Shinsekai Yori

Jun 11, 2013 20:08

新世界より


Жанр: антиутопия, Sci-Fi, школьная жизнь
Выходил: сентябрь 2012 - март 2013
Английское название: "From the New World"
Русское название: "Из нового мира""
25 серий
Оценка: 8 из 10

"Ехал Хаксли сковозь Стругацких..." (с) парафраз песенки про Гитлера

Через тысячу лет в пасторальной и буколистической Нихонии люди живут практически так же, как на рубеже XIX-XX веков: немножко газа в плитках, немножко электричества, производимого небольшими генераторами, подключенными к водяным колёсам как на мельницах... Только вот агрессии, и уж тем более воинственности вкупе с великоимперским шовинизмом не наблюдается: все люди добрые, дружелюбные и сугубо мирные. Пастораль и буколики же. Впрочем, есть и пара других отличий: во-первых, 100% людей владеют сверх-спосбоностями типа теле- или пиро-кинеза, которые почему-то называются Проклятой Силой. Во-вторых, в ежедневных делах Человечеству помогает другая раса, такназываемые "Монстрокрысы" - небольшие разумные существа, использующие ещё более древние технологии и никакими особыми способностями не обладающей (посему считают людей б-гами). Но - улицу там подмести, или канал от водорослей почистить - самое оно, чего людям самим утруждаться? В общем - такой простенький и обаятельный рай земной. Одно настораживает: в Эдеме, как известно, запрет был лишь один - на употребление в пищу плодов с известного дерева. Здесь же - и явно выраженных запретов преизрядно. А особенно настораживает то, что существует множество запретов негласных. Того, о чём при всех не говорят, а между своими - только боязливым шёпотом. И напоминает всё это... то, что напоминает. А группе друзей-героев сериала - придётся с этим жить и разбираться в окружающем очень странном и подозрительном мироустройстве. И в школе, когда им по 12 лет, и попозже, в 14, и в молодости, в 26. Ну, соответственно - раз у нас имеются подозрения в том, что нам чего-то недоговаривают - то и чем всё закончится совершенно не ясно.

Довольно сложно одинм-двумя словами описать впечателения об этом сериале. Как-то сразу на язык лезет слово "неровный", но оно не совсем справедливо. В конце-концов, нам ведь обещают антиутопию. А там по определению что-нибудь мрачное лежит в красивой обёртке. Ну, с этого и начну.

Честно говоря, в этом смысле все ожидания оправданы целиком и полностью. Жанр антиутопии в анимэ не такая уж редкость. Но обычно антиутопичность его видна невооружённым взглядом. Взять, скажем, гениальный Jin Roh или Ergo Proxy - там сразу понятно, что мир не самый приятный. Где-то поближе стоит не менее гениальный Eve no Jikan. Но здесь нам предложили антиутопию в совершеннейшем соответствии с классикой жанра. Но это одновременно и радует, и разочаровывает. Разочаровывает потому, что вся картина мира прочно стоит на трёх столпах действительно классической антиутопии: собственно "Государстве" (кто читал этот диалог Платона, тот знает, насколько неприятное место - эта его утопия), "Дивном новом мире" Хаксли (на что намёк стоит даже в названии) и... "Обитаемом Острове". И вроде бы это здорово, цитаты временами практически прямые: тут вам и беднейший из граждан, имеющий не менее трёх рабов, и тема разрядки через сексуальные контакты, и (в данном случае - генно-инженерное) разделение на эпсилонов и альф, и обычные граждане versus "выродки", а так же анонимных Неизвестных Отцов... Но это отчасти и огорчает: как-то нету чувства оригинальности. С третьей стороны - вот чего не отнять, так это режиссёрского таланта: ощущение, что общество на самом деле жуткое и до безобразия похожее на тоталитарные общества середины XX-го века (если не по сути, то по духу), вся вот эта прекрасная обёртка и маленькие, полузаметные штришки той самой тоталитарной жути - всё это сделано настолько тонко, что хочется просто аплодировать. Единственный штрих, которого я ждала очень долго, но так и не дождалась - это разговор в ванной под шум изо всех кранов бьющей воды. Тогда бы атмосфера СССР или 3го Рейха была бы достигнута полностью. Впрочем, в этом мире водопровода, кажется, нету. Но всё равно, за тоталитарную атмосферу - жирная пятёрка.

