Zetsuen no Tempest: The Civilization Blaster

Oct 03, 2021 18:01

絶園のテンペスト ~THE CIVILIZATION BLASTER~



Жанр: экшен, фэнтези, сёнен, трагедия, современность
Выходил: октябрь 2012 - март 2013
Английское название: «Blast of Tempest» / «Forsaken Tempest»
Русское название: «Буря потерь: уничтожение цивилизации»
24 эпизода
Оценка: 7 из 10

Литературные познания и собственный стиль - это круто и даже редкость в наши дни. Но…

Айка, Ёшино и Махиро знакомы с детства и состоят в очень своеобразных, но всё же близких и положительных отношениях. Точнее, состояли. В один ужасный день Айка была убита в собственном доме. Что ещё ужаснее - дело оказалось стопроцентным «висяком», что никак не может удовлетворить Махиро, который в результате принимает решение отыскать убийцу, отомстить самолично, и пускается во все тяжкие. А тут ещё начинается какая-то очень странная история с наличием вполне наблюдаемой боевой магией, не совсем понятным Древом Жизни и замаячившим на горизонте Концом Света… Да и вообще ситуация стремительно прогрессирует от «не совсем понятной» к «совсем непонятной», постоянно переворачивая всё с ног на голову. А в центре - всего лишь два японских школьника. Правда вот «обыкновенными» их не назовёшь: менталитеты у обоих весьма своеобразны. Каждый на свою особицу.

История просмотра

На этот сериал я вышла, судя по всему, в поисках какого-нибудь бодрого мочилова. Иногда даже мне хочется чего-то такого, совсем не доброго и гуманного. Но желательно всё же красивого. Сколько он болтался у меня в вишлисте - не вспомню, сколько лежал уже скачанный - тоже, но вот с месяц назад я решила таки добраться до него. Да, я не опечаталась. Я, любительница смотреть анимэ «запоем» - начала смотреть этот сериал 6го сентября, а закончила только сегодня. Да, конечно, в процессе всего у меня был завал на работе, недельный отпуск, во время которого я даже телефон использовала только приёма входящих звонков и второй заход в «Киберпанк 2077». (Прохожу теперь корпораткой-нетраннершей, тоже весьма интересно). Было чем заняться. Но, в общем-то это тоже показатель. Сериал совершенно «не шёл», больше двух серий за день я осилила, кажется, только однажды. Но при этом и бросать не хотелось - что-то в нём есть. И поскольку это в основном техника, а хорошее я всегда оставляю «на сладкое», то начну я с сюжета, и в основном нареканий по нему.

Это «Кости»… со всеми их косяками

С первого взгляда заметно, что сериал снимала студия «Bones». Как всегда, меня мало интересует, что там было в исходной манге. Что «Косточки» туда привнесли, что выкинули. Это их специальный «карманный» автор, который пишет под их специфику или же они сами отбирали нечто подходящее им… Меня интересует, что получилось в результате. А в результате - «Косточки» практически рафинированные.

В общем и целом заметно, что тамошние деятели не чужды зарубежной литературы. Можно вспомнить и дурацеих «Бродячих псов», где этой «нечуждостью» буквально в глаза тычут, и, скажем, «Душееда», в котором литературные отсылки куда более аккуратны. Но, надо сказать, что здесь получилось куда более похоже на «Псов». Да, конечно, в «Псах» все отсылки к мировой литературе сводились к заимствованию имён и двух-трёх фактов, которые можно прочитать даже не в Википедии, а в каком-нибудь умозрительном «вики-твиттере». Здесь же подозрение, что знакомство было несколько глубже. И в названии, собственно, отсылка на шекспировскую «Бурю», и цитируются «Буря» с «Гамлетом» обильно. И противопоставляются друг-другу как чистая трагедия и трагедия с хэппи-эндом. Да и в финале довольно неплохо провозглашено несогласие с концепцией мира-театра. Вроде бы всё очень круто. Но почему-то впечатление оставляет примерно такое же, как и в «Псах».

