советским детям при советской власти, дети хором ответили, что это неправда.

Учитель отступил на исходные позиции, перестроился и пошел во вторичную атаку. Он стал говорить о том, как хорошо живется детям в Финляндии. Советские ребята возразили согласным хором, что учитель врет.

Так была отбита вторая атака. Победа осталась за смелыми советскими детьми. Это признает белофинская газета «Аамулехти», со слов которой мы сообщаем об этом боевом эпизоде. Газета говорит с явным огорчением: «Большевики сумели воспитать детей по-своему… Завоевать их доверие и уважение - нелегкая задача для финских учителей».

Что верно, то верно. Советская власть, действительно, сумела воспитать советских детей «по-своему». Не только нелегко, а прямо невозможно завоевать доверие и уважение этих, воспитанных в правде детей тому, кто врет нагло и бесчестно. Дети очень хорошо знают, как им жилось до разбойничьего захвата их города белофиннами. Они слишком хорошо знают, как им живется теперь. Может ли быть у них иное отношение к учителю, который глупо и нагло лжет, кроме безграничного презрения?

Вся правда на стороне советских детей. Это знают и белофинские учителя. Они читают свою печать. В газете «Карьяла» 17 октября описаны дети в одном оккупированном белофиннами городе: «Они напоминают нищих прошлого столетия. Ботинки настолько рваные, что пальцы вылезают наружу. Однако у большинства детей нет и таких ботинок. Они обуты в совершенно изношенные галоши. Платья и кофты девочек настолько изношены, что никоим образом не могут защитить их от холода и дождей. Среди 250 детей, получающих питание через распределитель, одна 8-летняя девочка одета в старое мужское пальто прямо на голое тело».

Все эти дети, раздетые, разутые, дрожащие от осеннего холода, знают, что недавно, при советской власти, они были тепло одеты, на всех была хорошая, прочная обувь. Они посещали школу и получали в ней горячие завтраки. Они не были похожи на нищих. У них были дома юных пионеров. О них заботились. В школе им говорили правду, и только правду. Они привыкли к тому, что учитель - это человек, который говорит правду, и они относились с уважением и доверием к своим учителям.

Теперь это - ограбленные, раздетые финско-фашистскими ворами дети; дети, которые лишились всего, и в первую очередь лишились счастливого детства. Это - несчастные дети, узнавшие весь ужас порабощения, вынесшие на своих слабых плечах всю тяжесть оккупации, насилия, зверств... И этим детям продавший свою совесть «учитель» казенным голосом, исполняя фашистскую повинность и выслуживаясь перед палачами, бубнит, что им, детям, плохо жилось при большевиках, что детям очень хорошо живется в застенке Маннергейма.

- Вы врете! - отвечает непочтительно, но смело и убежденно весь класс.

Финские учителя получают религиозное образование. Им известны слова: устами младенцев глаголет истина. Они услышали истину из уст советских ребят, которых большевики воспитали «по-своему»: в понятиях правды и чести. А истина проста и очевидна: белофинские авантюристы, холопы Гитлера, довели Финляндию до пределов нищеты, голода, разорения.

Эго известно всему миру. Маннергейм останется в истории Финляндии, как истребитель детей. Смертность в тылу в Финляндии так же велика, как и смертность на фронте. На каждых десять финнов, умерших от истощения, шестеро - это дети. В шведской газете «Свенска моргонбладет» недавно была напечатана статья вернувшегося из Финляндии пастора Ейнера Риммерфорса. Он описывает такие же картины, как и газета «Карьяла». Всюду дети, изглоданные голодом, похожи на нищих прошлого столетия. Они раздеты и разуты. До этого довела финский народ преступная война, затеянная финско-фашистскими правителями.

Забитые финские дети тупо молчат, когда их учителя рассказывают им небылицы о Советском Союзе. Эти несчастные дети привыкли ко лжи. Так, «по-своему», воспитали их финские фашисты. Советские ребята смело разоблачают лжецов. И их дружный хор: «Вы врете!» звонко раздался среди зловещего молчания маннергеймовской пустыни. // Д.Заславский.
__________________________________________
К ответу финских извергов! ("Правда", СССР)***
Вс.Вишневский: Немецко-финские детоубийцы ("Правда", СССР)**

*****************************************************************************************************************
По страницам иностранных газет

☆ ☆ ☆

Учиться у русских

Нет почти ни одной газеты, которая не попыталась бы в последнее время так или иначе дать оценку положения на советско-германском фронте, об'яснить своему читателю, в чем секрет силы Советского Союза.

Мы не будем цитировать старых друзей Советского Союза, которые еще до войны добросовестно изучали его жизнь и для которых поэтому не явилось неожиданностью героическое сопротивление советского народа, рассеявшего миф о «непобедимости» гитлеровской армии.

