Tenchi Souzou Design Bu

Sep 04, 2021 01:22

天地創造デザイン部



Жанр: комедия, производственная драма, научпоп
Выходил: январь - март 2021
Английское название: «Heaven`s Design Team»
Русское название: «Небесное бюро дизайна»
12 эпизодов + 1 special (13я серия)
Оценка: 8 из 10

Мыслить нужно позитивно и энцетативно! - сказала Мильва, процеживая уху через кольчугу Кагыра.
(цитата по памяти из оригинальной «ведьмачьей» саги Сапковского.)

Вначале Бог создал Свет и Тьму. Затем - землю, небо и сушу. Затем Он создал животных, что населят их. Точнее - так Он задумал. Но Ему стало лень, и Он нанял субподрядчика для последней задачи.
И теперь мы наблюдаем трудовые будни небольшой конторы, которой Бог спускает общие указания - какие животные ему понадобились и утверждает уже разработанные дизайны.

История просмотра

Это одно из тех анимэ, которые при анонсе на зиму выглядели достаточно необычно среди явных проходных перепевок давно отработанных сюжетов и продолжений, чтобы заинтересовать. К тому же обращал на себя внимание дизайн: простой, яркий, но и не сказать, чтобы детский. С другой стороны, было немного страшно: необычную идею очень уж легко «запороть», поэтому всё же руки у меня до него дошли не сразу. К счастью, результат не разочаровал.

Техническое исполнение

Всё, что я уже сказала выше - оказалось правдой. Но следует расшифровать. Во-первых, сериал явственно снимался буквально «за копейки». Особенно это заметно по совершенно пустым фонам. Фактически, всё, что не является основным действующим лицом (внезапный диван, на котором ноет и дуется Канамори - это тоже действующее лицо) нарисованы до крайности схематично. Нет, они не особо контрастируют с действующими лицами, тут нет такого, чтобы, условно, нарисованный в красках человечек ходил по чёрно-белому чертежу комнаты. Но вся детализация сведена к минимуму. Часто, надо отдать должное - это выглядит даже правильно. Зачем прорисовывать фактуру на тестовой траве, нам ведь надо понять, как такую траву дизайн будет есть. А вот в самом бюро совершенно пустые простенки выглядят несколько странно. Что я, в офисах не бывала, не знаю, как там стены выглядят?

С другой же стороны, собственно персонажи при всей опять же не огромной детализации и общей анимэшной стилистике заслуживают искренней похвалы. Во-первых, это тот случай, когда оригинальность хорошо сбалансирована с «каноном». Нет никаких сомнений, что это анимэ (ура-ура!). Но при этом - это не то, что мы обычно видим в анимэ. Помните, как в конце «нулевых» был вполне привычный тип изображения людей в школьном сейнене - и вдруг появляется «К-Он!», который без сомнения анимэ, но нарисован сильно иначе. Ну, положим, «К-Он!» в результате задал моду на несколько лет, здесь я такого не думаю. Но суть идеи ясна.

Во-вторых, что не меньше радует - это что при всей «бюджетности» - герои отличаются не только цветом глаз и причёской, но и другими чертами лица. Даже в чёрно-белом варианте глаза Мэйдо явно отличаются от глаз Хигучи, и при этом у нас нет сомнений, что они обе - девушки. Формы лиц тоже, при всём следовании анимэшным стандартам - отличаются от героя к герою. Плюс все не просто одеты по-разному, но и регулярно переодеваются. И что отдельно ценно - сохраняя узнаваемый интересный стиль. Вот посмотреть на Хигучи в рабочем комбинезоне и неё же на корпоративе в Аду - даже если закрыть голову, будет понятно, что это именно она. Естественно, то же относится к остальным.

Одним словом, хотя вроде бы и очень бюджетно - но очень хорошо и ничто важное не забыто.

