Ссылки на 131-й том в Викитеке нет, но её можно найти в каталоге РНБ:
https://vivaldi.nlr.ru/pm000022195/view/?#page=6 М. И. Семевский. "Александр Александрович Бестужев (Марлинский). 1798-1837" (3)
*
Е. П. Карнович [Карнович Евгений Петрович, 1823-1885]. "Сочинение Мильтона о России"
Перевод книги Джона Мильтона "Краткая история Московии и других малоизвестных стран, лежащих на восток от России так далеко, как Китай" [Milton John (1608-1674). A Brief History of Moscovia and Other Less-Known Countries Lying Eastward of Russia as Far as Cathay, Gather'd from the Writings of Several Eye-Witnesses, 1682]. Книга принадлежит творцу "Потерянного рая", заслужившего себе европейскую известность. Мильтон воспользовался решительно всем, что только было написано в ту пору о России его соотечественниками, таким образом книга Мильтона была историей почти столетних [к тому времени] сношений России с Англией - как дипломатических, так и торговых. Мильтон ссылается на 19 сочинений о России, бывших в то время в английской литературе. Из этих сочинений он выбирал всё то, что наиболее должно было поражать англичанина в быту наших предков. Английские торговые агенты в Московии старались также собирать сведения о тех странах, в которые проникли уже русские, но в которые не ступала ещё нога западного европейца.
"Краткая история Московии"
Русские описывают виденные ими страны совершенно иначе, нежели описывают их наши [английские] географы.
Северная часть этой страны так непроизводительна, что тамошние обитатели засевают рожью тысячи миль, и так холодна бывает зимою, что влага, выходящая из дров во время их горения в костре, замерзает на концах головёшки в ту самую пору, когда она выступает из них по каплям… Тамошние лодки сделаны из дерева - вовсе без железа. Ходят под парусом, или их тянут бечевой против течения… От залива Святого Николая - 1000 вёрст до города Вологды. Этот город имеет крепость, окружённую стеною из кирпича и камня и по две церкви на каждый приход: одну - для службы летом, а другую [наверное, отапливаемую] - для службы зимой. Зимой, от Вологды до Ярославля можно добраться на санях по Волге, которая течёт 2700 вёрст и впадает в Каспийское море.
Москва (главный город) находится от залива Святого Николая на расстоянии 1500 вёрст и, со своими предместьями, считается обширнее Лондона, но Москва очень плохо обустроена. Дома в Москве, как и церкви, большей частью деревянные, каменных домов очень мало, а улицы не вымощены. В городе этом есть прекрасная крепость, в которой происходят главные торжища; а зимой их устраивают на реке, где бывает твёрдый лёд. В крепости - девять прекрасных церквей с круглыми башнями и золотыми куполами и императорский [царский] дворец, который ни с снаружи, ни внутри не похож на палаты короля английского, но походит, скорее, на замки древней постройки - с маленькими окнами, из которых в одни вставлены стёкла, а в другие - железные решётки… Из Москвы к Каспию отправляются водою по реке Оке и через 60 дней [?] прибывают в Нижний Новгород, где Ока впадает в Волгу, которую татары называют Идель. Оттуда через 12 дней прибывают в Казань - некогда богатый татарский город, ныне находящийся под властью русских.
Богатые люди, которые по старости или по болезни неспособны служить государству, уведомляют об этом императора. Царь обычно отвечает: "Оставьте немногое для себя, а остальное пойдёт на содержание тем, кто будет служить вместо вас"…
Русские не имеют адвокатов, каждый ведёт своё дело сам. Судебная часть чрезвычайно плоха вследствие испорченности чиновников. Тяжбы нередко заканчиваются по жребию.
Русские ходят на войну за свой счёт. Такой способ войны совсем необременителен для императора. Русское войско в военное время состоит из 300 тысяч человек, из которых половина служат в пограничных гарнизонах. В войско не вступают купцы и женатые мужчины, но вступает только холостая молодёжь. Русские неохотно дают сражения и сражаются в беспорядке, но употребляют засады и внезапные нападения. К холоду и к голоду они терпеливы до изумления, и простой солдат нередко спит два месяца в глубоком снегу без палатки; разведя небольшой огонь, он лежит, оборотясь спиной к ветру. Питьё его - это, вместе с тем, и пища: холодная ключевая вода, смешанная с мукою [возможно, имеется в виду каша, но кашу обычно едят горячую]. Император даёт жалование не всем, а только иностранцам. А за военные подвиги награждает земельным участком в пожизненное владение.
