Продолжаю цикл статей "
про монетаризм" и "
про вещизм"; отойду от обличений на путь
указания целей и выходов.
В прошлых статьях указывал на разнообразные недостатки и экзистенциальные опасности монетаристского мировоззрения; в данной статье покажу ещё одну проблему, связанную с ним, с этим "мировоззрением". Проблема эта заключается в отрицании самоограничения.
Мировая "экономика" сейчас переживает глубочайший кризис, начавшийся ещё, пожалуй,
в 1997-м году, и с тех пор кочующий по различным отраслям; в 2008-м он наконец стал глобальным, и выхода из него у экономики западного типа нет.
Рыночная экономика включает в себя непременное условие экспансии - без расширения рынок стагнирует и вырождается (в частности, по причине извлечения из масс
прибыли, но и не только), но раз рынок уже глобален, он не может дальше расширяться; потребовалось менее 20 лет с развала СССР, чтобы рынок, захвативший пространства соцлагеря, выродился и стагнировал.
Дополнительной проблемой глобального рынка является
жизнь не по средствам - экономика, основанная на кредитах, по сути занимается
воровством собственного будущего. Сама по себе возможность получить кредит не несёт в себе какой-то инфернальности и напротив, является признаком цивилизации - как возможность сделать то-то и то-то. Но современная экономика по сути своей включает кредитование как необходимую часть экономики - то есть без кредитов развитие экономики невозможно; причём нужно кредитование как промышленное, так и потребительское. Как говорил кот Матроскин, "чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сперва купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" - но в современных реалиях и продавец и покупатель стоят в очередь в банк за кредитом, чтобы произвести или купить. Соответственно, возникает ситуация - если все вокруг живут в кредит, откуда он берётся - нельзя вечно занимать, нужно когда-то и отдавать. На сей счёт давно уже писал
про экспорт нестабильности - США и вообще коллективный Запад свои проблемы решают за счёт разжигания нестабильности по всему миру - это вынуждает капитал убегать из поражённых конфликтами регионов в тихие гавани; а если повезёт, то и поживиться можно, отжатием ресурсов или денег в местных банках.
Хорошего выхода из тупика, вызванного очередным
перепроизводством - только уже не товаров, а денег - по сути нет; очевиден выход через мировую войну и отсечение части рынка, с последующим его переделом и отодвиганием кризиса в будущее, приготовления к чему мы и наблюдаем в виде очередного витка "холодной войны"; об этом
писал ещё в прошлом году. Не может прийти ни к чему другому цивилизация, смысл которой заключается в распространении власти собственных денег, и в увеличении денежной массы - ресурсы планеты ограничены, население пусть даже не растёт, но хочет потреблять всё больше и больше, и какой выход предлагает современная экономика? Больше инноваций, больше кредитов, больше продаж! Как я уже писал неоднократно, одним из выходов из этого тупика могла бы стать космическая экспансия - которая бы сняла ресурсное ограничение и дала бы возможность к расширению рынка; но вы же понимаете, это из области фантастики - чтобы "свободный рынок" вкладывался в будущее, что нельзя сьесть или по-другому монетизировать прямо сейчас. Ещё одним вариантом выхода из тупика глобализации могла бы послужить виртуализация - то есть увод части услуг из реального сектора в виртуальный, где ресурсные ограничения не так значительны - но это мы уже тоже проходили, в виде
кризиса доткомов.
Тем не менее, выход из данного тупика есть, и он очевиден - это вынесенное в заголовок статьи самоограничение. Вместо того, чтобы накручивать и накручивать потребление, нужно найти какие-то другие ценности и строить дальнейшее хозяйствование на принципах, подразумевающих самоограничение личности и общества в различных отраслях - в том числе и с понижением уровня физического потребления. С точки зрения описанного в прошлой статье
вещизма это недопустимый регресс, разруха и кошмар, но если не ставить вещи "понад усе", а исходить из собственных целей в жизни, то почему бы человеку не захотеть жить в деревне, где его уровень потребления будет куда ниже, чем в мегаполисе - не потому, что он не может платить много, а потому, что ему это не нужно. В деревне не нужны паркетники со свистелками и перделками, там хватит обычного УАЗика; за коммуналку платить почти не надо, продукты с огорода, развлечения свои, деревенские, без прожигания массы бабла... Я не говорю, что всех надо заставить уехать в деревню - но при монетаристской морали деревенская жизнь является адом, а ведь это совсем не так; по уровню свободы для человечка город и близко не валялся. Нельзя и отрицать подобный образ жизни, как это делается сейчас.
Нонешний кризис загнал монетаристскую экономику в тупик - хотя налицо явное перепроизводство денег (виртуальный сектор "экономики" превышает реальный в разы и практически на порядок),
само определение монетаризма настаивает на дальнейшем производстве денег, ведь чем их больше, тем обществу лучше. Связанная с экономической теорией монетаризма идеология вещизма (
общество потребления) видит смысл существования людей и общества в потреблении всё большего и большего числа товаров и услуг - и это в условиях невозможности поддерживать текущий уровень жизни без воровства будущего через кредиты?..
