В южной части Восточной Пруссии

Jan 25, 2020 09:52


К.Тараданкин || « Известия» №20, 25 января 1945 года

Наступление доблестной Красной Армии продолжается. Стремительно продвигаясь на запад, ломая сопротивление врага, советские воины завершают освобождение Польши, штурмуют логово немецко-фашистского зверя.

Слава героической Красной Армии!

# Все статьи за 25 января 1945 года.

(От специального военного корреспондента «Известий»)




Дважды довелось мне перейти границу Восточной Пруссии. Осенью минувшего года я был свидетелем того, как войска генерала Черняховского с великим мастерством и беспримерным мужеством разгромили оборону немцев и вторглись в пределы Восточной Пруссии. Никогда не забудет тот, кто видел, как шли наши бойцы через границу, уже обозначенную пограничными столбами, на которых было написано «СССР» - красные буквы на белом фоне, и «Германия» - белые буквы на черной доске. Следами страшного боя, пылающими «тиграми», разбитыми железобетонными дотами, трупами вражеских солдат была отмечена граница. И, как в тот день, встает перед глазами надпись, сделанная на стене первого дома, в первом приграничном селении: «Вот она, проклятая Германия». Тогда, в октябре, наши войска входили в Пруссию через восточную границу, чтобы сейчас, в январе, взять Гумбиннен и Тильзит, чтобы итти дальше в глубь фашистской берлоги.

Теперь войска маршала Рокоссовского вторглись в Пруссию с юга, там, где проходит государственная граница Германии и Польши. И снова, следуя с наступающими частями, увидел я усадьбы прусских помещиков, эти разбойничьи гнезда, в которых немцы прятали добро, награбленное в разных странах Европы.

Найденбург. Этот город был с хода взят нашими штурмовыми подвижными частями. Здесь победили стремительность и внезапность. Немцы не допускали мысли, что наши войска так быстро ворвутся в город. Линия фронта как будто была ещё далеко. Военные власти уверяли, что русские будут задержаны, и жители с тупой немецкой самоуверенностью смотрели на дефилирующие по улицам танковые колонны, направлявшиеся к Млаве. Мы видели эти танки, десятки и десятки больших и малых машин, истребленных нашими танкистами и артиллеристами. Мы видели десятки и десятки больших и малых немецких пушек, которые больше никогда не будут стрелять. Мы видели тысячи вражеских трупов.

В дни нашего великого наступления орудийная пальба и грохот перестрелки были похожи на гром среди ясного неба. Да, гроза грянула в январе. Немцы бежали. Пришлось бросать все - и свое, и награбленное в России, Польше, Бельгии, Франции.

В городском финансовом управлении, где, надеясь на танки, все-таки готовились к эвакуации, комнаты загромождены ящиками, в которые не успели запаковать имущество. В портновской мастерской Эриха Бука остались недошитые мундиры для господ офицеров. Склады с боеприпасами, застрявшие на станции эшелоны с военным имуществом достались наступающим частям. Наши войска освободили от рабства тысячи людей, согнанных в Германию из Белоруссии, Украины, Польши, Франции. Еще в районе Зольдау (Дзялдово) они спасли от страшной участи пятнадцать тысяч мирных граждан, зарегистрированных немцами в качестве военнопленных.

У особняка готической архитектуры стоит группа наших бойцов и офицеров. Это - мотоциклисты-разведчики, в числе первых перешедшие южную границу Пруссии. Три группы разведчиков, возглавляемые лейтенантами Асабовым, Старковым и Гуляевым, имели задание, действуя в разных направлениях, провести глубокую разведку в тылу противника и в назначенный час соединиться в условленном месте уже за прусской границей. Ночью разведчики проникли за вражескую оборону. Они двигались в стороне от больших магистралей лесными дорожками и коротким ударом расправлялись с встречающимися на пути обозами и тыловыми отрядами немцев. Уже в Пруссии группа лейтенанта Гуляева напала на населенный пункт, в котором размещался штаб немецкого полка. Завязался уличный бой.

В это время сержант Липатов, младший сержант Кульков и автоматчик Столяров захватили большую крытую машину, перебили находившихся в этой походной канцелярии офицеров и взяли ценные оперативные документы. Захвачено было и знамя полка, хранившееся в штабе.

Так же успешно действовали остальные группы. И вот все они встретились в немецком городе Найденбурге.

- Сколько же вы прошли с начала наступления?

Вместо ответа ефрейтор Бобылев молча показал на спидометр своего мотоцикла. Стрелка показывала цифру 518.

Более полутысячи километров прошли с боями ночами, без сна, и днями, без отдыха, отважные разведчики.

Подошла автоцистерна, и мотоциклисты начали заправлять машины горючим. Боевой приказ звал их вперед.

Издали доносился приглушенный расстоянием грохот боя. Это сражались наши части, только что выбившие немцев из городов: Ликк, Биалла, Нойендорф. // К.Тараданкин.

***************************************************************************************************************************************
В Восточной Пруссии. Тильзит в день взятия его войсками 3-го Белорусского фронта.

Фото Л.Великжанина. (ТАСС).



☆ ☆ ☆

Варшава. Одна из улиц Варшавы, разрушенная немецкими варварами.

Фото специального корреспондента «Известий» Р.Кармен



________________________________________
М.Мержанов: На земле врага ("Правда", СССР)
Б.Полевой: Полёт в Германию ("Правда", СССР)
В берлоге немецкого зверя ("Красная звезда", СССР)
М.Мержанов: Над Восточной Пруссией ("Правда", СССР)
Кровавые следы немецких зверств ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №20 (8630), 25 января 1945 года

январь 1945, газета «Известия», зима 1945, 1945

Previous post Next post
Up