О современных рабочих

Mar 15, 2019 17:05

Иван Лещинский

В настоящее время вопрос о положении рабочего класса в капиталистической России освещён крайне слабо, в том числе и в левой прессе. Во многом это связано с тем, что в обеих столицах промышленное производство идёт на спад. Однако материалов о рабочих провинциальных заводов также никто не публикует. В связи с этим представляется важным ( Read more... )

РФ, социология, угнетение, капитализм

Leave a comment

Comments 39

andrei_koval March 15 2009, 15:26:52 UTC
Да, отличная статья. Спасибо автору и Вольфу Кицесу. Сам-то я конечно того... не из рабочих... но всё же в юности ухитрился проработать в течние одного года на заводе -- хоть и не устанка, а в мехлаборатории, у всяких испытательных машин (тоже дело ведь нужное). Ну и вот, действительно престиж высококвалифицированных рабочих существовал. Существовал и стимуд к творчеству: так, простой мастер-на-все-руки в нашей лаборатории то и дело подавал заявления на всякие там технические усовершенстования, причём многие из них, насколько я помню, задумаывались в паре с начальником лаборатории, т. е. уже инженером, и при этом РОВНО НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ они друг между другом не проводили. Всё делалось в условиях идельной коллегиальности. Может быть, это объяснялось просто их характерами ("люди хорошие", да и всё тут); хотя думаю, что и социальные условия играли свою немаловажную роль.
В общем, да, наводит на множество мыслей. Отлично.

Reply

wolf_kitses March 15 2009, 15:58:21 UTC
да, собственно, у моего отца в Мосэнерго было тоже самое. Что мне больше всего нравится в СССР - это такое вот равенство людей, как в твоём примере, отсутствие классовых перегородок не допускающих равноправного общения управляющих и управляемых, ну и наличие у них общего дела, ради которого они все вместе стараются - а не просто зарабатывают деньги каждый для себя

Reply

andrei_koval March 15 2009, 16:04:20 UTC
Безусловно верно, это действительно было! И наверное поэтому я "социально" завяз где-то там, в прошлом... При всём своём анархизме и неприятии власти как таковой. Странно, никогда не думал, что буду вспоминать об этих временах как о чём-то хотя бы сравнительно лучшем. Но что ж... Твой любимый прогресс набирает обороты.

Reply

wolf_kitses March 15 2009, 17:59:11 UTC
не думал, что буду вспоминать об этих временах как о чём-то хотя бы сравнительно лучшем//
странно ведь уже в 89 году было очевидно что начавшиеся перемены - это деградация и развал,сигнал к общему регрессу.
как раз с 90-х годов прогресс начатый Просвещением, 1789 и 1917 годом, остновится и начался откат в новое средневековье
вот тут камрад Филимонов нписал хорошую заметку об этом
http://wsf1917.livejournal.com/61902.html

Reply


maxuzzz March 15 2009, 16:59:15 UTC
Не знаю, довелось ли хозяину журнала поработать на советских заводах. Мне, несмотря на относительную молодость, довелось. Не могу разделить Вашего с автором статьи пафоса - мой личный опыт решительно ему противоречит.

Мой батюшка очень просто охарактеризовал свои личные причины стать рабочим: с его инженерной должностью не было возможности прокормить семью, поэтому пришлось стать высококвалифицированным рабочим с заработной платой втрое большей. Отсюда и высокий культурный уровень - отставные инженеры на рядовых должностях. Если Вы это называете завоеваниями социализма, то мне, скорее, это представляется глубоким нонсенсом и маразмом.

