Илья Эренбург. За Юг!

Nov 02, 2016 23:57


И.Эренбург || « Красная звезда» №203, 29 августа 1942 года

«Беспрекословное повиновение начальникам - есть душа воинской службы». М.Кутузов.

# Все статьи за 29 августа 1942 года.




Немцы в Ржеве нервничают. Командующий 9-й германской армией генерал-полковник Модель пишет в своем приказе: «Я принял снова командование 9-й армией в тяжелые дни оборонительных боев… Я знаю, что фюрер постоянно мысленно с нами, несмотря на то, что в настоящее время он очень занят руководством наступления на юге».

Засим генерал Модель говорит, что Гитлер наградил командиров 161-й и 328-й дивизий «рыцарскими крестами».

Генерал фон Бетнер несколько откровеннее: он об’ясняет, почему фюрер мысленно переносится из Моздока в Ржев и почему он раздает кресты командирам битых дивизий. Генерал фон Бетнер пишет: «Хотя я знаю, что девятидневные бои превосходят силы молодежи, я вынужден требовать выдержки и стойкости. Нельзя допустить, чтобы фюрер в решающие дни оттянул с юга ударные дивизии, дабы спасти положение здесь. Я жду, что люди «корпуса фюрера» проникнутся одной мыслью: мы помогаем нашему фюреру добиться победы на юге и тем самым победы в войне… Мне жаль, что я не могу оказать вам поддержки, но я надеюсь, что группа 83 будет держаться. Я не могу лично прибыть к вам и пишу это письмо. Более всего я озабочен теперь положением группы К 84 и группы К 152. Требую всеми средствами придерживаться линии, данной фельдмаршалом Кеслером, и оставить заблуждения и самоуспокоенность, потому что мы переживаем труднейшие часы. Я требую вооружить всех, закопаться в землю, не отступать и не колебаться, не сдавать ни пяди земли...»

Вот чего опасается фюрер: наши бойцы у Ржева помогают защитникам Сталинграда. Генерал фон Бетнер призывает немцев не отдавать ни пяди краденой земли. Но немецкие солдаты нервничают: помимо генерала фон Бетнера существуют русские снаряды, бомбы и мины.

Нами захвачен подлинник переговора по радио начальника штаба 14-й германской мотодивизии с командиром одного из полков. Вот что мы читаем в этой записи: «Только что я говорил с генералом Бушем (командир 14-й мотодивизии). Он требует еще раз раз’яснить всем офицерам и солдатам, что от того, сможем ли мы удержать эти позиции, зависит все. Генерал хорошо понимает наше положение, изменить которое он теперь не в состоянии. Я рассчитываю, что офицеры будут крепко держать в руках свои подразделения и не допустят паники, при которой положение окажется еще худшим, чем оно есть».

Призывы командира 14-й мотодивизии остались безрезультатными. Командир 53-го мотополка, входящего в 14-ю мотодивизию, признается в секретном приказе: «Наличие молодого, свежеобученного пополнения представляет для полка величайшую угрозу. Существует опасность, что полк потеряет чувство долга и разложится. На это указывают разные дурные признаки. Так, 7 августа стрелок 5-й роты сказал: « На передовой всем надоело по горло». Три человека из 6-й роты уже перебежали к противнику».

Немецкие генералы предостерегают своих подчиненных: «Оставьте заблуждения и самоуспокоенность». О каких заблуждениях говорит фон Бетнер? О какой самоуспокоенности? Генерал боится, как бы фрицы не поверили немецким газетам, которые пишут, что Красная Армия уничтожена. Генералу страшно - вдруг фрицы прочтут очередное упражнение Геббельса и успокоятся? Но фрицам грозит не самоуспокоенность, а та паника, о которой говорит начальник штаба.

Немцы хорошо укрепились. У немцев есть и оружие и дисциплина. Немцам приказано обороняться. Но все же наши бойцы наступают. 14 августа командующий 6-м германским армейским корпусом отдал приказ: «Удерживать район аэродрома у Ржева во что бы то ни стало». Приказ был подписан и прочитан. Он найден нашими бойцами в районе аэродрома у Ржева…

Мы не страдаем «заблуждениями и самоуспокоенностью». Для нас ясно одно: немцам эти операции не нравятся. Немцы в Ржеве вспоминают Юг. Мы тоже не забываем о Юге. На выручку бойцам, защищающим Сталинград, путь к Грозному, хребет Кавказа! - это чувство движет бойцами многих наших фронтов. Для бойцов слова «взаимная выручка» - священные слова, они написаны не чернилами, но кровью.