Русские мало заботятся об учении... Дружба заключается у них в пьянстве... Они большие болтуны, льстецы и лицемеры… Многие из нищих умирают на улице - и никто не смотрит на них и не поднимает их… Если русские едут в чужие края, то одежда их бывает роскошна. А у себя дома и сам государь одевается просто… Зимой русские ездят в санях. От снега, дорога бывает твёрдая и гладкая. Летом дорога бывает ухабистая, и ездить неудобно… В Сибири впрягают в сани оленей и собак. Собаки бегают так же скоро, как и олени. Два оленя, запряжённые в почтовые сани, пробегут безостановочно 200 миль за 24 часа. Но нагруженные поклажей, они пробегают только 12 миль за 30 часов.
В Москве приезжие дивятся великолепию этого города и стрелкам, которые попадают в цель не больше монеты величиной и с такого расстояния, что трудно даже видеть эту цель…
Из рассказа о появлении первых англичан в бухте Святого Николая:
Ричард Ченслор [Richard Chancellor, 1521-1556], спасшийся со своим кораблём и со своими спутниками, поджидал остальные корабли в месте, назначенном для встречи, семь дней - без всякого известия о своих сотоварищах. И тогда он решил продолжать плавание в одиночку. Он зашёл так далеко, что там не было ночи, а был постоянный день, и солнце ярко блестело над обширным и пустынным морем в продолжение нескольких суток. Наконец они вошли в большой залив, называвшийся, как они узнали позднее, заливом Святого Николая, и увидели рыбачью лодку, служившую знаком, что в этих местах были люди. Рыбаки были изумлены величиною английского корабля и пустились в бегство, но их поймали. Ченслор знаками любезности старался приобрести их дружбу. Как только их отпустили, они тут же разнесли по околотку известие о прибытии какого-то диковинного народа и отзывались с большим чувством о его снисходительности. Собравшийся народ предложил англичанам жизненные припасы и дал им понять, что он не против торговли с ними - но только с предварительного согласия своего государя…
Император [царь Иван Васильевич] очень обрадовался такому неожиданному известию и пригласил англичан к своему двору, предоставив им за свой счёт почтовых лошадей… Ченслор пробыл в столице 12 дней, прежде чем к нему явился посол, чтобы отвезти его во дворец… В передней Ченслор нашёл почтенное общество в числе ста человек, которые сидели там одетые в длинные золотые одежды, доходившие им до щиколотки… В приёмной комнате на высоком троне сидел сам император, в одежде, изготовленной золотых дел мастерами. В руках он держал хрустальный скипетр, усеянный дорогими каменьями. Лицо его было исполнено величия… Здесь же сидели крýгом на высоких стульях 150 его советников. Император принял вручённое ему письмо и, после нескольких вопросов о здоровье короля Эдуарда [Эдвард VI - английский король в 1547-1553 гг., умер от туберкулёза в 15-летнем возрасте], отпустил англичан. Посидевши часа два в секретарской комнате [и рассматривая вручённые им подарки], они наконец были приглашены к обеду. Секретарь предупредил их, что они должны говорить только тогда, когда царь их о чём-нибудь спросит… За обеденным столом сидели 150 человек в парчовых одеждах, отделанных дорогим мехом. Им прислуживали 140 слуг в дорогих одеждах. Еду подавали на золотых блюдах… Когда кончился обед, царь пригласил англичан для беседы, называя каждого из приглашённых по имени… Англичане отправились домой только в 12 часов ночи…
В 1555-м году Ченслор совершил ещё одно путешествие в Россию с письмом от королевы Марии ["Кровавая Мэри" - английская королева в 1553-1558 гг.] Ченслору было назначено содержание, он также получил в Москве особый дом… Вскоре он был принят императором. При входе его все встали. Сидел только император. Но и царь встал, когда читали письмо от английской королевы…
Для нового английского посла, Иеронима Бауса [Sir Jerome Bowes, 1554-1616] был выстроен в Москве новый дом… При въезде послов во дворец 6 тысяч стрельцов стояли по обе стороны дороги [в почётном карауле]. Английскому посланнику было выделено место в десяти шагах от царя. Но когда канцлер хотел получить для передачи царю письмо от королевы Елизаветы [Елизавета I - английская королева в 1558-1603 гг.], английский посол отказал ему, сославшись на то, что письмо адресовано царю, а не канцлеру, и лично передал его царю, вызвав всеобщее неудовольствие [нарушением этикета]. Тем не менее, за обедом император провозгласил тост за здоровье английской королевы и велел подать английскому посланнику большой кубок рейнского вина…
После смерти царя Ивана Васильевича [1584] немцы [подкупившие влиятельных бояр] втёрлись на московский рынок, который до этого был предоставлен исключительно англичанам… Английскому послу было объявлено, что новый царь [Фёдор Иванович] хочет предоставить англичанам не более тех выгод, которые прежде существовали.
