Е.Гехман || «
Красная звезда» №32, 8 февраля 1945 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 7 февраля (1 стр.). Майор К.Мельников. - Как была очищена от немцев коса Курише Нерунг (2 стр.). Капитан Ф.Бубеннов. - За Одером (2 стр.). К.Осипов. - Кунерсдорф. Историческая справка (2 стр.). Майор М.Егоров, капитан Г.Костин. - Зенитно-артиллерийское обеспечение переправ (2 стр.). Капитан Е.Гехман. - На немецком военном заводе (3 стр.). Проф. К.Базилевич. - Петр Великий. К 220-й годовщине со дня смерти (3 стр.). На всемирной профсоюзной конференции в Лондоне (4 стр.). Маленький фельетон: Г.Рыклин. - Номер исполняется без сетки (4 стр.).
# Все статьи за
8 февраля 1945 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Заводская контрольная будка, через которую мы прошли, имела сугубо обыкновенный вид. Должно быть табельные конторы во всех странах мира построены на один и тот же лад: за решетчатыми рамами висят строгими рядами круглые номерки для рабочих, часы с автоматическим штемпелем отмечают на желтых картонных бланках время прихода и ухода служащих. Если отвлечься от надписей на немецком языке, от назойливых плакатов о тотальной и сверхтотальной мобилизациях, не замечать польских рабочих-дружинников с бело-красными повязками на руках, появившихся здесь теперь, то можно на минуту-другую забыть о географической точке, где сейчас находишься, и представить себе, что этот завод ничем не отличается от предприятий обычного типа.
Но стоит переступить порог табельной, перешагнуть за проволочный забор, отделяющий заводскую контору от цехов, и сразу ощущаешь, что это немецко-фашистский завод. Здесь трудились подневольные рабы, здесь действовали жестокие, мстительные и в то же время трусливые хозяева. Посреди заводского двора стоит железобетонный дот, приспособленный к круговой обороне. Бойницы дота смотрят в сторону табельной конторы и дверей основных цехов. Каждая дверь, откуда могли бы появиться рабочие, была заранее пристреляна. Днем и ночью в доте сидели вооруженные пулеметами эсэсовцы, готовые открыть беспощадный огонь и потопить в крови малейшее проявление недовольства и смуты.
Дот посреди заводского двора - это своеобразный символ всей нынешней Германии. Согнав к себе миллионы рабов из всех стран Европы, жестоко эксплоатируя их труд, сжигая их тысячами в
Майданеках и Тремблинках, немцы в то же время смертельно боялись суровой мести со стороны своих жертв. Они чувствовали, что многоязычная толпа, замученная непосильным трудом, может каждый момент встрепенуться и учинить справедливый суд над своими мучителями. И поэтому, хотя цемента нехватало для строительства оборонительных рубежей на фронте, немцы сооружали доты посреди заводских дворов. Катастрофически нехватало людских резервов, нечем было заткнуть бреши, образовавшиеся на решающих направлениях советско-германского фронта, а они держали штурмовиков с пулеметами, нацеленными на двери заводских цехов.
Завод, о котором сейчас идет речь, размещен на территории «рейха». Но здесь еще не собственно Германия, - это бывшая польская земля. Покорив Польшу, гитлеровцы присоединили Лодзинское и Познанское воеводства к Германской империи. Одна часть поляков была истреблена на «фабриках смерти», другая часть ограблена и выселена на территорию «
генерал-губернаторства», третья оставлена в качестве батраков для немецких помещиков и рабочих для немецких заводов. Вначале польские рабочие составляли на этом заводе примерно половину личного состава, но затем стали преобладать в цехах. Даже на должности мастеров немцам пришлось поставить отдельных польских специалистов. И чем более повышался иноплеменный состав на производстве, тем менее уверенно чувствовали себя оставшиеся немцы, тем чаще и наглее они стали применять репрессии и хвататься за оружие.