Проблема в том, что с одной стороны - нам чудовищно, просто до неприличия много тыкают в глаза всеми этими отсылками. Бесконечными цитатами, бесконечными рассуждениями о Шекспире… Но при этом совершенно не возникает ощущения, что авторы глубоко в теме. Что они действительно внимательно читали эти две пьесы (хотя и в прямых ошибках их не уличить), а не прочитали аннотацию на четыре строки и выдернули по три-четыре цитаты. Кстати, одна из причин таких сомнений: при всё обилии цитирования Шекспира… цитируется действительно по две-три известные фразы. Зато по сто раз каждая. Нет и ощущения, что они хоть как-то осмысливали цитируемые пьесы. Знаете, что мы узнаём о
«Гамлете» на протяжении всего сериала? Я сейчас перечислю, вы обалдеете:
  1. К Гамлету приходил призрак и требовал мести.
  2. Офелия захотела совершить самоубийство
  3. Брат и возлюбленный Офелии из-за неё подрались на дуэли, но на её могиле помирились.
  4. В «Гамлете» полностью трагичный финал.
Я, блин, даже не знаю, как это воспринимать. Ну, понятно, что Шекспира сюда пришивали даже не белыми нитками, а корабельным канатом. Но зачем это было? Чтобы рассказать японским подросткам, что был такой англичанин? Что-то я сомневаюсь, что после такого рассказа они сильно заинтересуются. Чтобы показать, какие вы умные и начитанные? О, нет, из того, что вы показали - видно лишь то, что вы читали вики-твиттер. И не видно, что читали хоть что-то кроме него. А вот задолбать Шекспиром зрителя умудрились на «отлично». Как это у «Костей» заведено.

Но ладно бы Шекспир. А сюжет вообще? Кстати, ещё по поводу псевдоначитанности. Вот, с понтом дела обсуждается, что дерево - это значимый элемент во многих культурах. Да, вспомнили Иггдрассиль (молодцы)… а потом заговорили о христианстве… и показали древо Сефирот. Ёлки-палки, молчали бы - за умных сошли бы, честное слово!

Да, но сюжет. Очередное противопоставление жизни и уничтожения у нас тут превращается в не очень-то замаскированный тезис цивилизации как антитезы жизни (Древо Жизни, оказывается, хочет уничтожить цивилизацию, чтобы наступило благорастворение воздухов)… И в эдаком буддистском стиле цивилизация-то как раз занимается сбережением жизней. В общем, навернули такое, в чём сами, похоже, уже запутались. А точнее, зная, так сказать, эту студию - не особо и задумывались, что у них в результате получилось.

И так оно не только в смысле глобального сюжета. Есть не хуже и в частностях. Я даже не буду говорить про корабли, которые видно невооружённым глазом как находящиеся километре-полутора, но заявленных как в десяти. Это ерунда. Но зачем, к примеру, было волочь несчастного мага Исхода к отморозку для выяснения, где тот был? При том, что отморозок-Махиро немедленно выложил всё, и подноготную, и свои планы. Соответственно оный маг (и так-то вселенская обиженка) ну никак не замотивирован на правду. Идиотииииизм. Постоянный непрекращающийся.

Отдельно следует отметить даже не столько идиотизм в сюжете, и не тупизну, а… банальную предсказуемость. Наверное, половина всего юмора - и сто процентов юмора, связанного с получением леща за высказанную глупость или пошлость - предсказуемы до болезненности. Что важная информация не будет сообщена, причём благодаря пошлейшему роялю в кустах типа «внезапно Штирлиц» - становится понятно и предсказуемо тоже почти мгновенно. И вообще, если будет сказано: «Проследите, чтобы дети не ходили, где на недо» - гарантированно, будут. И на этом будет построен «внезапный» поворот сюжета. Выглядит это настолько топорно, настолько банально, что… тупо и пошло.

А герои? Опять же, ладно бы Самон, который мгновенно достал на каждой фразе пафосно стучать катаной в ножнах о землю. Хотя вот такой бестолковый, раздражающий пафос - это опять же очень в стиле «Косточек».

И даже не наглухо отмороженный Махиро, почти весь сериал живущий одной местью и вселенская обиженка Ханемура… Ладно, более-менее разнообразных отморозков «Косточки» умеют делать. Хотя надо заметить, что и здесь они изрядно напортачили, очень криво отрефлексировав сего персонажа. Особенно это было заметно всё в той же сцене разговора с Самоном у корней Древа Исхода. Либо Махиро стреляет, либо того, что он говорил и делал ранее - не было. И не надо петь военных песен про «не определился», «противоречивая сложная натура» и прочее. Это не те противоречия, которые в противоречивой натуре могут сосуществовать, даже конфликтуя. Это даже при шизофрении не бывает.

