Александра Коллонтай - путь в революцию

Apr 19, 2012 21:06


Когда мы говорим об освобождении женщин, об истории праздника 8 марта, вспоминаются три коммунистки: дочь учителя Клара Эйснер, по мужу Цеткин, дочь оперного певца Елизабет Стефан (более известная как Инесса Арманд), и дочь генерала Александра Довмонтович, по мужу Коллонтай, происходившая по прямой линии от  литовского князя Довмонта, святого покровителя г.Пскова. В этой году исполняется 140 лет со дня её рождения; её путь в революцию показывает, что всякий человек может стать на сторону угнетённых, даже родившийся в семье царского генерала. Поскольку все мы имем свободу выбора, то что-нибудь - или стремление к истине, или любовь к справедливости, или сострадание угнетённым, но может пересиливать классовые обязательства, следующее из обстоятельств рождения.

«<…> В своих воспоминаниях она пишет о том, как с мужем и друзьями поехала в Нарву в 1896 году. Ради любопытства решила посетить крупнейшую фабрику города- Кренгольмскую мануфактуру и общежитие рабочих. «На полу среди нар играли, лежали, спали или дрались и плакали маленькие дети под присмотром шестилетней няни. Я обратила внимание на маленького мальчика одного возраста с моим сыном, который лежал очень неподвижно. Когда я нагнулась, чтобы рассмотреть, что с ним, я с ужасом убедилась, что ребенок мертв. Маленький покойник среди живых, играющих детей…

На мой вопрос что это значит, шестилетняя няня ответила:

-С ними это бывает, что они помирают среди дня. В шесть часов тетя придет и его уберет».



«Одного возраста с моим сыном.. С ними это бывает…» Этот момент стал в жизни Александры Коллонтай переломным.

<…>

Все долгие поиски своего особенного пути, самоутверждения, жизненного служения сфокусировались на грязном полу общей комнаты душного, полутемного барака. И вокруг него возятся, кричат, играют похожие на него маленькие живые мертвецы. Сложилось ясное сознание: так жить нельзя. Общество, которое устроено так,- не имеет право на существование. Его надо переделать. Этой цели надо посвятить себя целиком.

<…>

И Коллонтай уходит в революцию.

***

В 1916 году в издательстве «Жизнь и знание», руководим социал-демократом В.Д. Бонч-Бруевичем, вышла книга Александры Коллонтай «Общество и материнство». Обширное профессионально выполненное социологическое исследование. Если внимательно прочитать его, станет отчасти понятно, почему революция приобрела в России такой катастрофический размах и размер.

Вот некоторые бесстрастно-объективные данные из этой книги.

Смертность среди детей до одного года в 1901-1908 годах в России составила 27,2 случая на 100 рождений. По этому показателю (как, впрочем, и по рождаемости) Россия занимала первое место в Европе, в разы превосходя весьма в те времена неблагополучные Англию, Францию, Германию, опережая даже экономически отсталые Румынию, Болгарию, Сербию. В этой черной статистике лидировали не имперские окраины, а центр. Самые высокие, поистине чудовищные цифры- в Калужской и Вятской губерниях: из каждой тысячи рожденных родители свезли на погосты соответственно 385 и 356 младенцев. Лишь немного отставали губернии Владимирская, Московская, Костромская. Тут почти половина детей умирала, не научившись толком говорить… Причем ситуация была примерно одинаковой в больших городах и в захолустных деревушках. В целом по России лишь один из трех родившихся до зрелого возраста.

За этими цифрами- страшный в своей бессмысленности конвейер рождений и смертей. Рождаемость в России тех лет была очень высокой- около 50 рождений на 1000 человек в год. Это значит, что среднестатистическая русская женщина, рожая по 3-4 года, произвела на свет 6-8 детей. То есть каждый раз выносила, претерпела муки родов, кормила грудью, лелеяла, ночей не спала… И потом оплакала и похоронила одного… второго… третьего… четвертого… При этом заметим: 90 % русских женщин- крестьянки, фабричные работницы, служанки- работали наравне с мужчинами. Никакого отпуска по беременности и родам им не полагалось, а уж об оплате нетрудоспособности нечего и говорить. Родила, за неделю оклемалась- и вперед трудиться: в полю, на кухню, за станок…

