Зверский расстрел немцами 45 женщин и детей

Jul 01, 2015 20:48


« Красная звезда» №152, 30 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). В Народном Комиссариате Обороны (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Полковник В.Дерман. - Боевая подготовка и воинское воспитание (2 стр.). Подполковник А.Кравченко. - Перегруппировка сил в ходе наступления (2 стр.). Майор В.Смирнов. - Ложные огневые позиции (2 стр.). Николай Тихонов. - Ленинград в июне (3 стр.). Налеты нашей авиации на железнодорожный узел Орел, станцию Карачев и порт Тамань (3 стр.). Майор В.Земляной. - Борьба с немецкими воздушными разведчиками (3 стр.). К.Гофман. - Соотношение сил изменилось в пользу Об'единенных наций (4 стр.). Илья Эренбург. - Фриц-хитрец (4 стр.). Боевые действия союзной авиации (4 стр.).

# Все статьи за 30 июня 1943 года.




ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 29 июня. (От наш. корр.). Через линию фронта проникли вести о новых кровавых злодеяниях немцев в оккупированных районах Орловской области. В начале мая гитлеровские бандиты учинили чудовищную расправу над жителями нескольких деревень. Это произошло на дороге, соединяющей деревни Устарь и Негино.

45 женщин, старух и малолетних детей долгое время скрывались от немцев в лесу. В первых числах мая они пробирались к родным пепелищам - в сожженные немцами еще в 1942 году деревни Отракинь, Заулье, Ефимовичи. Обездоленные жители надеялись достать уцелевшие продукты, которые они укрыли в ямах.

Женщины шли по дороге, когда неожиданно на них налетел немецкий отряд. Тщетно пытались они об'яснить, куда и зачем идут, фашисты приказали им свернуть к лесочку. Здесь всех выстроили, а затем открыли по ним стрельбу из пулеметов. Стоны и крики беззащитных женщин и детей огласили воздух. Немецкие палачи ушли только тогда, когда на месте преступления осталась лишь груда окровавленных тел...

На следующий день партизаны-разведчики случайно обнаружили замученных гитлеровцами крестьянок. Все были уже мертвы, только два мальчика - один пяти лет, другой - девяти - подавали еще признаки жизни. Партизаны доставили их в свой отряд. Там ребятам оказали необходимую помощь, и вскоре они оправились от ран.

В одной из деревень скрывались тяжелораненые партизаны и заболевшие члены их семей. Совершив внезапный валет на деревню, немцы зверски замучили раненых и больных. От рук гитлеровцев погибли товарищи Долженков, Антошин, Рябчишков, Епилохов, Колониченко, Стефановская и др. Жену одного партизана и ее двух малолетних детей немцы закололи штыками; другую женщину с двухлетним ребенком расстреляли очередью из автомата.

Изощренным пыткам и издевательствам подвергли гитлеровские людоеды захваченного ими партизана Гуланова. Его схватили в лесу около села Чернь, привязали к лошади и пустили ее вскачь. Три километра волочился по земле связанный партизан. Но и после этой пытки палачи не услышали ни слова от истекающего кровью мужественного патриота. Рассвирепев, немцы кололи Гуланова штыками, отрезали ему уши, половые органы, на спине вырезали по-немецки слово «партизан». Гуланов продолжал молчать. Когда он находился уже в состоянии агонии, его повесили.

Первого июня партизаны, найдя изувеченный труп товарища, предали его земле и на могиле героя поклялись еще беспощаднее мстить подлым немецким собакам.
____________________________________________
Харьков, Орел, Старая Русса* ("Красная звезда", СССР)
П.Крайнов, В.Коротеев: Что происходит в Орле ("Красная звезда", СССР)*

*****************************************************************************************************************
Фриц-хитрец

На Кубани 29 мая был взят в плен ефрейтор Иозеф Эхтбергер. Вот что он заявил на допросе:

«Мой отец Михель Эхтбергер с 1923 года по 1933 год состоял в коммунистической партии. Будучи по званию капитаном, мой отец служил ад'ютантом у Карла Маркса, Карл Маркс - руководитель коммунистического движения, по званию генерал, проживал и в настоящее время проживает в Вене. За выполнение обязанностей ад'ютанта Кара Маркса мой отец был посажен в тюрьму, где просидел два года».

Кто после этого скажет, что фрицы потеряли два года? Нет, они усовершенствовались. Еще недавно, попадая в плен, они монотонно хныкали: «Гитлер капут».Теперь у каждого имеется про запас сложная история.

