Облака

Dec 05, 2021 14:02

По наводке френда jenya444 ознакомился с лекцией Гандлевского о Галиче. Обсуждать саму лекцию я не хочу, но скажу, на какую мысль меня она вдохновила.

Рассмотрим песню «Облака». На поверхности - рассказ о несчастном человеке, который отсидел двадцать лет, потерял здоровье, а сейчас живет на крошечную пенсию и проводит остаток жизни, пьянствуя в поганой ( Read more... )

ссылки, чтение

Leave a comment

raf_sh December 5 2021, 12:17:48 UTC
"...живет на крошечную пенсию и проводит остаток жизни, пьянствуя в поганой пивной и фантазируя, что он ест и пьет в дорогом ресторане" - из текста песни этот синопсис, вроде бы, не следует. Или я что-то упускаю?

Reply

ntsil December 6 2021, 06:11:58 UTC
Ты меня не зашеймишь ни Касторпом, ни математикой, не на ту напал ( ... )

Reply

plynius_secund December 12 2021, 19:01:33 UTC
Проанализировала своё восприятие. Мне не казалось и не кажется недосмотром или слабым местом «Я в пивной сижу, словно лорд». Можно же было написать «В кабаке сижу, словно лорд» - по размеру нормально, но что-то для меня потерялось бы. «Словно лорд» здесь - это сам себе хозяин. «Пол страны сидит в кабаках». Нет тут неувязки. На пол-страны ресторанов не хватило бы (далеко не везде они тогда были), и денег у многих не было, так что «кабаки» здесь включают и пивные, более простецкие заведения, куда и ходило большинство. Но о них автору важно было помнить, он не захотел себя от остальных отделять, вот и написал «Я в пивной сижу». Не царапает, для меня всё логично.

Reply

xxxxx December 6 2021, 01:24:27 UTC
ну ладно коньяк, цыплёнок. Но с ананасом-то что делать?

Reply

buddha239 December 6 2021, 06:07:29 UTC
Моя версия: вот ананас как раз - фантазия лирического героя.:)

Reply

ntsil December 6 2021, 06:14:13 UTC
Не, ну ананасом ты меня точно не проймёшь. Что ресторан кабаком называли (и называют), а пивной не называли - это валидный аргумент, потому что языковой. А что в совеццких ресторанах была напряжёнка с ананасами - ни разу не валидный, патамушта он про реальную реальность, а ты мою любимую песню про два пространства знаешь. Другое дело, что я немного поменяла своё мнение, см. в другом треде.

Reply

xxxxx December 6 2021, 08:37:57 UTC
единственно верное учение о стихах всесильно и даже может материализовать ананас. А может у них там в ЦДЛ собственно они и так были, учение Маркса тоже не хухры-мухры

Reply

ntsil December 6 2021, 08:57:53 UTC
Кстати, да, не вижу, что (кроме чёртовой "пивной"; но, может, у этих писателей сленг такой для своего кабака, кто знает; типа как у нас Сачок, Греция и Мавзолей :)), противоречит версии, что дело в условном ЦДЛ происходит, т.е. всё-таки с человеком, внешне вернувшимся к преуспеванию (первый приходящий на ум пример - Домбровский), но внутренне понятно каким. Cf. концовку стихотворения "Меня убить хотели эти суки" того же Домбровского.

Reply

xxxxx December 6 2021, 09:01:40 UTC
не в смысле, что действие происходит в ЦДЛ, но я бы проще подумал - если в ЦДЛ ананасами снабжали, то он теряет таинственность и волшебность с точки зрения автора, становясь просто «товаром повышенной элитности» как конъяк супротив обычной водки и этот несчастный цыплёнок супротив столовской котлеты. Я вот помню когда перетирали юбилейный фильм об авторе, некоторые пользователи старшего поколения отмечали неуместность сцены где авт. жонглирует апельсинами в шестидесятые годы. Ну а для кого апельсин игрушка, тот может и с ананасом на ты

Reply

ntsil December 6 2021, 09:07:07 UTC
Да сам по себе ананас - вообще ни о чём. Лирический герой, к этому моменту принявший уже полкило коньячку, просто в отчаянной пьяной браваде может кричать "Подать мне ананас!", прекрасно зная, что в этот кабак его сроду не завозили.