(Замечу от себя. Моя крестная, закончив после революции медицинский институт, в 1920-ых годах работала несколько лет сельским врачом в одном из дальних уездов тогдашней Новгородской губернии. Она рассказывала: её пациентками были в основном женщины с тяжелейшими, глубоко запущенными женскими болезнями. Причина - постоянные роды без медицинской помощи и тяжелый физический труд: пахать землю, колоть дрова, носить воду, ходить за скотиной…)

Не менее красочны и другие цифры, приводимые в книге Коллонтай. На одного врача в сельском округе России в среднем приходилось 6500 человек (в Англии- 1700). На 4000 женщин- одна дипломированная акушерка. Даже в самых развитых губерниях- Московской и Петербургской- только 9-12 % рожениц пользовались услугами акушерок. В Новосильском уезде Тульской губернии из 8722 родов лишь 100 проходили при акушерской помощи; в Костромской губернии из 7150- 321. Это не удивительно: расходы на санитарно-гигиенические нужды составили в один из годов: в Малоярославецком уезде- 8 рублей 50 копеек; в Обояньском уезде- 23 рубля, в Лохвицком уезде- 6 рублей.

Ничуть не лучше, а, скорее, хуже обстояло дело в промышленных городах. Сейчас нам очень любят рассказывать трогательные истории о том, как в дореволюционной России предприниматели заботились о своих рабочих- прямо как отцы родные. Строили им больницы, открывали школы… На заводе «Треугольник» в Петербурге (крупнейшем в России предприятии по производству резины) условия труда в 1908 году были таковы, что около половины работниц рожали мертвых детей. А родившиеся живыми младенцы часто умирали от голода, потому что материнское молоко, насыщенное вредными веществами, вызывало у них систематическую рвоту. А ведь эта фабрика ещё считалась хорошей, передовой.

Что всё это значит? Это значит, что женщина в дореволюционной России жила в условиях постоянной физической опасности и систематического унижения. Женщина- не человек, а материал и механизм. Причем недорогой, испортить не жалко. …

Но эти беды не были ещё ведомы Александре Коллонтай, когда она впервые осознала невозможность жизни в таких условиях. В её социальной среде- образованной и обеспеченной, составлявшей, правда, лишь 1-2 % населения страны,- материнство и детство были сравнительно неплохо обустроены. Платой за благополучие было, однако отсутствие свободы жизненного выбора. Хозяйка при муже, мать при детях- вот две допустимые женские роли. Все остальное, всякое проявление свободы, самостоятельности в общественной деятельности, в образе мыслей, в любви- осмеивается или осуждается. Женщина в обеспеченной семье - чижик в клетке. Первым следствием пережитого Александрой становится уход из семьи.

Странность, кажущаяся необъяснимость этого поступка заключалась в том, что Александра вовсе не разлюбила мужа, не бросила сына. И с мужем, и с сыном у неё сохранялись теплые, даже нежные отношения. В 1914 году в письме к сыну она с негодованием пишет о каких-то недоброжелателях старшего Коллонтая (к тому времени уже генерала): «Папина честность и благородство им - бельмо в глазу». В 1917 году, перед возвращением в охваченную революционной горячкой Россию, беспокоится за здоровье Владимира Людвиговича, с которым за год до этого наконец официально оформила развод. Впоследствии, после его смерти (он умер в том же 1917 году), она возьмет на себя заботу о его второй жене Марии Ипатьевне, устроит её секретаршей в полпредство СССР в Норвегии, поможет выйти замуж за норвежца и навсегда остаться в этой благополучной стране. О сыне Михаиле будет заботиться до самой своей смерти. О сыне Михаиле будет заботиться до самой своей смерти. Его тоже устроит на хорошую работу- в наркомат внешней торговли. Её уход из семьи в 1898 году был подобен уходу праведницы в монастырь: не от скуки и не за лучшей долей, а по великому призванию, которому невозможно сопротивляться».

Из предисловия Г. И. Конникова к роману Александры Коллонтай «Большая любовь», Санкт-Петербург, издательский дом «Азбука-классика», 2008, стр. 13- 16

О том же рассказывается в этнографическом исследовании Ольги Петровны Семёновой-Тяншанской «Жизнь «Ивана» (очерки из быта крестьян одной из чернозёмных губерний [Рязанской. wsf1917]). Автор - из очень известной семьи, давшей энтомологов, географов, создателея геоурбанистики и пр. - даёт типизированную картину жизни и нравов + описывает встречающиеся вариации «типа». Книга построена в форме вопросов и ответов, «Иван» - подросток, на рубеже 19 и 20 вв. ему 15, «Степан» и «Акулина» - его родители. Книга впервые вышла в СПб в 1914 г., и была переиздана в 1995 в Рязани.