**
Г. В. Вызинский. "Англия в XVIII столетии" (1)
Генрих Викентьевич Вызинский (1834-1879) - российский историк, профессор Московского университета. После окончания историко-филологического факультета Московского университета (1854) для получения степени магистра был направлен за границу. Его публичные лекции "Англия в XVIII столетии" были напечатаны в Санкт-Петербурге в 1860-1861 гг.
Некоторые мои выписки из этих лекций можно найти здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/188456.html *
"Ссылка князя Меншикова. 1727" (1)
При восшествии на престол Петра II [российский император в 1727-1730 гг., внук Петра I] князь Александр Данилович Меншиков находился на высшей ступени могущества, почестей и богатства. Управление государством фактически было сосредоточено в его руках, дочь его была обручена императору. Любимец Петра I и Екатерины I, владелец 100 тысяч крестьян и миллионов рублей, Меншиков с гордым презрением смотрел на своих сотоварищей и не подозревал никакого заговора. Между тем, Долгорукие (из ненависти к нему) и Остерман (из честолюбия) между собой решили погубить его. 8-го сентября 1727-го года он был арестован, 9-го - лишён чинов и орденов, а 11-го - отправлен в ссылку. Наказание, столь жестокое и столь быстрое, последовало без обвинения и суда - по приказанию 12-летнего юноши-императора…
Статья наполнена огромным количеством подробностей, которые будут интересны только специалисту.
*
"Четыре года из прошедшего : воспоминания офицера". Подписано: Н. В.
Мои выписки из этой повести можно найти здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/188765.html *
К. Н. Бестужев-Рюмин. "Сочинения К. Кавелина в четырёх томах". СПб., 1859 (3)
Мои выписки из книг и статей К. Д. Кавелина можно найти
здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/105871.html здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/115342.html здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/115149.html здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/115579.html и здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/105634.html *
Рецензия на книгу: А. Токвиль "Демократия в Америке"
Мои выписки из этой книги можно найти
здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/155631.html здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/155786.html и здесь:
https://yuriselfed.livejournal.com/156125.html *
Газеты сообщают, что ещё 5000 семей горцев переехали на жительство в Турцию. Их примеру всё чаще следуют и крымские татары.
После взятия в плен вождя кавказских горцев имама Шамиля, который двадцать лет руководил борьбой против русских войск на Кавказе, началось массовое переселение горцев в Турцию. После того как Шамиль принял русское подданство, 400 тысяч горцев ушли в Турцию.
*
Из всех правительственных распоряжений последнего времени [1860] наибольшее впечатление произвело учреждение судебных следователей. Сущность нового учреждения заключается в том, что в 44 губерниях следственная часть отделяется от полицейской и вверяется особым чиновникам, подведомственным министру юстиции, - судебным следователям. Судебные следователи состоят по должности в VIII-м классе (в армии - майор). Содержание они будут получать по 800 рублей в год, плюс 200 рублей в год на канцелярские и прочие [служебные] расходы.
Правило, основанное на том, что никто не обязан свидетельствовать во вред самому себе, приобретает чрезвычайную важность в глазах новейших юристов. В Журнале министерства юстиции отмечается "странное смешение обвинительного начала со следственным". При существующей системе дознаватель как бы уже уверен в виновности подследственного и видит свою задачу только в том, чтобы это обнаружить (иногда - в явном противоречии с фактами), тогда как английский закон смотрит на обвинение как на показание, которое может быть истинным или ложным, и до тех пор, пока вина его не доказана, обвиняемый считается невиновным.
Увы! Все реформы последних 150 лет не изменили "обвинительного уклона" российского правосудия. Ещё только приступая к процессу, суд уже уверен в том, что обвиняемый виновен, и видит свою задачу только в том, чтобы выяснить, в какой степени он виновен. Количество оправдательных приговоров в российском суде (2022) ничтожно (две десятых процента). В Германии, в среднем, оправдывают 7% обвиняемых, в США - 14%, в Испании - 37%, в Австрии 47% (!)
**
В Самаре испытали маленький пароход, построенный местным механиком-самоучкой. Пароход движется медленно, но изобличает в строителе предприимчивость и дарование. [!]
*
Полтавский помещик г. Лобачевский изобрёл нетонущие лодки. При опытах над этими лодками они не тонули даже тогда, когда в них делали отверстие и лодки наполнялись водой.