Особенного внимания заслуживают статьи некоторых газет в нейтральных странах, газет, которые до недавнего времени или замалчивали грандиозные успехи социалистического строительства в СССР, или давали извращенную картину положения в нем. Многие газеты нейтральных стран, как, например, Швеции и Швейцарии, считаясь с конкретным опытом войны, не могут не признавать силы и крепости Советской страны, величия духа ее народа и стойкости советской системы. Вот, например, швейцарская социал-демократическая газета «Тагвахт» (Берн) недавно писала:

«Откуда у большевистской России взялась сила для того, чтобы гораздо дольше и гораздо успешнее, чем армии Западной Европы, сопротивляться огромной военной машине? Это нельзя об'яснить только любовью русских к своей родине и к своей земле. Здесь есть что-то большее. Оказалось, что Советская Россия была не только значительно сильнее вооружена, чем все полагали. Советская система воспитала совершенно иной, чем во времена царизма, народ. Русский рабочий, русский крестьянин многим обязан этой системе. И для защиты достигнутого русский солдат идет ныне на смерть».

Та же газета через несколько дней вновь возвращается к вопросу о том, в чем состоит основа русского сопротивления, и пишет:

«В конце июня 1941 года многие считали, что германской армии удастся справиться с Россией в несколько недель. Выдвинутое год тому назад Гитлером утверждение, будто бы Советский Союз уже окончательно разбит и ему больше не оправиться, оказалось преждевременным: результат не достигнут и поныне. Свыше пятнадцати месяцев Советский Союз беспрерывно выдерживает атаки немецкой армии, не проявляя никаких признаков ослабления своего сопротивления. Общественность всех стран с изумлением констатирует этот факт».

Газета дальше показывает, как русский народ под руководством советской власти индустриализировал свое сельское хозяйство и каких больших успехов он достиг в народном просвещении.

Швейцарская газета «Трибюн де Лозанн» дает следующее об'яснение успешности борьбы Красной Армии с немецкими захватчиками:

«Чтобы об'яснить сопротивление Красной Армии, недостаточно сослаться на успехи обучения солдат и на рост мощи военной промышленности СССР. Во всей этой кампании русский солдат проявил такое мужество, такую ожесточенность в бою, такое презрение к смерти, что вызвал невольное восхищение у противника...»

Говоря о глубоких корнях ожесточенности русского солдата, газета подчеркивает, что «важным фактором сопротивления русских является энтузиазм, который вызывает у них защищаемое ими политическое дело».

«Чтобы построить новые города, - пишет далее газета, - чтобы создать эти громадные заводы, чтобы образовать эту новую армию, чтобы оказывать такое сопротивление, требовались люди, верящие в будущее режима, который создавался, и готовые отдать за него жизнь».

Попутно следует отметить, что сами гитлеровцы вынуждены были на основании своего горького опыта признать силу советского сопротивления. Фашистская газета «Франкфуртер цейтунг», подводя итоги трем годам войны, признала, что на Востоке гитлеровцы столкнулись с «наиболее сильно вооруженным и наиболее упорным врагом». А фашистская газета «Лицманштедтер цейтунг» недавно прямо заявила: «Те, кто думал, что система Сталина рухнет при первом натиске немецких войск, были плохо осведомлены».

Должно быть, не похвалят гитлеровские главари свою газету: ведь это его, Гитлера, и его ближайших друзей имеет в виду «Лицманштедтер цейтунг», именно они поселили в немцах надежду на быструю победу в СССР и, как ясно даже для самих гитлеровцев, «были плохо осведомлены» о силе отпора советского народа.

Рухнули расчеты гитлеровцев на скорую победу, и этого очевидного для всех факта не может скрыть даже фашистская печать.

Сотни газет и журналов нейтральных стран ставят перед собой вопрос об источниках героического сопротивления советского народа. Так, например, шведская газета «Гетеборгс хандельстиднинг» на-днях писала в статье «Народная война» следующее:

«Для тех, кто в течение нескольких лет видел работу русских в мирное время, эта война не принесла много неожиданностей. Русские должны были защищать свою страну именно так, как они это делают. Желающие об'яснить патриотизм русских интенсивной пропагандой упускают из виду, что эта пропаганда не имела бы эффекта, если бы в существенных пунктах она не соответствовала действительности. Нужно вспомнить, что из ада нищеты и убожества русским удалось вырваться к сносной жизни и что перед ними уже мерцала та зажиточная жизнь, к которой они стремились. Борьба русских ставит своей задачей воспрепятствовать поражению. В этой борьбе принимает участие весь народ - на фабриках, на полях, на фронте, в партизанских отрядах. Тесный контакт между армией и народом России ясен теперь всем».