«…Молодые матери очень часто «засыпают» детей, т.е. придушивают их случайно во сне. Ребёнка (до году) мать иногда ночью кладёт между собой и мужем, «чтобы пососал», даст ему грудь, заснёт, навалится на него и придушит. Добрая половина баб заспала в своей жизни хоть одного ребёнка - чаще всего в молодости, когда спится крепко. За заспанного младенца священник накладывает «эпитемью».

6) Как часто бил Иван Акулину, как и за что? В трезвом виде бил редко, в пьяном часто и чем попало. Вообще замечено, что более всего бьют жён пьяницы: бьют либо за то, что жена скажет чего-нибудь «поперёк» (упрекнёт, например, в пьянстве: «опять нализался» или «нажрался кобель»); бьют из ревности. Бьют и палкой, и рогачём (ухват), и сапогами, и ведром и чем попало - кулаками, пинком. Таскают за косы (через порог), так что голова только «ту-ту-ту». - По поводу бьтья: бьют не только жену, но иногда и старого отца. В одной деревне молодой парень убил своего отца оглоблей (так бил, что отец умер от побоев). В селе Мурашёве был один случай, что пьяница муж убил свою жену «за гульбу». Он заметал ей косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену до тех пор, пока она не впала в безсознательное состояние, в котором через день и умерла, не приходя в себя. - Если муж бьёт жену и при этом сломает или испортит тот предмет из своего несложнаго инвентаря, которым чинил расправу, то ему, разумеется, гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Д аи всякая баба гораздо более будет сокрушаться о каком-нибудь сломанном рогаче, чем о своих помятых боках. - Муж молодой, убедившись, что «молодая» не целомудренна, в первую же брачную ночь  жестоко её иногда избивает, что служит прелюдией к дальнейшему битью (иногда в течение нескольких месяцев). Считают долгом бить свою жену, если она «принесёт» чужого реб1нка в отсутствие мужа (что чаще всего случается с солдатками). Если муж слабый или болезненный, неспособный к работе, то ему нередко достаётся от более сильной, чем он, супруги, да ещё с попрёком: «Ты-то ничего, небось не делаешь, задохлый, а я за тебя  и ворочай».

Пьяный муж бьёт иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание (снять с него сапоги, уложить его спать). Достанется также ей, если она откажется лечь с  ним спать и т.п. Словом, за всякое неисполнение мужниной воли. Я знала одного мужика, который любил, когда он пьяный, так издеваться над женой: «становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу - убью тебя!» И баба должна была безпрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причём маленькия дети его обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: «детей  жалко, а то бы не быть тебе живой», и отпускал жену. Если она не слушалась его - бил её жестоко (иногда вальком по голове). Это называется - «мудровать над женой», или «над женой измываться».

Другой муж, когда бывал пьян, подпоив нескольких девушек, заставлял их петь плясовую под окном своей избы, а сам принуждал свою жену, под угрозой избить её, плясать с ним вместе в избе.

7) Что делает женщина во время беременности. - Всё. И в доме справляет всю домашнюю работу и в поле - вяжет, полет, молотит, берёт конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иныя женщины рожают, не домесив хлебов. Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка»: приляжет во врекмя схваток на землю, а как боли отпустят, опять бенжит, благим матом: «как овченка бежит, трясётся».



8) Как относятся отец и мать к первому ребёнку, к его появлению на свет… Отец, понятное дело, ждёт сына. Даже поговорка есть: сын - батюшкин, дочь - мамушкина [что связано с традиционным разделением труда; ни дети, ни деньги, ни земля и имущество в традиционном обществе не «общие» и не «совместно нажитые». wsf1917]. Для матери более или менее безразлично, кто будет её первенький. К дочери отец относится совершенно равнодушно. Такое же отношение, впрочем, проявляется и ко второму, и к третьему сыну. Матери же начинают тяготиться уже третьим ребёнком. Удовольствие отца по поводу рождения сына первенца выражается иногда сообщением о том соседям: «Анютка-то моя сына принесла»… Если первый ребёнок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома, большей частью, говорят об этом с сожалением, разве  одна из женщин прибавит: «ничего, нянька будет», и все на следующий день забывают о девочке. Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу: «ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясёт каждый год, опять щенка ошлепетила», и т.д., и т.д. Замечания эти исходят нередко от свекрови. Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. «Зачем девку родил», и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому, так издавна водится.