Есть и ещё вещи, которые отравляют удовольствие при просмотре. Причём именно отравляют. Ведь что трусоватость героев, что их безумная доверчивость к практически заведомой лжи - все эти вещи совершенно объяснимы. И умом ты вроде понимаешь, что Шун в течении 15 минут объясняет Саки довольно простую идею ровно потому, что в силу их воспитания он не может просто в двух словах это высказать, а должен изложить ей всю теорию, которую мы (зрители) уже давно "вычислили". И что доводящая до бешенства трусость Мамору (какой цинизм, кстати: один из нихонских омонимов "мамору" - это "защищать"... да, вот его-то защищать и надо!) - она тоже совершенно закономерна в таком обществе. Но ведь выбешивает страшно. С другой стороны, как давно сказано - отбери у человека чего-нибудь, а потом верни - и он будет счастлив. Когда в жизни не воевавшие и вообще до крайности к тому не приспособленные люди сначала бесят тебя вроде бы совершенно очевидными ошибками, но потом вдруг таки соображают, что в потенциально опасное здание разведчиков надо посылать не поодиночке, а как минимум парами, чтобы они друг-друга страховали - наступает просто счастье.

Кстати, об атмосфере. Что ещё мне очень понравилось - так это несколько в общем-то не очень ожидаемых поворотов. И если мстительное превращение Токио в самоподдерживающуюся систему Ада на Земле скорее вызывает приступы неприличного веселья, это воспринимается как такое немного инфатильное, немного циничное отражения классической зависти-ненависти провинциалов к столичным жителям (вроде как в анекдоте про нападение Турции на Швецию) или, что более правильно - жителей старой столицы к новой (Питер-Москва, Киото-Токио - ведь автор сценария именно из Киото), то два других - просто прекрасны в своей жути. Во-первых, революционный переход из отсталого феодализма к прогрессивной демократии: как вы думаете, это хорошо? У-у-у, может быть демократия как идея и хороша, да. Но вот революция - дело такое. Крайне грязное и жестокое. Да и демократия демократии lups est. Это было неожиданно. И это было хорошо. А сцена судилища в последней серии - прекрасна не только наполовину предсказуемого пафоса и сочувствия к обвиняемому (он, чёрт возьми, таки прав, и не так уж "по своему"!), но и том, как закономерно для этого мира и страшно - оно является не судом, а именно судилищем. В общем, "дивный новый мир" настолько дивен и ужасен, что просто жму режиссёрам и сценаристам руку.

Да и несколько чисто сюжетных ходов просто прекрасны. Например - в общем-то банальная, но не сразу приходящая в голову мысль, почему некий "акки" так спокойно относится к человекоубийству при том, что классическая для современных нихонцев идефикс "не убий" в данном мире доведена до психофизиологического совершенства. Или тот факт, что довольно неожиданно они сообразили сделать несколько сюжетных ходов на ущербности систем с единственным видом комуникаций. Кстати, тот самый Интернет, благодаря которому я этот обзор доношу до читателей - явление того же порядка: система коммуникаций, где не существует единственного маршрута от одной точки в другую. В сериале, правда, речь идёт не только о маршрутах, но и о типах коммуникаций.

Так же в плюс сериалу можно занести и ещё один момент: фансервис. Да, да, именно фансервис. Ведь что эти пройдохи учинили? Они весь этот фансервис не просто замотивировали, а буквально внесли в сюжет как важную составляющую собственно истории или мироустройства. Юри и яой (угу, именно юри и яой, а не банальные сёнен/сёдзе-ай, вполть до вызывающего слёзы на глазах письма Марии: "... к тому же, у нас не может быть детей - мы ведь обе девочки...") - они не просто так. Они растут ровно таки из устройства этого "Дивного Нового Мира". Фестиваль и юката - а они тоже важная составляющая сюжета и на самом факте наличия традиции фестивалей кое-кто строит свои коварные планы! А традиционный школьный поход? И так далее. В общем, это были сильные ходы.

Да, кстати, о персонажах. Тут их не много, не мало, но выбрать есть из кого. И забавно, что если в плане мальчиков я полностью согласна с Саки поначалу (хотя Сатору мне не шибко нравится и в более взрослом виде), то в плане девушек мне однозначно больше всех нравится Мария, выбор которой мне понятен лишь на рациональном уровне. Зато в остальном, как она одевается, как себя ведёт - очень "наш человек". ^____x

Так я в общем и не знаю, как к этому сериалу относиться. Он очень неглупый. Он просто великолепно сделан с точки зрения атмосферы и мироустройства. Но с другой стороны - он в некоторых местах печалит неоригинальностью. А в некоторых - просто бесит... и что особенно раздражает, что бесит тоже прекрасно обоснованными и замотивированными вещами. Короче - смотреть стОит, но готовясь к весьма неоднозначному восприятию даже внутри себя.

tragedy, антиутопия, school, romance, sci-fi, anime

Previous post Next post
Up