Особо следует отметить выступление главного редактора шведского журнала «Си» Нюкора, известного своими резкими антисоветскими выпадами, который недавно в статье «Радикальная переоценка» писал следующее:

«Сейчас пошел октябрь четвертого года войны. С самого начала войны переход от сентября к октябрю каждый раз совпадал с моментом, имеющим большое значение: в 1939 г. была подавлена Польша; в октябре 1940 г. был положен конец действиям германской авиации против Англии; в октябре 1941 г. были задержаны германские армии в Советском Союзе, а в 1942 г. ...Что произойдет в нынешнем году? Во всяком случае, весь мир уяснил себе уже один вопрос, который может иметь решающее значение для исхода нынешней мировой войны: мы все неверно расценивали Советский Союз! Чего только не говорили из года в год об этой стране. Как часто писали полные возмущения статьи о положении в Советском Союзе, при чем всегда делали вывод, что на основе этой системы нельзя построить ничего крепкого и прочного...

Советский Союз показал свою силу, показал всему миру, что он был не колоссом на глиняных ногах, а твердо сплоченной нацией, он показал, что его рабочие не кули, что его молодое поколение в физическом и духовном отношении не слабее противника, что его остов не прогнил, а, наоборот, силен и несокрушим. Советский Союз показал, что Красная Армия состояла не только из отборных дивизий, проходивших парадным маршем перед мавзолеем Ленина, но что она представляет собой страшную стену из стали, мяса и крови».

Автор статьи призывает читателя вдуматься в значение того героизма, который русские солдаты проявляют при защите Сталинграда. В связи с защитой Сталинграда другая шведская газета - «Карлстадс тиднинген» пишет: «После гигантских сражений, происходивших в последние недели, Сталинград становится сверкающим символом того, что может сделать сплоченный народ для защиты своей страны, для своей земли».

Подвиги Красной Армии под Сталинградом получают живой отклик и среди народов Ближнего Востока. Так, например, известный арабский писатель Раиф Шури в газете «Саут-аш-Шааб» недавно писал:

«Сталинград - город с многотысячным населением, носящий имя великого человека, это - город всех людей, одна из цитаделей цивилизации. Под Сталинградом история конденсирует века в дни и недели. У цивилизации есть границы, которые сегодня начинаются у Сталинграда и на берегах Волги... Город на Волге поставил на очередь вопрос о скором конце Гитлера. Город на Волге стал кладбищем, где находят могилу громадные мрачные силы, со всех сторон привлеченные нацистами, чтобы послужить пушечным мясом для орудий, установленных на берегах Волги. Все это укрепляет нашу любовь к Сталинграду и заодно укрепляет наше спокойствие: война на улицах Сталинграда обеспечивает мир на улицах Каира, Александрии, Бейрута, Дамаска и Багдада!»

Среди различных отзывов о борьбе советского народа выделяется статья одного протестантского пастора в Швейцарии, который беседовал с бежавшими из Германии русскими военнопленными. Этот пастор заинтересовался советской молодежью, теми военнопленными, которые, как он сам пишет в цюрихской газете «Национ», являются «детищем нынешнего советского строя и знают капитализм только по рассказам своих родителей». Вот что он пишет о советской молодежи:

«Я должен, к сожалению, констатировать, что она в моральном и нравственном отношении стоит неизмеримо выше нашей (т.е. швейцарской) молодежи. Этот факт нельзя об'яснить особенностью русской души. Очевидно, за 25 лет, прошедших с момента взятия власти большевиками, в русском народе произошел громадный внутренний сдвиг». Пастор считает это неопровержимым фактом и констатирует, что «в психологии 170-миллионного народа произошла перемена», и она «непосредственно коренится в не менее грандиозном перевороте, который претерпела его хозяйственная структура».

Автор предвидит возражения некоторых скептиков, которые могут заявить, что только отдельные военнопленные могли произвести на него такое впечатление, и отвечает:

«Я констатировал одинаковую психологию у всех военнопленных, хотя они происходят из самых различных местностей, отстоящих одна от другой зачастую на сотни и даже тысячи километров. Я констатировал у них ярко выраженное сильное чувство товарищества, которое помогает им лучше переносить плен и делает невозможным эгоизм отдельной личности...

Они так сильно проникнуты своей идеей и духом порядочности, что я должен сознаться: я ничего не могу им дать. Все мы можем только учиться у них».

Народы СССР показали всему миру, как нужно бороться за Родину, показали силу нового человека, взращенного советским строем - таков вывод, к которому неизменно приходят авторы статей, честно желающие осмыслить события на советско-германском фронте.

( «Известия», 3 ноября).

*****************************************************************************************************************
Северо-восточнее Туапсе. Советские автоматчики в засаде.

Фото С.Короткова.



_________________________________________________
Русский дух ("Time", США)
В.Гроссман: Дух армии* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Душа народа ("Красная звезда", СССР)
Дух, движущий Россией ("The New York Times", США)
Величие духа советского человека ("Известия", СССР)***

Газета «Правда» №308 (9079), 4 ноября 1942 года

Д.Заславский, С.Коротков, ноябрь 1942, 1942, Финляндия в ВОВ, газета «Правда»

Previous post Next post
Up