П.Антокольский. Первое мая 1943

Nov 03, 2018 23:59

П.Антокольский || « Литература и искусство» №18, 1 мая 1943 года

Да здравствует 1-е Мая - день смотра боевых сил трудящихся! Трудящиеся всех стран, соединяйтесь для борьбы против немецко-фашистских захватчиков!

# Все статьи за 1 мая 1943 года.




Я хочу оживить в благодарной памяти картину предвоенного мая в нашей Москве. Пройдем по знакомым площадям и бульварам. От народа черным-черно. Многодетные семьи явились с карапузами, с велосипедами карапузов, чтобы погулять в охотку, до любого позднего часа, чтобы испробовать все увеселения столичного праздника, чтобы уж запомнился он малышам на весь долгий год. Льётся по городу бойкая, разбитная, акающая речь москвичей. Как будто от атропина, расширились зрачки влюбленной молодёжи. Между тем вокруг, в миллионноустом трепетаньи нежной северной листвы свершается священное весеннее таинство. В рупорах громкоговорителей ещё раз ожило сегодняшнее утро, ожил парад на Красной площади. И снова и снова проходят мимо трибуны мавзолея колонны прославленных заводов. Снова и снова нестройная разноголосица песен, оркестров и приветственных восклицаний наполняет весенний московский воздух, и утверждается в ней торжество советской демократии, её обаяние и смысл.

Вспомним день 1 мая в Ленинграде, когда ветер с Балтики трепал голубые флажки на невских мостах, и в короткие часы вечернего сумрака, до прихода белой ночи, сияли в разноцветных гирляндах огней военные корабли, вошедшие с кронштадтского рейда в дельту Невы и вставшие в почётную первомайскую вахту у сердца города Ленина. Вспомним толпу Невского проспекта, мелькающие в ней бескозырки балтийцев, стремительную ленинградскую толпу, её деловой и в праздник ритм, её напрягшиеся для полёта и подвига мускулы.

Мы многое можем сегодня вспомнить, - и щекочущий ноздри каспийский прибой в Баку, и золотой весенний день в Киеве, и праздничные гудки заводов в Горьком. И ещё и ещё пройдут перед нами города и веси, и необ’ятные просторы нашей земли в напряжённом труде, в голошении праздничных сборищ, - во всём, чему научила нас наша история, во всём, что она нам подарила навсегда. Прошлое не кончается и не уходит. Оно и сегодня поставлено на вооружение.

В начале нашего века знаменитый французский писатель писал длиннейший роман с упоительными признаками гениальности и столь же утомительными отступлениями, на которых собственно и зиждется его творческий метод. Этот француз Марсель Пруст, роман его называется «В поисках утраченного времени». Ни одно из наших издательств не могло довести до конца печатание этой эпопеи, что и не слишком досадно, поскольку внимание читателя исчерпывалось, примерно, там же, где кончались ресурсы издательств. Огромная кладовая памяти Марселя Пруста была завалена пыльным и слежавшимся мусором. Пресыщенный и смертельно больной француз отсиживался в своей памяти, как в бомбоубежище, от истории, от общества себе подобных. Отсиживался в бесплодных поисках утраченного времени, - человек не исторический, до последней мозговой извилины погружённый в заботу личного душевного самоуспокоения.

О Марселе Прусте стоило вспомнить потому, что он и подобные ему по преимуществу виноваты в гибели европейской культуры. Им она обязана сегодняшним беспросветным мраком.

В разгар первой мировой войны с пронзительной силой сказал об этих людях - о своих ближайших родственниках - великий русский поэт:

И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста, -
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста.

Это было написано в 1916 г. Александром Блоком. Ведь и он проблуждал полжизни в поисках безнадежно утраченной юности и молился ей, и каялся, и клялся её розовым сиянием перед лицом каждой новой зари, в попытке поверить, что «грядущего ночь не пуста».

Для нас «грядущего ночь» не только не пуста, но и не ночь вовсе, а продолжающийся трудовой день. Ещё и ещё раз, как в самом начале этой войны, как и в любой её самый грозный или самый горестный день, мы повторим, что жизнь абсолютно прекрасна. Настолько прекрасна, что к ней надо пред’являть только максимальные требования. Жизнь не раз уже доказала, что выдержит их.

Ещё и ещё раз: чувство истории - это самое здоровое и самое строительное из переживаний, связывающих людей одного поколения друг с другом, самое импульсивное в их труде и творчестве.

Сроки, отсчитанные фашизму для его дьявольской разрушительной игры, близки к завершению. Фашизм рухнет. Останутся свободные народы. Останется их культура: язык, песня, эпос, труд, священная верность родной земле и её славе, священная память о тех, кто отдал жизнь за други своя, священная любовь юношей и девушек во всей её напряжённой чистоте.

Мы вернём всё и заново отстроим всё: шахты Донбасса, хлебные элеваторы Новороссийска, музей Полтавы, Дворец пионеров в Киеве, здравницы на южном берегу Крыма. Мы вернем всё, что мы любили заклинающей любовью, - настолько сильной, что она срослась с нашей жизнью.