На каждом шагу видно, как тщательно и с каким презрением гитлеровцы отмежевывались от
чужеземных рабов. В цехах имеются отдельные раздевалки для немцев, особые умывальники и уборные. В заводской столовой для немцев отведены столы, а для всех других поставлены какие-то топчаны. На кухне в специальных котлах готовилась пища для немцев, для остальных готовилась «баланда». На изготовление каждой детали имелись две расценки: одна для поляков, другая - в несколько раз выше - для немцев.
Одно заведение предназначалось исключительно для иностранцев - заводская гауптвахта. В низком подвале устроены две камеры: для «саботажников» и для опоздавших на работу. Двери камер сделаны из бронированной стали, запираются надежными замками. Заходим в камеру «саботажников». Бетонный пол залит на добрый десяток сантиметров водой. Нет ни нар, ни скамеек.
Проходим мимо разбитых стен чугунно-литейного цеха. Здесь поработали наши летчики. Немцы долго перебрасывали этот завод из одного конца Европы в другой. Побывал он и в Рурской области, и в Берлинском промышленном районе. Спасая завод от английских и американских бомб, немцы, наконец, спрятали его в Западной Польше. Но здесь он попал под неумолимые удары советской авиации и в конце концов достался нашим наземным войскам.
Не только завод вместе с его оборудованием, но и самая продукция завода отражает процесс непрерывного маневрирования, которым тщетно занимались заправилы Германии. В сборочном цехе стоят совершенно готовые опорные подшипники главных валов для мощных подводных лодок. Как попал этот заказ на завод? Лодки производились на одном из предприятий в районе Бремена. После очередного налета союзных бомбардировщиков выбыла из строя часть цехов с механическим оборудованием. Тогда заказ на подшипники был срочно передан на этот завод. Чертежи и спецификации были пересланы самолетом. Завод успел изготовить комплекты для 25 подводных лодок. Вот они все лежат перед нами. 25 подводных лодок опять остались без опорных подшипников. На какой завод немцы сейчас передадут заказ?
В соседнем цехе стоит уникальный станок для обточки и фрезеровки ленивцев «тигра». Этот станок долго путешествовал по Европе, пока прибыл сюда. В связи с приближением линии фронта поступило приказание демонтировать его и отправить на завод «Юнгеталь» в Вестфалию. Но немцы не успели этого сделать, и сейчас инженер-подполковник Соломянский, похлопывая станину, думает о том, как бы приспособить станок для производства запасных деталей «Т-34».
В следующем пролете стоят почти готовые 50 машинок для заводских поясков артиллерийских снарядов. Где-то в Австрии сгорел после бомбежки завод боеприпасов. И вот на многочисленные машиностроительные заводы поступили заказы на изготовление нового оборудования. 50 машинок почти завершены в производстве. Внимательно осмотрев их, инженер-подполковник Соломянский пришел к заключению, что нетрудно приспособить их для снарядов нашего калибра.
Германской промышленности здорово досталось от об'единенных усилий советской и англо-американской авиации, после этих ударов появлялись заводы-путешественники. Теперь, когда здесь побывала наша пехота, сотни больших и средних немецких предприятий Лодзи уже больше не будут путешествовать. Им уже некуда путешествовать. Новый вид трофеев появился у наших войск - военные заводы врага. //Капитан Е.Гехман. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
*****************************************************************************************************************
В НЕМЕЦКОЙ СИЛЕЗИИ. Автомашины противника, захваченные Н-ской частью.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Г.Хомзора.
______________________________________________
Б.Полевой:
Русские люди || «Правда» №25, 29 января 1945 года
Родина пришла за ними! || «Комсомольская правда» №33, 9 февраля 1945 года
Е.Кригер:
Твой час наступает, Германия! || «Известия» №26, 1 февраля 1945 года
В.Гроссман:
Дорога на Берлин. 2.Между Вислой и Одером ("Красная звезда", СССР)
О.Кнорринг, И.Ануфриев:
Военный завод в немецком костеле ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №32 (6020), 8 февраля 1945 года