Два года тому назад они были куда наивнее. Они думали тогда о добыче. Теперь их начинает интересовать расплата. Они прикидывают: как бы им выкрутиться? Геббельс бьет себя в грудь: «Мы - невинно пострадавшие». Эсэсовцы, маршируя по улицам Орла, рявкают: «Мы ведем строго оборонительную войну». А капитанский сынок, ефрейтор Иозеф Эхтбергер, невежественный, но хитрый фриц, решил растрогать наши сердца историей своего удивительного папаши.

У волков еще и волчьи зубы и волчий аппетит. Но волки уже учатся впрок блеять. Мы увидим еще не то. Придет день, и ротенфюрер дивизии «мертвая голова», подняв вверх лапы, завопит: «Не стреляйте! Разве вы не видите, что я - Спартак?..» // Илья Эренбург.

*****************************************************************************************************************
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. В N Краснознаменной дивизии новое пополнение принимает военную присягу. Красноармеец Д.Клыгин зачитывает текст военной присяги перед строем.

Снимок нашего спец.фотокорр. капитана В.Темина.





ДЕЗЕРТИРСТВО В РУМЫНСКОЙ АРМИИ

СТАМБУЛ, 28 июня. (ТАСС). По поступившим сюда сведениям, дезертирство в румынской армии приняло угрожающие размеры. Командиры частей через газеты обращаются к дезертирам с призывами вернуться в части, угрожая им жестокими наказаниями. Так в румынской газете «Акциуня» опубликовано об'явление румынских военных властей, предупреждающее группу лиц, исчезнувших из 30 артиллерийского полка, что если они не сообщат о своем местонахождении командованию полка, то к ним в случае их поимки будут применены самые строгие меры наказания. В опубликованном списке дезертиров фигурируют один младший лейтенант, 4 фельдфебеля, 3 сержанта, 1 капрал и 18 солдат.



Население Литвы, Латвии и Эстонии оказывает ожесточенное сопротивление гитлеровским поработителям

СТОКГОЛЬМ, 29 июня. (ТАСС). Шведская газета «Афтонтиднинген» пишет, что положение населения Литвы, Латвии и Эстонии под немецким владычеством ухудшается с каждым днем. Все острее ощущается недостаток самых необходимых предметов питания. Когда в Эстонии истощились последние запасы сахара, немцы конфисковали остатки сахара в Латвии якобы для снабжения населения Эстонии. Но в действительности сахар был отправлен в Германию. Широко распространены эпидемические заболевания. Гитлеровские власти распорядились делать предохранительные прививки против тифа и других эпидемических заболеваний только немцам и небольшой кучке предателей, ставших гитлеровскими лакеями. Остальное население лишено этой возможности.

Население оказывает ожесточенное сопротивление оккупантам. Участились акты саботажа и случаи нападений на немецких офицеров и полицейских. За последние месяцы резко возросла численность партизанских отрядов и улучшилось их вооружение. Литовские, латвийские и эстонские патриоты мстят гитлеровцам и их прислужникам, нападают на их дома и сжигают их. Гитлеровцы пытаются жестоким террором сломить сопротивление населения. В гитлеровских концентрационных лагерях гибнут тысячи людей.

Положение в Латвии, Литве и Эстонии обострилось в такой степени, что гитлеровские оккупанты не в состоянии скрыть своей встревоженности. Так, недавно гитлеровский «генеральный комиссар» Эстонии Лицман опубликовал в газете «Ревалер цейтунг» воззвание, в котором отмечает, что население Эстонии уклоняется от «сотрудничества» с немецкими властями. «В Эстонии, - говорится в воззвании, - многие выступают против тотальной мобилизации, считая, что она противоречит их интересам». Лицман признает, что многие эстонцы хотели бы вернуться к тому образу жизни, какой существовал до оккупации, когда они могли думать «о своих интересах, о своей профессии и удовлетворять свои склонности».

В другой статье, помещенной в газете «Ревалер цейтунг», содержится признание того, что «тотальная мобилизация», проводимая оккупантами в Эстонии, наталкивается на огромные трудности. Газета отмечает, что цены на продовольствие растут непрерывно и что не обеспечен даже минимальный продовольственный рацион для населения. «Положение, - с горечью констатирует гитлеровская газета, - становится невыносимым».

**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

# Сводка Совинформбюро за 29 июня 1943 года

В районе Белгорода над позициями Н-ской части появилось 5 немецких самолетов. Навстречу им поднялись советские истребители. В завязавшемся воздушном бою младший лейтенант Куштурный увлек за собой два «Мессершмитта» и, умело маневрируя, сбил один немецкий самолет. Вторую вражескую машину уничтожил младший лейтенант Бишко. Молодой летчик сержант Шапкин в упорном бою сбил третий самолет противника. Два остальных немецких самолета уклонились от боя.