Reply

В условном ЦДЛ; внешне вернувшиеся к преуспеянию xgrbml December 6 2021, 18:55:39 UTC
Не-не. Человек получает пенсию:

Облака плывут на восход,
Им ни пенсии, ни хлопот…
А мне четвертого - перевод,
И двадцать третьего - перевод.

И мало того, в финале рассказчик говорит, что таковы полстраны:

И по этим дням, как и я,
Полстраны сидит в кабаках!

Quoi qu'il en soit, но ЦДЛ - это никак не "полстраны, как и я".

И ананас заведомо не настоящий, это просто символ роскоши в понимании человека, к этой роскоши не прикосновенного ("Ананасы в шампанском", "Ешь ананасы, рябчиков жуй").

Reply

RE: В условном ЦДЛ; внешне вернувшиеся к преуспеянию ntsil December 7 2021, 05:13:47 UTC
Хорошо, не будем спорить по мелочам, ты мне вот на какой вопрос ответь. Я серьёзно спрашиваю, без всякого ёрничанья, просто хочу понять точку зрения, наверняка отличную от моей ( ... )

Reply

RE: В условном ЦДЛ; внешне вернувшиеся к преуспеянию xgrbml December 7 2021, 11:08:35 UTC
Хороший вопрос!

Возможно, дело в том, что часто можно наслаждаться стихами, не отрефлексировав свои ощущения. (Ты любишь "Грифельную оду"? А объяснить, что там сказано, можешь? Я вот - только в самых-самых общих чертах, да и то не всё.) Стихотворение читателя затягивает, при этом запросто может затянуть так, что он и не заметит непонятностей и нестыковок, как в известном приколе, завершающемся вопросом "Кто убил Каина?". Тем не менее эту внутреннюю невербализуемую (и не факт, что всегда осознаваемую автором!) логику можно во многих случаях "раскрутить", и если стихотворение не абсолютно бездарное, то это и интересно, и удовольствия не уменьшает (у меня, по крайней мере). Но да, это требует затрат времени и сил. Филологам за это зарплату платят, а остальные могут себе такое позволить лишь изредка. Ну и не всем это интересно, разумеется.

Возвращаясь к обсуждаемому тексту,: я не считаю, что Галич в данном случае не справился - вполне справился, как по мне. И при этом не факт, что он до конца осознавал всё, что выразил.

Reply

RE: В условном ЦДЛ; внешне вернувшиеся к преуспеянию ntsil December 7 2021, 16:10:54 UTC
Ну так вопрос в том, что делать, если в результате "рефлексии" выясняются подробности, которые противоречат исходному "невербализуемому" восприятию. Я однозначно считаю, что в таком случае на подробности надо забить. Потому что, пользуясь музыкальной аналогией, "невербализуемое восприятие" - это гармония, которая развивается по своим очень строгим законам, а "детали" - конкретная мелодия. Ну так если мелодия выбивается из гармонии, то это упс, называется "фальшь", потому что правота всегда за гармонией, она диктует правила, а не наоборот. Как любая аналогия, и эта весьма условна (плюс сильно упрощена), но лично я всё это примерно так и воспринимаю ( ... )

Reply

xgrbml December 6 2021, 19:01:14 UTC
И еще о пенсии: в этом четверостишии, в котором пенсия, четкий подтекст из Маяковского ("Ни тебе аванса, ни пивной"). Тем самым пенсию нам демонстрируют на фоне аванса, и это подкрепляет понимание, что пенсия в данном случае - источник дохода. Пивная у Маяковского подкрепляет неслучайность пивной у Галича. Ну и, учитывая контекст у Маяковского, нам говорится, что освобождение теперь - только в смерти.

Очень неплохо все подогнано, прямо скажем.

Reply

buddha239 December 5 2021, 19:35:12 UTC
Это Вам безусловно.:)

Reply


Leave a comment

Up