8 Марта

Mar 11, 2023 15:34

С запозданием, но поздравляю с днём борьбы трудящихся женщин за равенство - всех, кому это актуально и важно.
И подборка по теме.
1. Как классовая иерархия рождает гендерную
Когда говорят о межполовой иерархии, имеющей результатом угнетение женщины в докапиталистических классовых обществах, забывают, что она производна от ю с иерархии "почётного/непочётного", "чистого/грязного" труда. В соответствии с ней работать на себя, на своей земле, в своей мастерской почётно, а на кого - то нет. Наёмник, наймит в древности социально уязвимый тип, фактически слуга, легко становящийся рабом, и не случайно Ветхий Завет защищает наёмников наравне с пришельцами, вдовами и сиротами, а современные мелкие предприниматели, у которых социальный расизм также раздут, как у белых бедняков в США - антинегрский расизм, называют своих работников наймитами, противопоставляя себя («свободных людей») этим как бы почти рабам.
Другой аспект того же самого .- труд умственный предполагает что ты учишь других (ты говоришь, а они молчат слушают и внимают), поэтому он почётней и "чище" физического, из физического самые низкие формы труда - те что связаны с обслуживанием других (особенно в их непосредственном присутствии и "под их крышей"), ещё ниже - имеющие дело с грязью, нечистотами и пр. Примеры см. тут и тут, см. также « унитазный вопрос» как модель угнетения и коммунистическое решение оного. Возрождение этой "неформальной" иерархии происходит в армейских, тюремных и т.д. коллективах, она культивируется в традиционной/религиозной семье и пр.
Именно по этой причине (а совсем не в силу биологии пола или уязвимости, связанной с рождением детей) женщина оказывается в традиционном обществе приниженной и угнетённой - поскольку занята "грязным" и обслуживающим трудом. И действительно, ровно тем же формам поражения в правах, что и женщины, до конца 19 века подвергалась прислуга, живущая под крышей хозяина, подмастерья и пр. Они не подпадали под общегражданское право, а подчинялись семейному, идущему от власти pater familias над женой, детьми и работниками, что видим в традиционной крестьянской семье в Европе. Напротив, в традиционном обществе рождение ребёнка сильно поднимало статус женщины, в фактор уязвимости это превратилось только при капитализме, когда женщины вышли на рынок труда.
Увы, современные левые забывают, что иерархия видов труда от почётного до "нечистого" - тоже докапиталистический пережиток, который надо выкорчёвывать, ибо в нынешней кап.реальности он питает и социальный расизм, и угнетение женщин, и ксенофобию в отношении "гастарбайтеров", занятых на обслуживающих и грязных работах. А она, как тот слон, остаётся незамеченной

2. Как исторически сложилась насущность равенства мужчин и женщин именно для рабочих и, соответственно, социалистов-коммунистов:
«…структура рабочей семьи прямо противоположна таковой буржуазной, описанной Зидером в предыдущей главе [имеется в виду книга Райнхарда Зидера «Социальная история семьи в Центральной и Восточной Европе, 18-20 вв.». В.К.]. Там мы видим строго разделение частного пространства семьи от работы мужчин, рождающее идею «естественного различия» нравов и склонностей у обоих полов, защиту детей от «вредного влияния улицы», отсюда индивидуализм и презрение к низшим классам, не способным сие обеспечить, в половой морали - «законный брак» вместо любви. У первых же, «открытые семьи», когда углы, койки, а то и комнаты всё время сдаются чужим людям, с которыми надо уметь уживаться, отсюда коллективизм (Ленин в Европе как раз жил в таких семьях рабочих), «кочевое жильё» при отсутствии частного пространства как дома, так и на улице, отсюда стремление к социализации быта, свободная любовь при ответственности парней за возлюбленных, контролируемой коллективом.
Правда, семьи эти парни и девушки продолжают создавать традиционные, с типичным для них угнетением женщин и, мягко говоря, не лучшим положением детей; плюс традиционные семьи максимально страдают при безработице, кризисах и т.п.: мужчины деградируют,  женщины надрываются. Отсюда требование освобождения женщины при социализме; т.е. все лозунги коммунистического и социалистического движения вырастают не из абстрактных идей, но из реальных нужд рабочего класса, и распространяются на всё общество по мере того, как этот класс собственной борьбой подрывает и «социализирует» капитализм, а в ряде стран и сокрушает вовсе, создавая бесклассовое общество.
Интересен ещё один момент: в описываемый период женщина была угнетена что в рабочей, что в буржуазной (включая мелко-) семье, но очень по-разному. В первом случае они просто надрывались на работе, включавшей производство, домашний труд, плюс подготовка своих мужчин к их работе, которая не легче первого и второго, но могли достигать реального равенства через участие в общей борьбе, где бывали инициаторами и лидерами (ibid., стр.175-176). Во-втором - это проблемы неполноправия в семье и несчастья в браке, вроде описанных в автобиографии Айседоры Дункан» ( link).

