Сталинградцы

Nov 16, 2019 23:54


К.Тараданкин || « Известия» №269, 15 ноября 1942 года

«Война явилась суровой проверкой сил и прочности советского строя. Расчеты немецких империалистов на распад Советского государства провалились полностью. Социалистическая промышленность, колхозный строй, дружба народов нашей страны, Советское государство показали свою прочность и несокрушимость». (И.СТАЛИН).

# Все статьи за 15 ноября 1942 года.




В вечерние сумерки на аэродроме опустились 6 самолетов. Они доставили консервированную кровь. Две «полуторки» были заполнены ящиками с драгоценным грузом. Кровь раненым защитникам Сталинграда! Кровь и танки, газеты и пушки, хлеб и снаряды, бинты и автоматы, - все шлет страна на помощь городу жестокой и гордой судьбы.

Фронт прошел по домам и улицам города, вдоль Волги и протянулся в степь, по которой из уст в уста передаются радостные и горестные вести. Крылатая слава о богатырях Сталинграда летит над степным простором, и когда хотят воздать должное отваге и храбрости воина, говорят: «Он сталинградец!»

Да, масштабы битвы, развернувшейся у Волги, опрокинули прежние привычные представления о войне. Здесь, у родных волжских берегов, идет бой на смерть, во имя жизни. Где и когда было обрушено на один город, на одну улицу, на один дом столько техники войны? Стальным тараном ударили немцы, чтобы расчистить путь к реке, чтобы присосаться к Волге. Таран сломан. Больше тысячи фашистских самолетов валяется вокруг города. Больше 800 танков разбито и сожжено здесь. Больше 100.000 гитлеровских солдат и офицеров гниет среди развалин, в оврагах и балках, на подступах к Сталинграду.




Тяжелые облака дыма плывут над городом, то заволакивая, то открывая его очертания. Видны чудом уцелевшие заводские трубы, остовы больших каменных домов. Немцы хвастливо пишут в венской газете: «Под нами горит Сталинград». Но мы видим, мы знаем другое - под Сталинградом горят немецкие танки, под Сталинградом гниют отборные полки Гитлера. И там, где наши бойцы продвинулись вперед, чтобы окопаться, нужно разбросать трупы немцев. Фашисты не успевают хоронить своих.

Много написано о сталинградской переправе, о ее героях, о бесстрашных паромщиках, лодочниках и краснофлотцах Волжской флотилии. Переправа - это тысячи и тысячи бомб, мин, снарядов, брошенных здесь немецкими самолетами, батареями. Это - вонзающиеся в осеннюю ночь очереди трассирующих пуль. Это - грохот канонады, от которого стонет земля на десятки километров вокруг. А люди здесь живут, работают, сражаются и будут жить, работать, сражаться, пока защитники Сталинграда не отбросят немцев от города.

Днем на переправе пустынно. Но это тоже относительно. На тот берег плывут и плывут весельные и моторные лодки, а в них - бойцы, разведчики, корректировщики, командиры батарей, врачи, санитары. Вот так же, лавируя среди разрывов мин, переправлялись на тот берег для связи с пехотинцами, обороняющими район завода, артиллеристы-гвардейцы сержант Семенов и красноармеец Сысоев. Еще 700 метров оставалось до берега, когда немцам удалось продырявить лодку из крупнокалиберного пулемета.

В лодку хлынула вода. Ее вычерпывали пригоршнями, пилотками и плыли снова и снова, уходя из-под обстрела. Берег. Семенов и Сысоев начали пробираться к своему пункту. В районе боя они облюбовали для наблюдения двухэтажный дом. Связь с батареей установлена. Снаряды тяжелых орудий попадают в цель. И вдруг наблюдатели заметили, что к дому ползут немцы. Их было восемнадцать. Семенов и Сысоев заняли оборону у двух из семи окон, выходивших на улицу. Ударили по немцам короткими очередями из автоматов.