Что же до звука - то здесь я сказать могу заметно меньше. Песенки в опенинге и эндинге неплохие, вполне соответствуют общему стилю сериала. Лёгкие, симпатичные, немного дурацкие… Но и не западающие в душу. Фоновой музыки я не заметила, звуки есть, но тоже так… из первой попавшейся бесплатной библиотеки эффектов. Интереснее с сейю. Они играют. Вот они, несмотря на всю бюджетность - играют. Весьма неплохо. Мне регулярно казалось, что кого-то узнаю, но нет, все разы я ошибалась. Кроме, пожалуй, довольно второплановой Уеды. Что-то в ней от Юко-сан из «Сумеречной девы» есть. И действительно, это Хара Юми. При этом я бы не сказала, что никого других нигде не встречала, это всё сейю, начинавшие в середине «десятых» и многие уже с десятками ролей. Но как-то не запомнившиеся. Тем не менее, вот здесь можно смело сказать - Томари Асуна (Хигучи) и Озора Наоми (Мэйдо) сыграли просто отлично, да и остальные не подкачали.

Так что по части техники можно сказать просто: «дёшево, но сердито».



По сюжету: нарекания

Все нарекания по сюжету можно свести к двум концепциям: «неожиданно» и «недожали/пережали». Скажем, не совсем понятно - будет это про дизайн животных или производственная драма в антураже такого забавного бюро. Получилось и то, и другое, но и ни то, ни другое. Пожалуй, изначально я больше ждала драмы, но тогда зачем столько времени про животных? Если же это рассматривать как своеобразное «В мире очень необычных животных», чем сериал на самом деле скорее является - то зачем интереснейшие персонажи служащих?

Сюда же можно отнести и другой момент, уже из области «про животных». Если это у нас, так сказать, научно-популярный сериал про живой мир, то к чему такое количество перегибов во «взрослость»? Нет, я даже не о наборе и характерах служащих, а о тематике. Самое заметное тут, наверное, очень странные вкусы Мэйдо (вполне, кстати, предсказуемые из её имени, имена тут все значимые, посмотрите их написание в кандзи), но и в целом - подборка специфических особенностей животных какая-то, прямо, недеЦЦкая.

По сюжету: восторги

«Корпоративная часть»

При этом, как это часто водится - все недостатки являются следствием достоинств. Вот кого-нибудь покоробит, зачем, мол, было вводить Канамори? Дань современной повестке? Отчасти - да. Отчасти… а вы видали действительно талантливых людей? Не одного-двух, а нескольких. Они настолько друг от друга отличаются, и если принять за норму кого-то одного из них - то хорошо если половина остальных будут казаться чудовищными фриками. Так что я полностью согласна и получала огромное удовольствия именно от разнообразия этих персонажей. Но это опять же - элемент довольно взрослой «ориентации». И Канамори, и специфические вкусы Мэйдо, и повёрнутости остальных дизайнеров… Да и Хигучи как раз наоборот - её легко вписать в «детский» сериал, но в нём она будет выглядеть очень бледно, а вот во «взрослом» - как раз можно заметить, насколько точно подмечено её инженерное мышление, взаимодействие «в» и «с» коллективом. Будучи сама долгое время эдакой Хигучи - вполне могу не просто видеть в ней «родственную душу» и симпатизировать из какой-то корпоративной солидарности, а оценивать и точно подмеченные нюансы: да, это так и бывает. Да, мы такие.

Коль скоро я тут о Хигучи - то скажу и ещё об одном хорошо подмеченном моменте работы небольшой конторы: в сериале очень правильно замечены особенности не только взаимодействия людей в коллективе, но и вклад каждого в работу. На примере Хигучи: обратите внимание, как часто её экспертная оценка реализации дизайна на ещё более «низовой» уровень в практику оказывает не только влияние на развитие дизайна, но и подчас непосредственно её идея оказывается заложена как одна из ключевых частей результатного предложения? Нет, если уж об экспертных оценках - я, поработав и в огромных конторах, скажу: там тоже такое бывает, экспертная оценка снизу добирается до самого верха. Просто оно всё происходит несколько иначе. А здесь очень правильно показана именно маленькая контора.