9) Роды, крестины. У богатых [повивальная] бабка пребывает иногда дня по три, по четыре после родов, кормясь за их столом. А у бедных ребёнок уже с перваго дня совсем предоставляется матери и ея уходу. Попадает в грязную люльку, где подстилкой ему служит материнская старая грязная понёва. Более опрятныя матери подкладывают в люльку соломку, которую меняют через день или два. Это однако бывает реже: «Хорошо, - и на поневе полежит, не лучше других. Небось другие не подохли - выросли». Когда молока у матери не хватает, или когда оставляют ребёнка одного, дают ему соску. Мать, сестра или бабка нажуют или картошки, или чернаго хлеба, или баранку, выплюнут в реденькую тряпку, завяжут ниткой - и соска готова. Иногда одна и та же тряпица долго употребляется, не прополаскиваясь, причём приобретает противный кислый запах. Матери на третий и на четвёртый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу, иногда даже за тяжелую - вроде замешивания хлебов и сажания их в печь. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. При таких условиях бабе, конечно, долго «не можется» и уход за ребёнком самый плохой: он преет в грязной люльке, в мокрой пелёнке, надрывается от голоднаго крику, пупок у него пухнет и болит - «грызь» (грыжа), как говорят  бабы. Родильница, разумеется, питается всё время обычной кресмтьянской пищей…

Прежде, в крепостныя времена ходили в поле через 3 дня после родов, а теперь обыкновенно через 5-7 дней. От тяжёлой работы, непосредственно вслед за родами, у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такия опущения матки («золотника») принимают очень тяжёлую форму, а в лёгкой, по мнению бабки, это даже «совсем» ничего. Бывают опущения матки даже у девушек (совсем молоденьких) от непосильной работы («живот сорвала»). Пьют от этого «киндербальзам, -  подъёмныя капли». Бабка правит живот, накидывая на него «махотку», т.-е. горшок глиняный. Положит бабу на спину, помажет ей живот гущей, опрокинет на него горшок и под ним быстро зажжёт охлопок «прядева». Живот, вследствие этого, втягивается в горшок. Чем горшок меньше, «тем лучше». Считается, что вследствие этого матка вправляется на своё место и живот перестаёт болеть («накидывать махотку», «править живот»; плата за это хлеб, 1-2 хлеба, немного муки или крупы). Или же бабка парит родильнице горячим веником живот; распарив бабка его «поднимает» руками несколько раз, чтобы вправить на место золотник.

«Живот» бабка ещё так «правит»: помылит руки, вправить выпавшую матку на своё место, затем вдвинет во влагалище очищенную картошку, а живот (низ его) крепко перевяжет платком. Иная баба целый месяц ходит к бабке и та повторяет ей эту операцию, пока получится облегчение (?). Правят живот и так: поставят женщину головой вниз, и бака при помощи мужа больной встряхивает её несколько раз за ноги, «чтобы живот поднялся». После этого живот опять-таки перебинтовывается. По мнению бабок, нет ни одной женщины, у которой не было бы испорченного живота. Одна бабка говорила, что это страдание развивается у некоторых женщин особенно сильно вследствие пьянства мужей: «иной напьётся пьян, да всю ночь и лежит на жене, не выпущает её из под себя. А ей-то бедной больно ведь, иная кричит просто, а он её отдует, бока намнёт - ну и должна его слушаться. А каково под пьяным да под тяжёлым лежать … - у иной бабы всё наружу выйдет, ни стать ни сесть ей.» Многия бабы мне рассказывали, как они мучились таким образом, и несмотря на это, носят и родят детей». (стр.5-11).

***

Ещё работы А.М.Коллонтай по «женскому вопросу» (где показано, в том числе, отличие коммунистической программы освобождения женщины от буржуазного феминизма)
1. Женщина-работница в современном обществе2. Любовь и новая мораль
3. Архив А.М.Коллонтай на Marxists.org

4. Избранные статьи и речи

5. Художественные произведения. “Василиса Малыгина”

"Любовь трех поколений" (повесть), рассказы "Тридцать две страницы", "Подслушанный разговор", "Скоро (через 48 лет)" “Большая любовь” (повесть).

освобождение женщины, Русская Революция, история СССР, коммунизм

Previous post Next post
Up