В районе Сум советские подразделения отразили попытки разведывательных групп противника проникнуть в расположение советских частей. На одном участке наши разведчики выяснили, что курган, занятый врагом, обороняют взвод немецкой пехоты и автоматчики. Дальнейшим наблюдением было установлено, что в определенный час немцы уходят обедать, оставляя на кургане лишь боевое охранение. Когда гитлеровцы ушли обедать, гвардии младший лейтенант Зырянов и красноармеец Обухов ворвались в немецкую траншею, уничтожили боевое охранение противника и, захватив в плен немецкого ефрейтора, благополучно вернулись в свою часть.



На Северо-Западном фронте разведывательный отряд противника выдвинулся в нейтральную зону и стал вести наблюдение. Наши бойцы под командованием тов. Архипова отрезали вражеским разведчикам путь отхода и в завязавшемся бою убили 11 немецких солдат и лейтенанта. Два немецких обер-ефрейтора и несколько солдат захвачены в плен.





На одном из участков Ленинградского фронта на сторону Красной Армии перешел солдат 220 немецкого пехотного полка Иозеф Л. Он сообщил: «Немецкие газеты стараются всячески умалить значение налетов английской и американской авиации на промышленные центры Германии. Обычно после каждой бомбардировки газеты пишут, что бомбы разрушили лишь больницы, театры, а промышленность не пострадала и продолжает работать без перебоев. Все же понимают, что это ложь. Солдат нашей роты Карл получил письмо от жены из Дортмунда, в котором говорится: «Город на 60-70 процентов разрушен. Среди жителей царит паника. Мы бы давно убежали куда глаза глядят, но без разрешения нельзя выехать». Солдат Рудольф показывал мне письмо от невесты. Она писала ему: «Если солдаты не вернутся скоро на родину, то они рискуют застать одни развалины. Когда это все кончится? Когда вы вернетесь из России? Вероятно, тогда, когда никого из нас не останется в живых».



Ниже публикуется акт о кровавых злодеяниях немецких захватчиков в деревне Клины, Смоленской области: «Мы, нижеподписавшиеся, составили акт о следующем. На опушке леса, около деревни Клины, нами обнаружены трупы шести девушек и трех пожилых мужчин, замученных немцами. У одной девушки мы нашли записку следующего содержания: «Дорогие товарищи, нас насильно угоняют на каторжные работы. Мы не поедем в Германию. Лучше умрем на родной земле, но с нее не сойдем. Нина Кудряшева, 1927 года рождения, Свиты, Смоленской обл.». За околицей деревни в яме найдено два трупа подростков с обрывками веревки на шее». Акт подписали: бойцы Н-ской части Бачинский Б., Шоферова М., колхозницы села Клины Александрова С. и Александрова А.



Перешедший на сторону Красной Армии солдат 1 немецкой пехотной дивизии Генрих Р. рассказал: «Рота, в которой я служил, напоминала мне инвалидную команду, а не боевое подразделение. Каждый второй солдат имеет ранения. Некоторые еще не оправились от ран. В мае рота получила пополнение. Среди прибывших оказалось 10 человек с серьезными физическими недостатками. Пополнение плохо обучено военному делу. Многие не умеют обращаться с пулеметами. За две недели рота потеряла от огня советской артиллерии и снайперов 40 солдат убитыми».



Патриоты, бежавшие из Норвегии, сообщили о тяжелых и невыносимых условиях, в которых находятся красноармейцы, попавшие в плен к немцам. Русских военнопленных немцы заставили работать на строительстве укреплений возле г. Киркенеса в Северной Норвегии. В лохмотьях от оставшейся одежды военнопленные работали зимой во время самых суровых морозов. Гитлеровцы морят пленных голодом. За тяжелый труд в течение дня им выдают всего лишь по 150 граммов хлеба. От голода, холода, болезней и зверского обращения со стороны немцев пленные буквально вымирают. Русских расстреливают по самым незначительным предлогам. Тела умерших и расстрелянных сваливались у бараков, в которых живут военнопленные.



В Геллебеке (Дания) вооруженная группа датских патриотов проникла на ткацкую фабрику, работавшую на немцев. Патриоты подожгли фабричные корпуса и склады с запасами сырья. Пожар причинил оккупантам большой ущерб. // Совинформбюро.