А вот Ханемура… это же абсолютно типичный их персонаж, кочующий из одного сериала в другой с чисто косметическими изменениями в виде пола, причёски и цвета волос. Даже глазки у всех этих Ханемур-Накаджим-Крон одинаковые! Спасибо хоть здесь (и в «Душееде») они не главные герои. Потому что симпатии они не вызывают, а «пожалейку» лично я ещё как-то могу включить к Кроне, но Ханемура с Накаджимой меня настолько бесят, что даже не знаешь - то ли убить хочется с максимальной жестокостью, то ли руки марать противно.

Впрочем, насчёт симпатий тут всё очень плохо вообще. Да, определённую симпатию вызывает Айка. Очень самостоятельная, очень неожиданная и с крайне неординарным мышлением девушка. Но, честно говоря, всё, что она говорит про отношение людей к ней - такая же ерунда, как и все предыдущие психологические экзерсисы «Косточек». Нет желания её бояться, потому что она какая-то особенная (не буду спойлерить). Нет отторжения, потому что у неё своеобразный характер. Просто она очень умная, неординарная, где-то по человечески симпатичная, но дура. Чем симпатию и обнуляет.

Да, казалось бы, вот Ёшино - типично «мой парень». Спокойный, рассудительный, по-настоящему умный. Более того, при всём своём спокойствии - отнюдь не безэмоциональный. Всё у него с эмоциями в порядке, просто он (и это - прямо-таки сто очков в его пользу) совершенно верно рассуждает в ключе «слезами горю не поможешь». Вот, пожалуй, действительно самый сложный для меня вопрос. Что с ним не так, если всё вроде бы так, как я люблю и уважаю, а в результате мне этот мальчик просто никак? Не вызывает никакого вообще эмоционального отклика?

Плавный переход к положительным сюжетным моментам

И в результате хоть как-то симпатичными остаются только Хаказе и Ямамото. Кстати, не удержусь от пинка в сторону переводчиков: Ямамото чётко слышно, представляется как «фройляйн», то есть это уважительное обозначение незамужней девушки (исходно - дворянского сословия). Она, блин, не фрейлина, а фройляйн. Мисс. И не важно, что в русском языке подобного специфического обращения не сложилось. Фрейлина всё равно ещё дальше от смысла. Да, Ямамото - она хорошая. И головой думать умеет, и биться до последнего, когда надо - способна. И о любви помечтать.

Примерно то же можно сказать и про Хаказе, которая как одна из четырёх главных героев ещё и раскрыта довольно подробно. Да, у неё есть свои недостатки вроде черезмерной заносчивости и самоуверенности, которые немного раздражают… Но, прямо скажем, здесь уж ничего не поделаешь: особенности происхождения и весь остальной бэкгранунд. Да, она, конечно, местами слишком импульсивна. Но не так уж, чтобы совсем черезмерно. Иногда её заявления вызывают сомнения. Вот вроде бы шикарно она сказала, что принимать решения исходя из счастья любимого мужчины заметно легче, чем исходя из спасения мира. Сказано хорошо. И, что особенно шикарно - абсолютно справедливое замечание. Но насколько хорошее это руководство к действию?.. Уже вопрос. И, конечно же, её смелость, целеустремлённость и последовательная самостоятельность вызывают отельный восторг. Особенно при том, что на первый взгляд ни целеустремлённости, ни тем более последовательности в ней как-то и не подозреваешь, скорее полностью обратное.

Ну и коль скоро я уже упомянула мысль о принятии решений, то нельзя не сказать, что в общем-то есть там действительно неплохие мысли. Так сказать, руководства к действию. Да и просто хорошие наблюдения (правда, увы, не всегда в результате подкреплённые чем-либо). Вот, к примеру, фройляйн Ямамото очень справедливо заметила, что вполне обычный человек, без каких-то там свхерспособностей, оказавшийся в нужном месте в нужное время может многое изменить. Но нельзя сказать, что Махиро с Ёшино - такие уж обычные (хотя будь они типичными ОЯШами - этот сериал было бы вообще невозможно смотреть, эти хоть действовать способны). Да и после того, как она эту мысль озвучила - действия этой парочки не оказали какого-то заметного влияния на ход событий. Тем не менее - есть хорошие мысли, есть.