3. Российские мужчины отдыхают + исследование домашнего труда Балабановой. Приближение к равенству во-первых, позитивно связано с уровнем образования; во-вторых, в целом увеличивается при движении снизу вверх социальной пирамиды, хотя именно низшим классам с малой/неустойчивой з/пл оно было бы выгодней всего. Иными словами, наше общество за 20 лет от советского равенства деградировало в ситуацию почти 100летней давности, когда именно традиционная семья у трудящихся классов больше всего страдала в ситуации экономических кризисов/безработицы.
Опять же, надо сказать, что идея «мужчины добытчика-защитника», буде принята обществом, ничуть не гарантирует освобождение женщин от тяжёлых работ, а прямо наоборот. До начала борьбы за эмансипацию женщины были бурлаками (1- 2- 3, работали на лесосплаве, на них пахали - и не только в царской России (Венгрии, Польше, Румынии), где положение было совсем аховое, но и в Европе. Оно понятно - ведь эта и другие «традиционные ценности» созданы как прикрытие для угнетение слабого, в данном случае женщин, а не для защиты. То же самое, к слову, и с религией - её слова о мире и любви никак не заявка на реализацию этого в жизни, а прикрытие практики прямо противоположного свойства (ну, и приманка).

4. в тему исследований гендерных стереотипов + развенчание мифа о предменстуальном синдроме + психологические различия мужчин и женщин преувеличены.