Весною 1940 года в Выборге советский поэт написал стихи о том, что «друг другу мы встретиться обещали в шесть часов вечера после войны».

С собой мы везли эту фразу из Швейка,
Прижавши винтовку к небритой щеке,
Сквозь вьюгу Карельского перешейка
На известью крашенном грузовике.
( Е.Долматовский).

Мысль о первом дне после победы никогда не покидает нас. Но сегодня она настолько же труднее, насколько труднее эта война, нежели война на Карельском перешейке. Ради этого брезжущего на горизонте дня отдают свою кровь на поле боя наши братья и сыновья, ради него идет непрестанно нарастающий труд глубоких тылов.

Другой советский поэт, Маргарита Алигер, кончает свою поэму о Зое Космодемьянской картиной этого дня. И мне хочется кончить словами Алигер, в унисон с её горячо бьющимся сердцем:

Пускай наступит в мире тишина
Без пышных фраз, без грома, без парада.
Судьба земли сегодня решена.
Не надо песен, ничего не надо.
Смеясь и плача, мы пойдем гулять.
Не разбирая улиц, как попало,
И незнакомых будем обнимать
Затем, что мы знакомых встретим мало.
Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед,
Нам этот день за многое награда…

Мыслью об этом дне, верой в него, работой для него встречаем мы сегодняшний праздник. // П.Антокольский.

**********************************************************************************************************************************************
В день международного праздника трудящихся
Первомайские "Окна ТАСС"

К майским дням мастерская «Окон ТАСС» выпустила ряд новых плакатов. На плакате Н.Денисовского изображена фигура В.И.Ленина с протянутой вперёд рукой и приводится выдержка из приказа Верховного Главнокомандующего товарища Сталина от 23 февраля 1943 года:

«Бойцы, командиры и политработники Красной Армии должны твердо помнить заветы нашего учителя Ленина: «Первое дело не увлекаться победой и не кичиться, второе дело - закрепить за собой победу, третье - добить противника».

На другом плакате художник П.Соколов-Скаля сатирически изобразил Гитлера, судорожно цепляющегося за озарённую огненными вспышками карту Европы.

Восстановлению советских городов и заводов, разрушенных фашистскими захватчиками во время оккупации, посвящён плакат В.Люшина.

На плакатах воспроизведены призывы ЦК ВКП(б) к 1 Мая 1943 года.



ФРОНТОВИКИ ОБСУЖДАЮТ ПОВЕСТЬ "РАДУГА"

ЛЕНИНГРАД (От наш. корр.). Обсуждение повести Ванды Василевской « Радуга» организовало воинских частях Ленинградского фронта лекторское бюро Дома Красной Армии им. Кирова. Предварительно бойцы и командиры коллективно и индивидуально ознакомились с книгой, а также с критическими статьями о повести и материалами о творческом пути автора. В расположении частей были оборудованы небольшие выставки. После вступительного слова лектора происходил обмен мнениями. Выступавшие бойцы и командиры говорили о громадном воспитательном и агитационном воздействии повести.

Обсуждение новой книги вызвало большой интерес на фронте. Бойцы и командиры высказали пожелание систематически обсуждать новинки советской литературы. В ближайшее время организуется обсуждение повести Вас Гроссмана «Народ бессмертен».

* * *

РОДИНА

Не знаю, ей богу, не знаю,
Но чем-то мне очень близка
И эта вот небыль лесная
Над курной избой лесника,
И эта вот звёздная небыль,
С которой я с детства знаком,
Где кровля и синее небо
Связуются тонким дымком!
Бывал я и в Праге и в Польше
А все мне казалось: крупней
Граненые звёзды и больше
Над родиной милой моей.
И люди, казалось мне, выше:
Красивый народ и большой!
А если кто ростом не вышел,
- Красив и прекрасен душой.
...Я помню: морозная чаща,
Дымок к небосводу прирос.
Сверкает хрустальное счастье
Одетых по-царски берез.
И вдруг неожиданно бойко
Взметнулась старинная страсть:
Крылатая, русская тройка,
Земли не касаясь, неслась
Как в детстве далеком!
Как в сказке!
Гармоника... Зубы девчат...
А яркие русские краски
С дуги знаменитой кричат!..
И сразу все стало не нужным
Душе умиленной до слез.
Все... кроме вот этой жемчужной
И царственной дрёмы берез.
Россия, за милую горстку
Из белого моря снегов
Все прелести жизни заморской
Отдать россиянин готов!
За песню в серебряном поле!
За этот дымок голубой!
За… родинку малую что ли
Над вздернутой алой губой!

За взгляд, то веселый, то грустный!
За влажный очей изумруд!
За все, что я думаю, русским
Не-русские люди зовут!

Иосиф Уткин.

________________________________________________
П.Антокольский. Торжество нравственной силы* || «Литература и искусство» №38, 18 сентября 1943 года

«Литература и искусство» №18 (70), 1 мая 1943 года

1943, «Литература и искусство», май 1943, Иосиф Уткин, весна 1943

Previous post Next post
Up