В любую погоду бить врага с воздуха!

Jan 08, 2019 20:03


« Красная звезда» №7, 8 января 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 7 января (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Полковник Д.Биберган. - Действия танков зимой (2 стр.). Майор И.Агибалов. - На Кировоградском направлении (2 стр.). Майор П.Милованов. - Наступление войск 1-го Украинского фронта (2 стр.). Майор И.Игнатов. - Маневр пехоты в глубине обороны противника (2 стр.). Подполковник Л.Высокоостровский. - В лагере отдельной югославской добровольческой части в СССР (3 стр.). Вручение орденов и медалей СССР (3 стр.). Илья Эренбург. - Победа человека (3 стр.). Натан Рыбак. - Возвращенная жизнь (4 стр.). Великие борцы за русскую землю (4 стр.). Действия союзной авиации (4 стр.)..

# Все статьи за 8 января 1944 года




Метеорологические условия нынешней зимы мало благоприятствуют боевой работе авиации. На ряде участков зачастую создается обстановка, исключающая возможность массированных боевых вылетов и сильно усложняющая далее действия одиночных экипажей. Однако, значит ли это, что наша авиация может из-за непогоды совершенно выключиться из активных боевых действий других родов войск? Конечно, нет! Авиационные офицеры, летчики-истребители, штурмовики и бомбардировщики Красной Армии обладают высокой специальной подготовкой. У нас отличная материальная часть. Вся история советской авиации, весь наш боевой опыт свидетельствуют, что мы можем бить врага на земле и в воздухе не только при ясном небе и сухой погоде, но и в самой сложной метеорологической обстановке.

В минувшем декабре было мало погожих дней, часты были оттепели, туманы, низкая облачность. Это не помешало, однако, летчикам и зенитчикам Красной Армии закончить 1943 год очередной победой над воздушным противником. Под нашими ударами немецкая авиация потеряла в декабре около 700 самолетов. Наши штурмовики и бомбардировщики смело взмывали в низкое зимнее небо, появляясь над врагом вместе со снегопадами и туманами. Наши истребители, тотчас использовавшие малейшее прояснение, решительно отражали контратаки немецких бомбардировщиков, изгоняя вражескую авиацию с поля боя. Многие наши летчики одержали замечательные победы в горячих декабрьских сражениях. Достаточно вспомнить о старшем лейтенанте Склярове, который сбил за день 6 немецких самолетов.

Таким образом, боевая практика наших дней еще раз подтверждает: как ни трудны бывают условия погоды, - авиация все-таки может в любой обстановке развивать хотя и ограниченную по количеству, но высокую по качеству боевую деятельность, наносить врагу удар за ударом. Разумеется, что это делается не само собой. Тут нетерпимо какое бы то ни было шапкозакидательство. Только высокая организованность, сочетающаяся с первоклассным летным и штурманским мастерством, позволяет с честью преодолевать все трудности непогожих зимних дней.

Действия в сложных метеорологических условиях пред’являют повышенные требования ко всему летному и техническому составу. При таких действиях больше, чем когда-либо, обязательна отличная штурманская подготовка каждого экипажа к любому вылету. Здесь надо учитывать каждую мелочь, особенно тщательно, детально изучать весь район полета от аэродрома до цели и обратно. Не менее обязательно и важно знание экипажем всей метеорологической обстановки на маршруте полета и внимательное наблюдение за ее изменениями. Для летчика, владеющего даже небольшими навыками «слепого» самолетовождения, не может быть страшна узкая полоса тумана или снегопада. Зная заранее, что она не широка, он спокойно введет свою машину в район плохой погоды и, пилотируя самолет по приборам, уверенно достигнет цели.

Самое пагубное для экипажа, неожиданно попавшего в область плохой погоды, - растеряться, пробовать выскочить из тумана или снегопада бессистемными, частыми сменами курса. Это влечет за собой лишь потерю ориентировки, срыв боевого задания, а в ином случае и аварию или поломку самолета. Поэтому командир, выпускающий своих летчиков в сложный, зимний полет, обязан самым тщательным образом проверить каждый экипаж по конкретным вопросам восстановления ориентировки в предстоящем полете. Огромную помощь в этом могут оказать подробные предварительные проигрыши полетов, проводимые под руководством опытных авиационных офицеров.

Известно, что тактические приемы бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей во многом зависят от условий погоды. Вряд ли, например, для истребителей в сложной метеорологической обстановке всегда может быть эффективным патрулирование над полем боя. Иной раз этот вид боевой работы может быть совершенно исключен условиями погоды. Однако враг, используя особо подготовленных пилотов, возможно, сделает попытки бомбардировать наши войска. Борьбу с этими немецкими бомбардировщиками, очевидно, придется вести методами коротких вылетов истребителей из засад, расположенных в непосредственной близости от поля боя, или же путем перехвата их на маршруте летчиками-«охотниками».