5. СССР (потом вместе с ГДР и Кубой) был первопроходцем в деле равенства мужчин и женщин; 8 марта не грех вспомнить достижения на этом пути, чтобы в последующем не менять первородства на чечевичную похлёбку. Кроме первой  в мире женщины-министра и женщины-посла ( Александры Коллонтай) это первая в мире женщина-генерал Мария Сахновская:
«САХНОВСКАЯ (Гетц, Мирра, Флерова) Мария (Мирра) Филипповна (1897, Вильна - 1937, Москва), военный деятель. Участник Гражд. войны - ком. отряда, кавполка; в 1-й Конной армии - военком кавполка. Дел. 10-го съезда РКП(б), участник штурма Кронштадта. В 1921 первая женщина - слушатель Академии Генштаба РККА. В 1923 секр. СНК Украины, затем вновь в армии. В 1924 окончила Воен. Академию РККА; назначена пом. нач. академич. отд. УВУЗа РККА, с дек. 1924 - в ГРУ. В 1924-26 - в Китае, нач. штаба Южнокитайской гр., преп. академии Вампу. В 1928 выполняла особо важные поручения при науч.-уставном отд. Генштаба РККА, в 1929 нач. отд. В 1930 в штабе нач. вооружений РККА и в том же году снова в ГРУ с присвоением категории «К-11» (комдив, див. комиссар); в 1932 одноврем. нач. уч. отд. Воен.-техн. академии РККА. С 1935 нач. Симферопольского воен. санатория (разведшколы). Награждена орд. Кр. Знамени. В 1937 арестована. Расстреляна».
«Среди советских военных советников в Китае была и Мария (Мирра) Филипповна Флерова (по мужу Сахновская), которая работала там под именем Марии Чубаревой. Она родилась в Вильно (Вильнюсе) в 1897 году. В январе 1918 она принята в члены РКП(б), а в марте когда немцы наступали на Петроград добровольно вступила в Красную Армию. На фронте была санитаркой и бойцом.
С апреля 1918 по январь 1919 года находилась на гражданской работе, а затем вернулась в РККА. Была военкомом пулеметной роты в особой группе войск екатеринославского направления во главе с П. Е. Дыбенко, военкомом отдельного батальона и помощником военкома 7-го Сумского полка 2-й Украинской дивизии.
Дивизия вела бои с петлюровцами, освободила Харьков, затем освободила Полтаву, Лебедин, Ахтырку, Кременчуг, Умань, сражалась на коростеньском и житомирском направлениях.
В составе 2-й пластунской (132-й) бригады 44-й дивизии Флерова воевала против деникинских войск, участвовала в освобождении Чернигова и Нежина, Киева, Белой Церкви, Василькова, Умани, Винницы. В 1920 году часть дивизии бились с польскими войсками в районе городов Мозырь, Коростень, Овруч, Киев.
В июне 1920 года Флерова переходит на службу в 1-ю Конную Армию, - комиссаром полевой санчасти, затем военкомом автоуправления армии, управделами РВС 1-й Конной. В июле - августе Флерова участвовала в сражении под городом Львовом, взять который не удалось, попала в окружение в районе Замостья, где армия прорвала фронт и вышла 31 августа из кольца. В октябре - ноябре участвовала в боях при взятии Крыма.
В марте 1921 года Мария Филипповна присутствовала в качестве гостя на 10-м съезде партии, когда вспыхнул Кронштадтский мятеж. Вместе с другими делегатами съезда она прибыла в Петроград и была назначена уполномоченной при санчасти Южной группы войск. 23 марта Мирра Флерова была награждена орденом Красного Знамени среди тех, кто «участвуя в штурме фортов и Кронштадтской крепости, личной храбростью и примером вдохновляли красных бойцов». В том же году штаб Северо-Кавказского военного округа командирует ее в Военную академию РККА, где учится вместе со своим мужем Рафаилом Натановичем Сахновским. Оба успешно заканчивают основное отделение академии в июле 1924 года года. Он получает назначение в войска - помощником начальника штаба 45-й дивизии, а она направлена на должность помощника начальника отдела Управления военно-учебных заведений РККА.
Однако, они так и не приступили к исполнению этих обязанностей. Супругов Сахновских перевели в распоряжение Разведупра Штаба РККА и оттуда командировали в Китай в качестве военных советников. Они входили в Гуанчжоускую группу, преподавали в военной школе Вампу. Мирра была ещё и начальником штаба Южнокитайской группы советников, где занималась и вопросами разведки. Вот как вспоминала о ней участница тех событий В. В. Вишнякова: «Мужская профессия, привычка носить мужскую одежду наложили на неё неизгладимый отпечаток. Она говорила низким голосом, много курила, ходила большими шагами, женское платье сидело на ней кое-как, и было видно, что она досадует на то, что вынуждена его носить. По возвращении в Москву она снова вернулась к привычным ей гимнастерке, галифе и сапогам, которые, следует признаться, шли гораздо больше к ее высокой сухощавой фигуре. Стриглась она под скобку, у неё были пышные вьющиеся волосы золотистого оттенка. При редкой её улыбке было видно, что многих зубов у неё не достает. На мой вопрос она как-то рассказала, что в гражданскую войну у нее часто болели зубы, а лечить было некогда, так она их попросту выдергивала.
Все, кто знал ее по фронту, рассказывали, что она была в ту пору замечательно хороша собой, но с величайшим презрением относилась ко всему, что красило ее как женщину. Тогда это не было редкостью… Товарищи добродушно подтрунивали над Сахновской, когда она накануне декретного отпуска, во всей характерной особенности своего положения, читала лекции в академии Вампу, что, может быть, действительно выглядело необычно, но слушатели видели в этом только лишнее доказательство женского равноправия в Советском Союзе. Сахновская была очень нежной матерью двух детей. Только ей некогда было высказывать им всю свою любовь…» (Вишнякова - Акимова В. В. Два года в восставшем Китае, 1925- 1927. М ., 1980. С.148.).
8 июня 1926 года Сахновские вернулись из Китая и поступили в распоряжение IV Управления Штаба РККА. Однако, Р. Н. Сахновского уже в октябре направили на стажировку в войска, начальником штаба 43-й стрелковой дивизии, как это и положено было выпускнику академии. В ноябре 1927 - январе 1928 года он вновь в распоряжении Разведупра, а затем был… уволен в долгосрочный отпуск «за невозможностью соответствующего использования». Сначала работал в Москве, затем был начальником инспекции при начальнике строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в г. Свободном. Мария Филипповна проходила службу в должностях начальника сектора 2-го (агентурного) отдела, помощника начальника 4-го (внешних сношений) отдела, в распоряжении IV Управления Штаба РККА.
В декабре 1927 года личный состав Разведупра, как и других центральных управлений, проверяла совершенно секретная комиссия во главе с Я. К. Берзиным. В составе комиссии были представители и Командного управления и Особого отдела ОГПУ. Сахновскую комиссия постановила заменить, отметив, что она «исключена из ВКП(б) в 1927 г .» и что она «ярая троцкистка, не отмежевавшаяся и после XV съезда партии» (РГВА. Ф.4. Оп.2. Д.282. Л.39, 77.).
После этого она состояла для особо важных поручений 1 разряда в Научно-уставном отделе Штаба РККА до декабря 1928 года, когда её арестовали. Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило Сахновскую 5 января 1929 года к ссылке в Сибирь на три года. 23 декабря 1929 года решение ОСО было отменено. Вернувшись в Москву, Сахновская командовала учебным отделом Вечерней военно-технической академии. 10 августа 1932 года, наверное не без содействия Я. К. Берзина, она вновь начинает работать в военной разведке. И дело ей поручают весьма важное. Она становится начальником подразделения, ведавшего «активной» разведкой, т.е. разведывательно-диверсионной деятельностью.
Будущий «бог диверсий» И. Г. Старинов в июне - августе 1933 года работал под её началом и преподавал на военных курсах при Исполкоме Коминтерна, которые возглавлял сотрудник военной разведки Кароль Сверчевский. Курсы размещались в Москве на Пятницкой улице и на подмосковной станции Баковка. Через много лет Старинов вспоминал: «… В столице я вдруг обнаружил, что подготовка к будущей партизанской борьбе не расширяется, а постепенно консервируется. Попытки говорить на эту тему с Сахновской ни к чему ни приводили. Она осаживала меня, заявляя, что суть дела теперь не в подготовке партизанских кадров, что их уже достаточно, а в организационном закреплении проделанной работы (позже я узнал, что она острее меня переживала недостатки в нашей работе. Все её предложения отвергались где-то наверху). Нерешенных организационных вопросов действительно накопилось множество. Но решали их не в нашем управлении. Будущий легендарный герой республиканской Испании Кароль Сверчевский успокаивал: сверху, мол, виднее. Я тоже верил в это» (Старинов И. Г. Записки диверсанта. М., 1997. С.40-41.).
Весной 1933 года Сахановский был арестован по вымышленному делу о так называемой «Контрреволюционной троцкистской группе Смирнова И. Н. и других» и осужден к 3 годам лишения свободы. Сахновскую в марте 1934 года зачисляют в распоряжение Главного управления РККА и прикомандировывают к Московской пролетарской стрелковой дивизии. Но в марте - июне 1935 года Мария Филипповна опять служит в Разведупре, потом её отправляют в Крым, где она работает начальником санаторного отделения Симферопольского военного госпиталя в Кичкинэ, начальником санатория «Кичкинэ» Киевского военного округа.
В 1936 году в Тобольске был арестован её муж. А 15 апреля 1937 года арестовали и Мирру Сахновскую, 31 июля её приговорили к высшей мере наказания и в тот же день расстреляли. Реабилитировали Сахновскую 29 октября 1959 года.
http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/27229
http://war-only.com/mirra-sohnovskaya.html
----------------
Или первые в мире женщины-капитаны дальнего плаванья - Анна Ивановна Щетинина в Дальневосточном пароходстве и Берта Яковлевна Рапопорт в Черноморском.
--------------------------------------------------------
Или, например, « кому мы обязаны советскими алмазами? Метод поиска кимберлитовых трубок (месторождения алмазов) был разработан геологом Наталией Сарсадских. С его помощью потом открыли множество таких месторождений, в том числе крупнейшую в мире трубку "Удачная". Первую кимберлитовую трубку нашла тоже женщина, Лариса Попугаева. И одну из крупнейших трубок, "Мир", открыли трое геологов, в числе которых была Екатерина Елагина».