И, как обещалась, напоследок - самое вкусное.

Техническое исполнение

А вот чего у «Косточек» не отнять - таки это умения делать анимэ технически. Вот за эту часть я поставлю сериалу твёрдую десятку. Прекрасный дизайн персонажей, буквально всё как я люблю. Любовалась я чуть ли не всеми героями каждое мгновение. И меня даже не смущает, что в дань мальчиковому жанру все девушки постоянно ходят в очень мини юбках. В конце-концов, я и сама ничего против мини не имею. Но ведь никаких панцушотов! Никаких падений лицом в бюст! Плюс все герои всегда одеваются сообразно ситуации, хотя каждый имеет своё собственное представление о личном стиле. Да, безусловно, красивы там все. И парни, и девушки.

Опять же - красивые и разнообразные пейзажи с интерьерами. Да, всё это довольно условно, не знаю, как там насчёт узнаваемости конкретной местности, но объекты материальной культуры - довольно абстрактные. Просто мобилки, машинки, компьютеры и прочее такое вполне сообразное тенденциям и стилистике конца «нулевых», без «продакт-плейсмента». Но при этом - без анахронизмов или каких-то других заметных ляпов. Вполне адекватно выдержанное изображение времени.

Раскадровка. Да, хороших, красивых, атмосферных, информативных стоп-кадров не так уж много, но они есть. А это ценно. Но и то, что в движении - действительно хорошо, грамотно, визуально приятно снято.

И, конечно же, экшен. Я бы сказала, что студия называется «Bones» в честь bones той собаки, которую они съели на экшене. Тут всё отлично. Бодро взрывается, летает, режет, сверкает, бегает, прыгает, летает, бьёт руками, ногами, пистолетами, ПЗРК и ракетами класса море-воздух… При этом замечу, что на самом деле чисто боевых сцен не сказать, чтобы так уж много, а те - что есть такие уж длинные. Однако они есть, и не мгновенные. Так что на мой взгляд - ещё одно подтверждение профессионализма: сняли ровно столько и так, как нужно. Соблюли баланс.

И не менее прекрасен звук. Конечно же, прекрасные и очень… ветеранские сейю, которые и здесь потрудились от души. Положим, я другого и не ожидала от Саваширо Миюки (которая здесь озвучивает Хаказе-сан, а мне запоминалась, например, в роли Клэр из «Red Garden», Хаджино из «Blue Drop» и Саеко из «Школы мертвецов»). Не ожидала другого и от Ханазавы Каны, которая здесь Айка, а мне помнится в ролях Ангелики из «Ганслингерш», «Добато» (то есть Кобато), или Мария из «Shinsekai Yori»… Ну, а Мизуки Нана (здесь озвучившая фройляйн Ямамото) вообще, думаю, в представлениях не нуждается. Однако и мальчики не подкачали. Особенно Тоёнага Тошиюки. Как-то я не особо на него внимания не обращала, хотя видела и его не раз. А вот здесь оказалось, что Махиро говорит очень интересным голосом. И с интонациями всё как надо.
Плюс звук. Прекрасное обилие фоновых мелодий, причём далеко не только в боевых сценах. Всё как надо, в соответствви с происходящим. Не очень заметно слышимое, но чётко «дорисовывающее» настроение. И, безусловно, весьма достойные опенинг и оба эндинга. Пожалуй, первый эндинг мне нравился чуть больше второго, но это уже вопрос вкуса.

В результате мы имеем весьма показательный образчик анимэ студии «Bones», со всеми присущими им плюсами и минусами. Полностью в их стиле выглядящие попытки поразить отсутствующими эрудицией с интеллектом, лихо закрученный сюжет с не самыми глупыми мыслями, но не выдерживающий ни малейшей критики и великолепное техническое исполнение. И да, всё-таки в первую очередь это сёнен. То есть для мальчишек-подростков. Девочкам будет не интересно, а юношам и девушкам - глупо. Но всё равно, смотреть можно и даже где-то стОит.

tragedy, юмор и вообще забавное, military, fantasy, забавные личности(с), shounen, romance, action, anime

Previous post Next post
Up