И, конечно, Мэйдо. Однозначно, при всём своеобразии её пристрастий - это, безусловно, вторая могучая находка «корпоративной» части сериала. И в первую очередь именно за счёт этого своеобразия - находка. Настолько неортодоксально мыслящая девушка (а как она одевается, просто глаз радует, такой очень жизненный, не-утрированный вариант гос-лоли, глаз радуется, вообще редкая обаяша) - это уже крайне интересно, как Осака - явно одна из жемчужин «Азуманги». Но опять же своеобразие Мэйдо очень строго выдержано. Раз уж вспомнилась Осака - её идеи пост-фактум действительно обладают оригинальной логикой, но они хаотичны. Мэйдо же думает в крайне неортодоксальном, но чётком русле. И это вдвойне прекрасно, поскольку здесь авторам удалось по-настоящему показать «в этом безумии есть система».

Не хочу сказать, что остальные персонажи хуже, но эти две девушки лично мне понравились намного больше. И внешне, и складом ума. А объясняя про них - я объясняю и про остальных. Половину того, что я объясняла на их примере - можно было бы объяснить на примере кого угодно. Да хоть на примере Цучии, который на первый взгляд тут просто старый хрыч, который везде пихает своих лошадей. Только вот у него тоже есть интересные не совсем заметные черты и роли в коллективе (и в большом были бы немного другие).



«Животная» часть

Ну вот, я сказала «лошадей». Поговорим же о животной части. Это и правда очень интересный «В мире животных». Причём с некоторыми изюминками. Скажем, то, что такой вот «научпоп» мы видим уже не впервые, тут можно вспомнить и «Клетки за работой», и совсем уж вроде бы близкие «Kemono friends», но в двух последних какой-никакой сюжет был внутренним, а здесь - чисто внешний. Может быть оно и лучше со внутренним сюжетом, зато внешний сюжет позволяет избежать даже внутреннего антропоморфизма. Ремарка: антропоморфизм может быть внешним, когда у нас зверюшки или что-то ещё обладает человеческими чертами. Внутренний же - это приписывание человеческих мыслей, устремлений. Здесь животные выглядят так, как выглядят в реальности и хотят только того, чего они в же и хотят.

К тому же это позволяет обсудить и некоторые проблемы более высокого уровня. Например, стратегии выживания вида. И в рамках этого - такие неожиданные вопросы, как, например, а механизм смертности - это хорошо или плохо? А чем? А какие варианты? Что особенно здорово - варианты, оказывается, есть. Более того, существуют в реальном мире.

Это, конечно, выводит нас на ещё одну проблему: креационизм «внешнего» сюжета идёт вразрез с сугубой научностью «внутренних» сюжетов, но во всё-таки довольно комедийном сериале придираться к такой нестыковке желания нету. Так проще, но и где-то даже веселее.

А животные здесь рассмотрены действительно очень неординарные и довольно-таки глубоко. Пусть к разработке очередного дизайна приводит какой-то довольно абсурдный заказ Бога (о, да, абсурдные заказы - это то, о чём любой субподрядчик может рассказывать часами) - но в результате мы получаем реально существующее живое существо, с детальным объяснением как у него под определённые нужды что-то весьма своеобразно «заточено»… Ну, например, никогда не задумывалась, да и не знала, что у пингвинов вены с артериями непрямолинейны для балансировки теплоты крови и вообще ног.

Так же абсурдные заказы Бога (а также характер лидирующего дизайнера) позволяют всё время играть в определённого рода «угадайку»: что же за животное в результате получится. Я, конечно, не биолог, но и не «жертва ЕГЭ», но в результате получила очень приятный баланс: пару раз я угадала, что выйдет сразу, пару - не угадала до последней минуты, а в большинстве случаев - догадывалась где-то на середине и с интересом следила: каким путём они придут к уже известному мне ответу.

В общем - весело, очень много точно подмечено. Крайне познавательно. Бюджетно. Очень несбалансированно между двумя основными сюжетными направлениями и целевыми аудиториями. Но всё равно отличный сериал!

slice, юмор и вообще забавное, как это делается, anime

Previous post Next post
Up