Константин Федин. Вершина

May 17, 2019 23:49


К.Федин || « Известия» №109, 11 мая 1945 года

Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития. С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы! И.СТАЛИН

# Все статьи за 11 мая 1945 года.




Путь истории есть путь горный.

Через ущелья, от утеса к утесу, по теснинам, на дне которых клокочут реки и гремят водопады, сквозь туманы и снеговые бури вьется дорога с высоты на высоту, чтобы подняться к наивысшей вершине.

Советское необ'ятное государство народов-братьев в своем историческом пути, подымаясь выше и выше, достигло вершины, откуда раскрываются просторы, осиянные славой.

Враг пал ниц перед оружием Красной Армии и наших союзников. Отечественная война советского народа завершена полной победой. Гитлеровская Германия не существует.

Мир вздохнул освобожденной грудью. Разорению культур положен конец.

С вершины, на которую мы вступили, видно, как веют флаги торжества ликующих народов. Гул голосов об'ял землю - гул победных песен, гул славословия героям-воинам, людям подвига и отваги.

Навечно пали оковы, которыми силился заковать человечество его повергнутый враг. И взоры благодарных наций обращаются прежде всего к великому воинству Советского Союза.

Красная Армия разгромила противника исключительной мощи - вооруженную силу, подготовленную к разрушительным ударам.

Германская армия выращивалась гитлеровцами на основе исторической вражды Германии к русскому соседу, Захват земель на Востоке был девизом немецкого рыцарства и вошел в программу гитлеровцев. Они вышколили для универсального молниеносного налета на Россию миллионные кадры головорезов, прививая им злобу ко всему советскому, научив коварству в военной тактике, беспощадности в обращении с женщинами и детьми. Они раздули нетерпимую мысль об «избранности» немецкого народа, разожгли ненависть ко всем иным нациям и старательно воспитали присущую характеру немца бездумную способность повиновения.

Как странно теперь вспомнить наглую орду, вооруженную бронированными машинами и брошенную на наши земли в 1941 году!

Через три недели после нападения Германии на Советский Союз я был в лагере военнопленных и видел летчиков, сбитых нами в самых первых боях, - немецких ефрейторов, унтер-офицеров и лейтенантов. Все они были похожи друг на друга - с заносчивым огоньком в глазах, с высокомерно, глуповато вздернутыми физиономиями. Кое-кто из них насчитывал с полсотни налетов на Лондон, кое-кто успел покидать бомбы в Польше, в Греции, над Парижем. Все были награждены за свой разбой «пряжками» и железными крестами. Им казалось - они отправились в развлекательную прогулку покорения России, и они очутились в лагере явно к великому своему удивлению. Нельзя сказать, чтобы у них не было страха перед непохожей на победную обстановку. Но они маскировали страх дутым самодовольством.

Один такой недоросль явился на опрос в расстегнутой рубашке, в подтяжках. Майор Красной Армии, ведший опрос, спросил его, почему он не одет.

- Жарко, - ответил он развязно.

- Одеться по форме! Кругом - марш!

Мальчишка распрямился, как пружина, сделал поворот по уставу и помчался в барак. Назад он вернулся одетым в форму унтер-офицера, застегнутый на все пуговицы, автоматически точный в движениях и отвечал, не задумываясь, на все вопросы. С ним говорил командир, с ним не шутили. Этого было довольно, чтобы в нем ожил механизм беспрекословного послушания.

Я спросил его, долго ли, по его мнению, придется ему посидеть в лагере.

- О, не слишком, - ответил он. - К осени все будет кончено.

- Отдаете ли вы себе отчет, против кого вы пошли воевать?

- О, конечно! Россия - страна огромных территорий.

- И это - все?

- А что же еще? - спросил он с наивностью и опасливо скрытым вызовом.

И вот мы показали немцам - «что еще»: в Берлине Верховным Главнокомандованием Красной Армии, совместно с Командованием союзников, принята безоговорочная капитуляция разбитой, поверженной наземь германской армии.

Наша победа является плодом всенародных усилий. Лучшие качества, воспитанные в нас на протяжении почти трех десятилетий после Октябрьской революции, наше сознательное уважение к труду, наша самоотверженность во имя интересов отечества были собраны воедино и устремлены к единой цели. Возможность такого сосредоточенного устремления к цели обеспечена нашему государству полным единством его управления во главе с вождем и Верховным Главнокомандующим - Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

Воля к победе, проявленная народами Союза, отточена. Сталиным. Его стратегия создала новую эру в военном искусстве. Ему обязаны мы тем, что Красная Армия воплощает в своих действиях передовую военную мысль. Его предвидением организовано превосходство нашего оружия над германским. Его неколебимая вера в силы Родины сплотила нас в нераздельное целое. И сейчас, когда враг пал под нашим смертоносным ударом, первое имя, которое советский гражданин и воин произносят с благодарностью и душевным волнением, есть имя Сталина.

На протяжении войны советский воин явил всему миру пример неповторимой доблести. Он приобрел в закалке огнем такую школу военного знания и умения владеть любым оружием, какой не было никогда прежде.

В то же время советские военачальники обогатились совершенным искусством вождения грандиозных воинских соединений, по количеству превзошедших собою все примеры прошлых массовых воинских организаций.

В руководстве титаническими боями, которые, начиная со Сталинграда, неизменно выигрывались советским оружием, участвовало не только приобретенное на полях сражений знание современных условий боя. Великий опыт славного русского оружия в прошлом помогал нашему восхождению на вершину победы. Тени Румянцева, Суворова, Кутузова, Ушакова сопутствовали советским генералам и морякам в их трудном деле борьбы с озлобленным и опытным противником.