*****************************************************************************************************************
Где на фронте сфотографироваться?

После долгих месяцев, а то и лет разлуки нет лучшего подарка для родных фронтовика, чем его снимок. Наконец, и для самого бойца или командира его фотокарточка, снятая тут же, на фронте, останется на всю жизнь драгоценной реликвией, памятью о суровых и величественных днях Отечественной войны. Естественно и понятно поэтому желание каждого фронтовика сняться во фронтовой обстановке. И, казалось бы, проще простого удовлетворить это желание! Фотография, как известно, дело не сложное, и никаких мощных агрегатов, никаких чрезмерных усилий здесь не требуется. Тем не менее сплошь да рядом получается так, что сняться на фронте становится неразрешимой проблемой.

Командир N части гвардии майор И.Пономарев пишет в редакцию «Красной звезды»: «Очень часто бойцы и командиры моей части показывают мне письма родных с просьбами прислать фотокарточки. Такое письмо прислала, например, одна патриотка, жена бойца Крылова из деревни Зимненки, Ульяновской области. Просьба Крыловой, как и других, существенная и справедливая. Два года человек на фронте, оторван от своей семьи, от жены и детей. Когда он уходил в армию или на фронт, ребенок был еще мал, а может еще не народился, а сейчас ребенок растет, и мать ему говорит: «У нас есть папа, наш папа бьет немцев, он у нас герой». А ребенок и не представляет, что это за папа, который бьет немцев, о котором ему мать ежедневно говорит. Да и жене, родителям интересно посмотреть на своего воина, богатыря. Он ушел на фронт еще в 1941 году. Он был красноармейцем, а сейчас командир, командует взводом, ротой, батальоном, у него на груди один орден, а то и несколько орденов и медалей. Посмотрели бы на его фотокарточку родители, жена или дети и сказали бы: вот он, наш герой! К сожалению, я помочь этим бойцам не могу. Сфотографироваться бойцу и командиру негде. В частях фотографов нет. Есть, правда, фотографы в соединениях при политотделах, но они работают только по специальным служебным заданиям». Об этом же пишут в редакцию капитан С.Кубляков и др.

В чем же дело? На этот вопрос совершенно правильно отвечает капитан С.Кубляков: «Дело только в том, что никто не интересуется этим вопросом, никто не удосужился приложить к нему руки».

Смешны и наивны всякие разговоры о том, что-де обстановка не позволяет организовывать фотографии на фронте, что нельзя достать необходимое оборудование, инвентарь и т. п. Если работают фотографии в тыловых и прифронтовых городах, - почему они не могут работать и на фронте? Если есть фотоматериалы для с'емок граждан в тылах, - почему их не окажется для снимков фронтовиков? Дело, конечно, не в каких-то неведомых об'ективных причинах. Дело только в том, что вопрос о фотографии на фронте до сих пор просто выпадал из внимания политорганов и других организаций, призванных заботиться об удовлетворении нужд и запросов наших воинов.

Это тем более нетерпимо, что организованная фотос'емка бойцов и командиров сослужит немалую службу и целям воспитания. Известно, например, что с'емка у знамени - одна из высоких мер поощрения бойцов.

Читатели «Красной звезды» в своих письмах в редакцию предлагают организовать платную фотографию для обслуживания бойцов и командиров. Это - дело вполне реальное и целесообразное со всех точек зрения. В каждом городе военторг имеет, как правило, несколько фотомастерских для с'емок военнослужащих. Пора обзавестись своими фотографами и фронтовым военторгам.

*****************************************************************************************************************
КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ. Боевая учеба минеров. На снимке: бойцы отделения старшего сержанта В.Ежова под прикрытием дымовой завесы подносят заряды тола.

Снимок старшего лейтенанта С.Раскина



____________________________________________
Симферополь, Ялта, Евпатория* ("Красная звезда", СССР)**
Зона пустыни* ("Красная звезда", СССР)**
В.Финк: Варвары ("Красная звезда", СССР)
М.Бажан: Харьков борется ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Оккупанты в Донбассе ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: "Новый порядок" в Курске* ("Красная звезда", СССР)
Убийства и истязания советских граждан* ("Красная звезда", СССР)**
Зверства немецких палачей в деревне Кривцово* ("Красная звезда", СССР)
Зверства и насилия над мирным населением в оккупированных советских районах ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №152 (5523), 30 июня 1943 года

Совинформбюро, Илья Эренбург, зверства фашистов, 1943, лето 1943, газета «Красная звезда», июнь 1943

Previous post Next post
Up