Разгорелась перестрелка. Четырех фашистов защитники дома убили, пятый, раненый, валялся на мостовой. Немцы укрылись в развалинах на той стороне улицы. Диски наших автоматчиков пустели. Семенов спустился в подвал, нашел там боеприпасы и вернулся в своему окну. К немцам пришло подкрепление. Два танка подошли вплотную к осажденному дому и открыли стрельбу по первому этажу. В танки полетели из окон бутылки с горючей жидкостью. Один загорелся, второй подцепил его на буксир и поволок прочь от этого дома.

Потом на дом пикировали фашистские бомбардировщики, и бомбы крошили все вокруг. А дом стоял, и из двух окон его два гвардейца поливали фашистов свинцом, не подпуская ни на шаг к своему рубежу. Потом на второй этаж поднялись еще три наших бойца. Теперь оборона развернулась на пять окон. Еще подоспела подмога. Теперь «гарнизон дома» перешел в контратаку. Немцы побежали, оставляя улицу. Семенов и Сысоев, защищавшие дом 18 часов под ряд, преследовали их вместе с пехотинцами, а потом вернулись на наблюдательный пункт. Нужно было восстанавливать связь с батареей.

Так сражаются сталинградцы!

Повинуясь своим законам, уличный бой распадается на мелкие схватки, но эти схватки - звенья единой цепи, и все вместе образуют они то величественное и невиданное до сего, что с гордостью и надеждой называем мы - оборона Сталинграда.

История отечественной войны еще оценит по достоинству роль и место артиллерии в защите города. Здесь создан мощный артиллерийский кулак, который дробит немецкие дивизии.

В пункте К. собирались пять фашистских полков. Противник готовился к штурму. По немцам ударил кулак артиллерии. Сотни орудийных стволов нацелились на К. Только полчаса продолжался огонь тяжелых батарей. Этого было достаточно. Штурм даже не успели начать. Немцы пускают в ход все средства, чтобы заставить замолчать эти страшные батареи. Они бьют по ним из дальнобойных орудий. И гвардейцы знают дни, когда на каждую нашу пушку приходилось по 80 немецких снарядов. «Юнкерсы» шли то в одиночку, то волнами, высыпая сотни бомб. Батареи били и били, разнося в щепки немецкие блиндажи и танки, мешая в кучу пехоту, дзоты и минометные батареи.

Окончен боевой день и вступает в свои права новая боевая ночь. Нет, не стихло напряжение боя! Ярко горят огни Сталинграда, огни исполинской битвы. Зарницы артиллерийских залпов, голубые клинки прожекторов, разрывы зенитных снарядов, желтые, красные трассы пулеметных очередей и сотни ракет освещают сталинградское небо. Святой и правый бой идет на берегах Волги, и отзвуки его громовым эхом потрясают мир. Враг еще силен, и велика опасность. Но навстречу немецкой технике встает наша техника. Бешеный натиск гитлеровских полчищ разбивается о стойкость и мужество защитников Волги. И ярче всех огней горят их сердца - сердца советских патриотов.

Жив и неукротим, страшен в своем гневе истерзанный Сталинград. Непобедим он, ибо вся страна спешит ему на помощь. И сквозь грохот боя гремит наш пароль: «Сталинград», наш отзыв: «Победа». // К.Тараданкин, спец. корреспондент «Известий».

______________________________________________
Б.Полевой: Стена Сталинграда* || «Правда» №296, 23 октября 1942 года
Л.Коринь: Сталинградские дни* || «Правда» №323, 19 ноября 1942 года
К.Симонов: Солдатская слава || «Красная звезда» №214, 11 сентября 1942 года
В.Гроссман: Сталинградская армия || «Красная звезда» №10, 13 января 1943 года
С.Тюльпанов: Враг о боях под Сталинградом* || «Правда» №279, 6 октября 1942 года

Газета «Известия» №269 (7955), 15 ноября 1942 года

осень 1942, газета «Известия», битва за Сталинград, ноябрь 1942, 1942

Previous post Next post
Up