Никогда прежде ни один военный союз не мог реализовать с такой железной последовательностью наступление на врага и его разгром, как великое содружество свободолюбивых наций - СССР, США и Англии. Колоссальное наступательное движение, начатое в горах Кавказа и у берегов Волги - с востока, из пустынь Египта и просторов Марокко - с юга, от Британских островов - с запада, через Карпаты, Апеннины, Альпы, через реки, озера, моря привело войска демократических держав в страну главного врага и виновника войны и раздавило его, подняв над ним свои победные знамена.

В конце-концов германская армия перестала существовать. Ее генеральный штаб, ее главнокомандование сдались вместе с ней. Остатки гитлеровцев будут выдавливаться из щелей. Виновники войны предстанут перед судом во всех странах. Справедливость осуществляется. Справедливость не может умереть, как бы этого ни хотели ее ненавистники.

Новый Гомер воспоет величие Красной Армии, пронесшей на своих плечах самый тяжелый груз испытаний тогда, когда германская армия, еще в полной своей силе, бросала на Советский Союз неисчислимые стада железных чудовищ истребления. Солдат, шедший под красным знаменем на защиту своего отечества, будет не только героем военных историков, но любимым героем сказаний и поэм. Много славных книг будет написано об Отечественной войне Советского Союза. И самая великая из них запечатлеет на своих страницах наш народ в счастливый день достижения им вершины славы, - в День Победы. // Константин Федин.

*********************************************************************************************************
Слово вождя

Теперь вспоминаются вехи и даты,
Замолкшие пушки, былые раскаты,
Курганы у Дона, в степи перекаты,
Все, что не забыто, что было когда-то,
Что в памяти нашей осталось навек.
Теперь вспоминаются вехи и даты, -
Отметки на зеркале мраморных рек.

Теперь вспоминаются дымные зори,
Молчанье в разведке, дыханье в дозоре,
Балтийское море и Черное море,
Тоска по любимой и горькое горе, -
Все то, что носили мы в сердце своем, -
Теперь вспоминаются дымные зори
И вещее слово: «Нет, мы не умрем

Теперь вспоминается Киев в июле,
Встревоженный Киев, гудящий, как улей,
Где мы не уснули, где мы не вздремнули,
Готовя снаряды, смертельные пули,
Где в Дарнице сутки стоял эшелон, -
Теперь вспоминается Киев в июле,
Навечно останется в памяти он.




В июльское утро здесь зноем дышали
Бетон и железо на желтом вокзале;
В теплушке мы голос ЕГО услыхали,
Тревожно спокойный, с раскатами стали
, -
Он к нам обращался и - слушал народ
В июльское утро, здесь зноем дышали
И каждое слово, и птицы полет.

Он к нам обращался, он верил нам очень,
Крестьянам, солдатам, поэтам, рабочим,
Кто с ним был и в полдни, и в темные ночи, -
Водитель, ученый, мыслитель и зодчий,-
Он видел уже Украину в дыму,
Он к нам обращался, он верил нам очень,
И мы отвечали тем самым ему.

Ушел эшелон наш на Брянск и на Нежин,
Мы были все те же и будто не те же,
Как будто бы ветер овеял нас свежий,
Как будто не слышен был посвист и скрежет
Снарядов летящих, сверкающих пуль, -
Ушел эшелон наш на Брянск и на Нежин, -
Таким мы запомнили этот июль!

Таким он остался навеки, надолго,
Когда мы по доблести, чести и долгу,
Под градом разящих, бездумных осколков
Лежали на травах, сгоревших над Волгой, -
Мы помнили голос, дыханье его,
Таким он остался навеки, надолго
У каждого в сердце, как символ всего.

Таким он остался в смоленских дубравах,
Под дымной, но ждущей нас сердцем Полтавой,
Под Львовом, под Минском, в боях под Варшавой,
Как гордое знамя Победы и Славы,
Зовущих все дальше вперед и вперед,-
Таким он остался в смоленских дубравах,
Таким его вечно лелеет народ!

От слова в июле до майского слова
Дорога лежала под свистом свинцовым,
Березовой пущей и лесом сосновым,
К пожарам Берлина, кварталам багровым,
Где танки, где наша пехота прошла, -
От слова в июле до майского слова
Дорогой прямою она пролегла.

Присягу и клятву, что дали мы в зное,
Пред нашей землею, пред нашей страною,
Пред тем, что нам было навеки родное,
Священную клятву бойцов пред тобою,
Пред каждою пядью советской земли,
Присягу и клятву, что дали мы в зное,
Мы кровью, мы жизнью своей сберегли.

Ликуй же, Победа, от моря до моря!
Играйте над миром, весенние зори,
Разведчики счастья, вы нынче в дозоре
Вы в море сегодня, в небесном просторе,
Где солнца сверкает огонь золотой, -
Ликуй же, Победа, от моря до моря,
Великому Сталину славу воспой!

Анатолий Софронов.

***********************************************************************************************
На Красной площади в Москве в день Праздника Победы, 9 мая 1945 года.

Фото Н.Петрова.



___________________________________________
Праздник Победы* ("Правда", СССР)**
Л.Леонов: Имя радости* ("Правда", СССР)
Н.Тихонов: Девятое мая ("Правда", СССР)
И.Эренбург: Победа Человека* ("Известия", СССР)
Вечная слава героям, павшим в боях за Советскую Родину!* ("Известия", СССР)

Газета «Известия» №109 (8719), 11 мая 1945 года

немецкий солдат, К.Федин, пленные немцы, А.Софронов, газета «Известия», весна 1945, 1945, май 1945

Previous post Next post
Up