Бои у Ржева и Вязьмы вдохновляют бойцов на других фронтах. Юг можно защищать не только на Юге. Каждый шаг вперед - это помощь Кавказу. Каждый убитый немец - это услуга Сталинграду.

«За наш Юг» - пусть эти слова, как горячий ветер, пронесутся по фронту - от северных болот до воронежских степей. За наш Юг - на немца! // Илья Эренбург.
_______________________________________________
В верховьях Волги* ("Красная звезда", СССР)
А.Сурков: Земля под пеплом* ("Красная звезда", СССР)**

**************************************************************************************************************************************************
В РАЙОНЕ РЖЕВА. Советские самолеты штурмуют скопления немецких войск.

Снимок нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга.



**************************************************************************************************************************************************
Стойко оборонять каждую позицию. Активными действиями предупреждать немецкие атаки, расстраивать замысел врага, уничтожать его живую силу и технику!

☆ ☆ ☆

Отцовский наказ
Письмо Алексея Камышенкова своему сыну

«Здравствуй, дорогой сынок!

Отвечаю на твое письмо. Немцы были у нас, Миша, и вот что натворили, проклятые изверги: села нашего Безлюдовки больше нет. Тяжело писать. Гитлеровские негодяи сожгли его дотла. Сожжены и Волково, Приютовка, Маслово-Пристань, Крутой-Лог и Ивановка, а в Титовке, Екатериновке уцелело лишь несколько домов.

Вот как все было. В Безлюдовку нашу ворвалась сотня пьяных гитлеровских собак. Эти бандиты приказали всем жителям собраться на площади управления колхоза. Многие попрятались, но часть народа явилась на место сбора.

Немцы потребовали сдать все продукты питания. За три дня эта пьяная ватага головорезов забрала на селе всех коров, овец, кур и гусей. У меня взяли корову, телка, поросенка, пудов десять муки и полмешка пшена.




Через два дня приехали снова и стали искать то, что не удалось забрать в первый раз. У нас переловили последних кур, сорвали двери с кладовой и забрали все, что им попало на глаза. Унесли бидон с керосином и даже старый примус, который ты нам купил, когда уходил служить в армию.

Одному негодяю понравились мои очки, он сорвал их с меня и со смехом сунул себе в карман. Но этого им показалось мало. Они приказали матери жарить наших кур. Старуха не могла этого сделать. Они стали требовать, чтобы она показала им, где у нас в селе есть красивые девушки. Но и девушек им пришлось искать самим. Имен этих несчастных назвать не могу - скажу одно, что это еще были не девушки, а дети-подростки. Мать рыдала всю ночь, а я думал о том, что видел, и кровь в сердце кипела ненавистью к этим посланцам сатаны.

С этого дня начались ежедневные набеги этих грабителей-насильников на наше село. Многих односельчан они расстреляли и многих угнали с собой, как скот.

Наши партизаны, узнав о всех этих злодеяниях фашистов, в один из вечеров засели у Андросовых во дворе. Утром по дороге из Графовки появилась группа гитлеровских молодчиков. Партизаны из своей засады перестреляли их всех до одного, а трупы этих паршивцев утопили в реке. На другой день в село прибыл карательный отряд. Согнав народ, бандиты под пытками стали допрашивать людей, пытаясь узнать, кто уничтожил группу немецких головорезов. Ради спасения своей шкуры один мерзавец назвал врагам фамилии партизан.

Расправившись с семьями мстителей, фашисты отобрали 40 человек стариков и подростков (в число их попал и я) и вывели нас за село к реке, где были утоплены фрицы. Немцы заставили доставать со дна реки эти проклятые трупы. Потом отвели 7 человек в сторону и бросили в них несколько гранат. Я стоял в толпе и ждал своей участи. Двадцать человек фашисты угнали в направлении села Графовки. Что они с ними сделали, неизвестно. Нас, оставшихся в живых, привели обратно в село и заставили показать свои хаты.

Меня ввели во двор, поставили к воротам и сказали матери: «Смотри, старая ведьма, что мы сейчас будем делать!» Гляжу - целятся в меня. Раздалось несколько выстрелов. Я упал. Они подняли меня и стали смеяться; оказывается, стреляли мимо. После этого издевательства, они зашли в мою хату и начали разбивать все, что попало под руки, рвать книги, журналы и сбрасывать все посреди горницы, потом облили это керосином и подожгли в трех местах хату, сарай и амбар.