Reply

wolf_kitses March 15 2009, 17:24:56 UTC
То бишь все описанные г-ном Лещинским "старосоветские рабочие" были, оказывается, бывшими инженерами? Вряд ли... да и Ваш родитель, судя по рассказу, думал больше о зарплате, а не о повышении культурного уровня, так что вряд ли можно его в эту выборку включать? Образованный, но некультурный - такое бывает, равно как и наоборот...
В числе таких старосоветских рабочий был и мой собственный отец, пришедший в Мосэнерго после ФЗУ в 44 году и работавший там до 95-го, человек существенно более культурный, чем средние инженеры 80-х. Да и юзер Андрей_Коваль рассказывает о том же самом.
так что Ваш пример, как минимум нехорошо тенденциозен, как максимум - просто неправдив

Reply

igor_83 March 15 2009, 17:43:07 UTC
Если надо обеспечивать семью, тут не до культурного уровня.

Reply

wolf_kitses March 15 2009, 17:50:29 UTC
В СССР одно другому не противоречило, а сопрягалось.
А относительно культурного уровня (и вообще социального облика) советских рабочих (Ленинграда) 60-х гг. в сравнении с америкнскими коллегами и нынешними рабочими на тех же заводах рекоменлую вот это социологическе исследование Здравомыслова и Ядова "Человек и его работа в СССР и после"
http://club.fom.ru/books/predisl_zdrav_yad.doc

Reply


majakovskij March 15 2009, 17:31:03 UTC
класс

Reply


kilgore_traut March 15 2009, 17:43:14 UTC
Мой дед работал токарем по металлу всю жизнь. Начал с подмастерья в 14 лет в 1941, закончил несколько лет назад, когда институт, в котором он работал последние годы, приватизировали под офисы. На заводе он был мастером, коммунистом, одним из лучших рабочих ( ... )

Reply

andrei_koval March 15 2009, 18:32:15 UTC
"Пили большинство рабочих, их интересы во многом ограничивались водкой, пожрать, футболом и домино ( ... )

Reply


andemas March 15 2009, 22:33:38 UTC
Про то, что пили, говорят все. Не знаю. Я выросла в заводском доме на окраине Москвы. На здоровую девятиэтажку-брежневку было отсилы 3 пьющих семьи. Мои бабушка и дедушка, рабочие не пили вообще, не считая стопки на праздник. Пьяными их не видела никогда, как и родителей, бабушек и дедушек моих друзей-подружек по двору . Дети рабочих играли с детьми инженеров, бухгалтеров, главного экономиста итд. Были разных национальностей. Ходили в гости. Дети мечтали работать на заводе, когда вырастут. Детские мечты, понятно, не сбылись, потому что завода практически не стало в 90-е. Повезло тем, кто пошел в челноки. Кто не нашел в себе "предпринимательской жилки" - собирали бутылки ( ... )

Reply

wolf_kitses March 16 2009, 17:18:33 UTC
Мой отец был с очень похожей судьбой. Он пришел в Мосэнерго после ФЗУ в 44 году и работавший там до 95-го, он тоже не смог получить образование из-за войны и всегда тянулся к культуре, хотел чтобы я наукой занимался и т.п.Единственное отличие - его мама, а моя бабушка, до 1939 года жила в польском белостоке, где была работницей табачной фабрики и состояла в подпольном комсомоле, с опытом революционной деятельности. Она умерла когда мне было 6 лет, и кое-что из её рассказов про юность в Польше я запомнил.
Отец работал в 5-м районе Мосэнерго, в службе ремонтирующей высоковольтные кабели, где цена ошибки вполне как у сапёра. Соответственно он не пил никогда, но в середине 70-х гг., когда его хотели сщделать мастером, отказался - вновь приходящие пили, и он чувствовал что не может с ними совладать. Вообще тогда в начале-середине 70-х гг. в нашей стране был какой-то перелом в сторону социальной деградации - сильно больше стали пить, причём сразу во всех слоях, появилась дедовщина в армии и т.п.

Reply

totaltelecom July 4 2014, 19:01:55 UTC
Да, дедовщины в 60-ых по словам офицеров практически не было, разве что в конце. А в 70-ых пошло массовое распространение этого зла.

Reply


Leave a comment

Up