*
Крестьянин Николаевского уезда Никифор Котельников, по случаю бывшего в прошлом году в Самарской губернии неурожая, взялся уплатить за неимущих своих односельцев числом 130 душ, подати за первую половину текущего года, а беднейшим своим собратьям отпустил на весенний посев хлеба 150 четвертей [около 30 тонн] с тем, чтобы хлеб и деньги были возвращены ему когда и кто будет в состоянии.
Богатый был крестьянин. Далеко не каждый помещик был способен на такую помощь своим крестьянам.
*
Василий Михайлов. "Проявление силы животного магнетизма и влияние её на больных"
Указания больной, каким путём я должен был лечить её, исключительным образом ограничивались тем, что она, засыпая [гипнотическим сном], научала меня приёмам и условиям магнетизирования [гипноза], в котором и заключался, по преимуществу, весь ход её излечения. С отчётливой ясностью она передавала мне сведения и подробности, необходимые для этого. Я, со своей стороны, бросился отыскивать всё, что мог, для изучения теории животного магнетизма [гипноза]. Однако всё, что мне удалось разыскать, не превышало знаний об этом предмете, переданных мне моей пациенткой. Я благодарен ей за бессознательное указание на мою способность, которой я не подозревал в себе. По истечении четырёх месяцев девушка оставила наш город совершенно здоровой… Скрываясь от всего, где я мог предполагать тень насмешки или осуждения, я, далёкий от всяких систематических начинаний, иногда пытался пробовать своё влияние на больных.
Теперь перехожу к случаю, окончательно убедившему меня, что боль можно снимать рукой [есть такое выражение: "как рукой сняло", но я никогда не задумывался о его прямом значении]. Страдая от нестерпимых болей в спине, я попросил одну даму, в которой я подозревал способность к животному магнетизму [гипнозу], быть при мне и передавал ей всё, что сам знал о практических приёмах [гипноза], чтобы она магнетизировала мою спину. Никаких лекарств я больше не хотел принимать, видя их безуспешность. С первыми прикосновениями к моей спине рук этой дамы, у которой (не сомневаюсь) было немало желания облегчить мою боль, я почувствовал ощущение быстро проходившего по всему организму холода, которое характеризует материальное проявление действия животного магнетизма. Какой отрадный переход от нестерпимой боли к сладкой забывчивости! На другой день я проснулся в 8 часов утра, встал и отправился [на работу] в больницу бодрым и весёлым, как будто и вовсе не был болен. День прошёл превосходно, но к вечеру я почувствовал жар и усталость и слёг в постель. Сеанс повторился - и на другой день я уже и забыл, что был болен!
У больной на каждом шагу и во всём пробивается потрясение души, едва ли не превышающее материальное потрясение организма. [!] От этого у неё возникла болезнь лёгких и кровохарканье. Врачи давали ей не больше нескольких недель жизни, полагая, что у неё развивается чахотка [туберкулёз]… Боль в спине была такой жестокой, что легчайшее прикосновение к позвонку вызывало, кроме боли, приступ продолжительного сухого кашля, после которого больная впадала в обморок…. Блуждая в лабиринте бесполезного анализа причин и явлений болезни, [!] я часто останавливался на мысли: каким образом эта девушка могла жить столько лет в борьбе с этими страданиями? Каким образом могла в ней задержаться так долго жизнь, когда 6-7 лет назад страдания этой девушки были не менее сильны? Я пришёл к выводу, что не туберкулёзный процесс был причиной её страданий. Мои размышления привели меня к неясному заключению о том, что в организме страдает, главным образом, нервная система, что поражение всех других важных органов, как бы оно ни было сильно, находится в зависимости от первоначального поражения нервной системы. Особа, остававшаяся всё время при больной, заметила, что судороги у больной прекращаются каждый раз, когда я держу её руку. Тогда было решено лечить девушку влиянием на неё животного магнетизма [гипноза]… Болезненные содрогания при проведении моей руки над поражёнными частями были только в состоянии [гипнотического] сна; при пробуждении больная находилась в каком-то полном нервном онемении, исключавшем не только ощущения боли, но и ощущения тепла, холода, вкуса и осязания… Я спросил её [когда она находилась под гипнозом], когда она выздоровеет. Через две недели, - ответила она… Я спрашивал её главным образом обо всём, что касалось состояния её здоровья. Она сказала мне, что лекарства не приносили ей никакого облегчения, потому что страдания её происходили от сильных душевных потрясений…
Несмотря на обилие медицинских сведений (в медицине я ничего не понимаю), я прочитал эту статью с большим интересом. Я бывал раза три на представлениях, устраиваемых гипнотизёром, и был в восторге от его номеров - по большей части, - юмористических. Интересно, что не все люди поддаются гипнозу. Выбирая из зала добровольцев для своих номеров, он некоторых кандидатов сразу же отвергал.
***