Чудом мы с матерью спаслись. Через огороды выбрались со двора и увидели, как все наше село пылало, а среди хат и домов метались люди, крича о помощи. Спасти их было некому.

Не знаю, что они сделали с Катей и Верой; после пожара я их не нашел.

Никогда не забыть мне того, что я видел и что пережил. Сыновья мои Михаил, Иван и Василий, я написал вам обо всем этом и наказываю, требую, дети мои, беспощадно мстить ползучим гадам.

Не могу писать - слезы свет застили. Одна у меня думка - дожить до того дня, когда за все издевательства над нами, за горе наше, за кровь, за смерть, за поруганную святую землю будет мерзавцам отомщено.

Твой отец Алексей Камышенков».
с. БЕЗЛЮДОВКА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

☆ ☆ ☆

Ответ Михаила Камышенкова

«Дорогие отец и мать! Клянусь, как поклялись и братья мои, не жалея ни крови, ни самой жизни своей, беспощадно мстить немецким выродкам за ваши муки, за родную Безлюдовку, за поруганную русскую землю! Ни один фашистский людоед не уйдет от грозной кары за свои злодеяния.

Непреклонна воля наша, непоколебима верность священному знамени Родины, под которым предки наши не раз отстаивали честь свою и свободу.

Победа над врагом будет нашим ответом на твое письмо. Гордо мы встретимся, отец, там, где было наше село, поцелуем родную освобожденную землю, на которой мы снова возродим жизнь.

Клянусь всем, отец и мать, клянусь тебе, Родина, я выполню свой долг.

Ваш сын, младший лейтенант Михаил Камышенков», РАЙОН ВОРОНЕЖА.

**************************************************************************************************************************************************
МИТИНГ НЕНАВИСТИ К ВРАГУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28 августа, (По телефону). В N части состоялся красноармейский митинг. Это был митинг ненависти к немецко-фашистским оккупантам.

Артиллерист красноармеец Козлов прочитал товарищам полученное им несколько дней назад письмо от брата, который участвовал в освобождении своего родного села от гитлеровцев. Страшную весть принесло это письмо Козлову. Вместе с другими мирными жителями села немцы убили его мать, сестру, племянницу и племянника. Фашистские изверги предали огню все дома, оставили без крова и жестоко избили десятки колхозников. Трупы родных Козлова были настолько изуродованы, что их невозможно было опознать.

Чувством неукротимой ненависти к немцам были проникнуты выступления старшего сержанта Растатурова, ефрейтора Сансыбаева, политрука Борщукова и других участников митинга. Они поклялись отомстить врагу за замученную семью их боевого товарища, за издевательства и насилия над советскими людьми.

☆ ☆ ☆

Упорство советских летчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28 августа. (По телеграфу от наш. корр.). В районе Воронежа довольно часто происходят воздушные бои. В них особенно отличаются летчики-истребители N соединения, проявляющие воинскую доблесть, упорство, боевое умение.

Младший лейтенант Соловьев вылетел на патрулирование. Вскоре он заметил четыре «Ю-88», идущие к охраняемому об’екту. Соловьев смело и стремительно врезался в строй вражеских самолетов и провел восемь атак. Нарушив строй немецких бомбардировщиков, Соловьев отогнал их от об'екта и не дал сбросить ни одной бомбы.

В этот же день сержант Скачков, патрулируя, увидел за облаками группу немецких самолетов, состоящую из девяти «Ю-88» и трех «МЕ-109ф». Налицо было огромное превосходство врага, но Скачков навязал ему бой. Рядом атак он добился того, что «Юнкерсы» ушли, в беспорядке сбросив бомбы. Тогда сержант Скачков атаковал три «Мессершмитта» и один из них подбил.

Но вот у Скачкова кончились боеприпасы. Воспользовавшись этим, два «МЕ-109ф» усилили свой огонь по самолету Скачкова и пробили ему винт, водяную магистраль, бензобаки. Несмотря на повреждения, обливаемый горячей водой, проникшей в кабину, сержант сумел выйти из боя и посадить машину на своей территории.

________________________________________________
А.Толстой: Ни шагу назад! || «Правда» №215, 3 августа 1942 года
Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)
Е.Кригер. На Дону это знают* || «Известия» №174, 26 июля 1942 года
И.Эренбург: Душа народа* || «Красная звезда» №92, 19 апреля 1942 года

Газета «Красная Звезда» №203 (5267), 29 августа 1942 года

Илья Эренбург, зверства фашистов, август 1942, газета «Красная звезда», 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up