В той же мере условия погоды заставляют авиационных командиров всячески варьировать способы нанесения штурмовых и бомбардировочных ударов по врагу на поле боя и в немецком тылу. Организация действий мелкими, способными к гибкому маневру группами в два-четыре-шесть самолетов должна быть подкреплена хорошо отработанным управлением их по радио с земли, с передовых наблюдательных пунктов. В этом отношении весьма поучителен опыт N авиасоединения. Здесь командиры частей организовали ряд передовых командных пунктов, с которых специальные офицеры-наводчики при приходе штурмовиков на поле боя ориентируют их на местности, где находится цель, а затем подают команду для удара с воздуха. Как показывает практика, в условиях плохой погоды подобный метод оказывает большую помощь экипажам, взаимодействующим с наземными войсками.

Довольно часто в плохую погоду небольшие группы штурмовиков и бомбардировщиков летят для нанесения удара по наземным войскам противника без сопровождающих истребителей. Это вызывается трудностями организации взаимодействия в воздухе между штурмовиками и истребителями в условиях плохой видимости и стесненности маневра низкой облачностью и иными факторами неблагоприятной метеорологической обстановки. Между тем, учитывая это, немцы для борьбы с нашими мелкими штурмовыми группами выделяют особо подготовленных для действий в сложных условиях погоды истребителей. Поэтому авиационным командирам, решающим боевую задачу в неблагоприятной метеорологической обстановке, следует обращать особое внимание на вопросы боевого обеспечения полета штурмовиков. Строить это обеспечение, как показывает опыт, можно по-разному. В одном случае может оказаться весьма эффективным способ отсечения немецких истребителей огнем зенитной артиллерии, в зону которого штурмовики уходят при обнаружении воздушного противника. В другом случае действенную помощь штурмовикам окажут свои истребители-«охотники», которые, действуя в том же районе, будут искать немецкие самолеты прикрытия и изгонять их с поля боя. Кроме того, большую помощь штурмовикам могут оказать наши авианаводчики, долг которых своевременно оповестить летчиков об угрожающей опасности и, неослабно наблюдая за воздушным противником, помогать штурмовикам в уклонении от контратак врага.

Для ударов по немецким войскам в ближнем тылу многие авиационные командиры при неблагоприятной погоде практикуют высылку специальных экипажей-«охотников». Иногда это расценивается, как недостаточно эффективный метод воздействий с воздуха. Между тем, он имеет большое влияние на противника, который, неся и в плохую погоду потери от нашей авиации, всё время подвергается моральному изнурению. Кроме того опыт показывает, что подобные вылеты могут одновременно производиться на довольно широком фронте и таким образом приобретают характер многочисленных и непрерывных ударов с воздуха. В этом случае для облегчения действий экипажей и обеспечения им большей свободы маневра полезно весь район, подлежащий воздействию с воздуха, разбивать на условные квадраты, в которых и должны вести поиск целей экипажи-«охотники».

Тактических приемов и способов нанесения ударов с воздуха в плохую погоду - много. Варьируя их в зависимости от конкретной метеорологической обстановки, учитывая личную подготовку экипажей, широко используя радиоаппаратуру и другие способы наведения, всячески облегчая экипажам ориентировку и самолетовождение (условные ориентиры, костры, фонари и т.д.), используя методы ночных полетов для дня и т.п., авиационные командиры и летчики обязаны приложить максимум усилий к тому, чтобы, несмотря ни на какую погоду, всё время подвергать врага огневому воздействию с воздуха. Наступление наших войск должно проходить при неослабной активной поддержке авиации - такова задача, стоящая перед советскими летчиками. Она трудна, но выполнима. Наша авиация может и будет бить немцев в любых условиях погоды!

***********************************************************************************************
Блестящая воздушная победа
Шестерка советских истребителей сбила 8 немецких самолетов

4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 7 января. (По телеграфу). Шестерка наших истребителей под командованием гвардии капитана Федорова одержала блестящую победу в бою против сорока «Ю-87» и десяти «Мессершмиттов».

Как только показались вражеские самолеты, ведущий гвардии капитан Федоров принял смелое и правильное решение: атаковать врага при пикировании и при выходе из пике. Это давало выигрыш времени и обеспечивало неожиданность удара.

В результате смелого маневра и стремительных атак шестерка советских истребителей во главе с гвардии капитаном Федоровым сбила восемь немецких самолетов, не потеряв ни одной своей машины.

____________________________________
В.Давыдов: Пикировщики над полем боя ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Вторые задачи штурмовиков ("Красная звезда", СССР)
Взаимодействие авиации с наземными войсками в зимних условиях ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №7 (5687), 8 января 1944 года

зима 1944, январь 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up