--------------------------------------
Или изобретательница высокооктанового бензина Анна Межлумова (ей 92 года, живёт в Волгодонске).
-------------------------------------------------------------------------
Я вообще думаю, что культурная работа коммунистов и социалистов в нашу реакционную эпоху должна состоять в сохранении памяти о советской (ГДРовской, чешской, кубинской и пр.) альтернативе капитализму в отношениях людей, жизнеустройстве. Сохранить учебники,  массовую литературу, как сейчас говорят, «второго ряда» - приключения, научпоп, детективы и пр., лучше всего отражавшие общественное устройство и жизненные коллизии. Сохранить историю переработки по письмам возмущённых читателей Любови Воронковой повести «Старшая сестра»; первая редакция показалась некритичной к традиционному стереотипу женщины - домохозяйки. И во втором варианте глава семьи - рабочий, описанный вполне позитивно, осознаёт, что был неправ, дав дочери запустить учёбу и надрываться по дому после смерти матери (за рассказ спасибо huglaro).
Чтобы потом, когда наступит социалистическое возрождение, люди могли учиться коллективизму и солидарности по этим прорывам в будущее, как они учились другому отношению к себе и к миру по античным статуям в эпоху Ренессанса. И история борьбы за равенство мужчин и женщин, с прорывами вперёд, консервативными откатами и пр. тоже должна быть сохранена именно наша, без чужих Бовуар или Бетти Фридан - их освободительный порыв был попыткой получше устроиться в старом обществе, где господство с эксплуатацией не оспариваемая норма. Он не очень годится для коммунизма, где надо убрать все отношения господства, подчинения и неравенства, начиная с главного - классового (о чём просто и умно сказано у ув. homers_wife).

6. Материнство и наука: к вопросу о родительских установках современных российских женщин-учёных + сколько ненаписанных научных статей стоит родить ребёнка? Via isya
+ Why women leave academia and why universities should be worried

7. Про раздельные мужские / женские школы. О том, как важно читать всё и к каким искажениям может привести информация, вырванная из контекста via homers_wife

марксизм, биология человека, социальное влияние, социальная психология, социальное неравенство, общество, освобождение женщины, реакция, социология, демография, угнетение женщины

Previous post Next post
Up