Решение же проблемы тривиально - как говорилось в советском КВНе, "для того, чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её надо меньше кормить и больше доить". Обществу надо меньше потреблять и больше работать - таким образом решится и проблема перепроизводства денег, и проблема пере-кредитования населения и промышленности. Все возможности для этого есть - современный человек работает не сказать, чтобы много, а вот жрёт как раз чересчур - оптимизировать и то и другое можно легко, и даже без особых протестов - если дать людям другой смысл, другую цель в жизни, кроме потребления и бабла. Цели эти могут быть всякие разные - от постройки Чукотско-Балтийского канала до борьбы за права белочек; но одним из всенепременнейших условий не-материальности целей является готовность к самоограничению во имя этой цели. Монетаристские цели подразумевают исключительно материальную заинтересованность, но это чревато - во, первых, уже наступившим недостатком ресурсов (нельзя дать всем всё), а во-вторых, постоянной
конкуренцей внутри общества за результаты деятельности. Конкуренция является довольно сильным мотиватором, но не единственным, и уповать на неё как на единственный мотиватор, мягко говоря, глупо - можно и нужно искать методы, где соревновательность уступает место сосуществованию и кооперативности, по-нашему -
соборности.
Не-монетарные ценности дают возможность обществу не рвать друг друга на части в жЫвотной конкуренции за материальные блага, а совместно достигать общих целей - и поэтому общество с не-монетарными целями может достигнуть - и часто достигает - поставленных собою целей с большей эффективностью, нежели монетаристское. Например, та же Северная Корея, находящаяся в тотальной изоляции и под полувековыми санкциями, не просто развивается, но и осваивает атом и космос - что не под силу многим странам "золотого миллиарда". Если оценивать её с монетаристской точки зрения - то, конечно, гыгыгы и бугого, но если не опускаться до уровня жЫвотных и смотреть на вещи, уважая чужой способ развития, то эффективность чучхэ на порядок-другой превышает эффективность европейского "монетаризма"; во всяком случае, несмотря ни на какие кризисы, КНДР не идёт решать свои проблемы на чужой территории, на чём постоянно настаивают США, ЕС и НАТО - сам, всё сами. Не говорю, что всем надо жить как в Северной Корее - у азиатских цивилизаций вообще свой путь, нам их понять весьма трудно; но даже с точки зрения вещизма КНДР делает из дерьма конфетку; не имея ничего, кроме голых скал, производя вполне себе высокотехнологичные ракеты и бомбы - а, значит, и массу других сопутствующих вещей.
Не предлагаю всем немедленно впадать в милитаризм и строить бомбы - но необходимо полностью переключить в сознании людей и общества понятия ценностей и целей; с ценностями, измеряемых в мерседесах и баксах (да пусть даже и в рублях), мы рано или поздно столкнёмся с ордой тех же азиатов, которые делают те же наши Айфоны, и которые резонно тоже хотят жить как европейцы; а такой возможности у планеты Земля уже давно нет. Даже "
золотой миллиард" поддерживает нынешний уровень потребления путём воровства будущего - в основном у тех азиатов - а что будет, если полтора миллиарда китайцев захотят жить как немцы?.. Они уже сейчас хотят, но пока не могут; а если им придёт в голову мысль поступать как немцы и пограбить в свою пользу, ведь пример-то перед глазами?.. Хорошо, что китайцы культурные люди, а не европейская сволочь, но куда история повернёт, заранее не угадаешь. И даже если предположить, что не будет никаких войн и всемирное царство монетаризма распространится на всю землю, каким образом планируется обеспечить авто представительского класса каждого китайца или индуса - а ведь они этого хотят, инфа 146%. А ведь кроме авто нужен и бензин для заправки - это сейчас Индия с Китаем в основном на велосипедах слоняются, а ну как понадобится заправить пару миллиардов пикапов?.. Эдак ведь Европке не достанется, у неё своей нефти нема - так или иначе придётся расчехлять пушки и бомбы и снова показывать, что белый масса это вам не какой-то унтерменш... Монетаризм так или иначе приведёт Землю к очередному переделу собственности, у него другого выхода нет.
Достойным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать самоограничение стран и их граждан - через пожервтование части своего материального благосостояния в пользу какой-то цели. Например, если бы Земле грозила опасность и единственным выходом было бы переселение на Марс, думаю, марсианская экспедиция стартовала бы уже через полгода, и яблони там бы зацвели весьма быстро - пусть и ценой отказа от мерседесов и баров на Земле. Но так как цели переселиться на Марс у Человечества нет, то и оно никому не надо - хотя практически все возможности для этого есть. Ровно то же можно сказать и про любую другую не-монетарную ценность - покуда превыше всего у нас ценится бабло, мы пальцем о палец не ударим без материальной заинтересованности; но при наличии какой-то цели или мотивации - целительного пенделя, например - мы тут же встаём и начинаем делать вещи.
При этом не совсем верным будет объявлять самоограничение основной фишкой общества - мотивировать нужно положительными примерами, а не отрицанием и страхом. Но так или иначе самоограничение должно стать обязательным явлением общества будущего, ибо без него мы быстро упрёмся в конкуренцию за материальные ресурсы, которая в современных условиях грозит войнушками с миллионами жертв - куда там Второй мировой. Самоограничение должно стать естественным, через уважение каких-либо ценностей, о чём писал в статье
про социализмы, например - у людей, не поражённых проказой монетаризма, так оно обычно и бывает. И естественно, что оно должно быть для всех - если призывать народ к самоограничению, а самому жировать, то грош цена таким призывам - то есть ценности должны быть действительно ценностями, а не максировкой всё того же монетаризма.
А вот монетаризму в будущем места нет. Проехали уже, пора на свалку отнести и похоронить - выросло уже человечество из коротких штанишек конкуренции за ресурсы, надо переходить к другим, более человечным методам хозяйствования.
Вот с таким подходом к жизни казаки заняли половину самого большого континента планеты: у казака дом - черна бурочка, жена молодая - винтовочка.
>>> Продолжение - вторая часть статьи >>>