Постижение нуара №70. "Оскорбление" (1950)

Dec 11, 2022 10:23



Маленький городок с громким названием Кэпитал-Сити живет своей обычной жизнью. Здесь среди прочих готовится к свадьбе со своим молодым человеком юная симпатичная брюнеточка Энн Уолтон, которая работает секретаршей в конторе. Уже прошло знакомство жениха с родителями, помолвка, кольца заказаны... Все хорошо, все чудесно. Но Энн не знает, что она попала в нуарную версию 1950-х "Необратимости" с Моникой Белуччи! Идиллию беззаботной жизни молоденькой дурочки нарушает страшная трагедия - однажды после сверхурочных работ Энн настигает местный продавец пирожных, загоняет в какой-то темный угол на стоянке и аццки насилует. Энн получает неизлечимую психологическую травму и ломает себе жизнь. Причем она не может сдать насильника властям, хотя отлично его знает и у него приметный шрам в полшеи. А все из-за гениального сценария, по которому она в момент изнасилования по собственной дурости же оказалась почти невменяемой и ничего, кроме шрама не заметила. И никто вокруг ничего не заметил, даром, что при изнасиловании на всю улицу орал гудок грузовика (кстати, каким образом он мог работать без нажатия, его что, заклинило?). Родные горюют, коллеги стыдливо отводят глаза, жених уговаривает девку вправить уже мозги на место - но голос логики тщетен перед оскорбленным разумом женщины! Короче, теперь Энн превращается в истеричного параноика, который сбегает от семьи далеко-далеко, за белые горы, за синие моря, за зеленый лес, к первым попавшимся людям. И только отставной военный капеллан с добрым лицом и сексуальным торсом может вернуть ей душевное спокойствие и возвратить в ячейку общества! Смотрите в самом изнасилованном и социально-окрашенном нуаре от RKO "Оскорбление"!



Несмотря на то, что голливудская машина масскульта уже в 1950-х неплохо оболванила людей, перекормив их мюзиклами, вестернами, телешоу и прочим дерьмом, все же представление о беззаботности и сытости этого десятилетия несколько преувеличено. Даже тогда выходил ряд социально окрашенных кинолент, что во многом было вызвано бумом независимого кинопроизводства. "Независимость" его была относительна и практически все эти кинофирмы в итоге приказали долго жить, погибнув под колоссом голливудских монстров, но кое-какие фильмы след в истории оставили. Среди прочего отметилась на этой ниве очень талантливая, красивая и умная актриса британского происхождения Айда Лупино. В 1940-х она снималась на "Уорнер Бразерс" во всяких второстепенных, но заметных ролях в драматических нуарах типа "Придорожное заведение" и "На опасной земле". Потом ей это надоело, и она фактически разорвала контракт. Со своим мужем Коллье Янгом, начинающим кинопродюсером, она основала кинокомпанию "Filmmakers" и решила задать голливудским мэйджорам жару. "Оскорбление" стало первым блином в этом ряду, которое даже купил для проката голливудский мэйджор фильмов категории B - компания RKO Pictures.



И блин вышел скорее комом. Нет, в свое время фильм немного нашумел - как же, такие темы в кино вообще не поднимались... Точнее, всего один раз, в ленте "Джонни Белинда" за пару лет до того. Но, как и многие другие малобюджетные поделия на социально-значимые темы типа "Перекрестный огонь" и "Город в плену", фильм оказался безыскусным, малобюджетным и весьма шаблонным. Непонятно даже, какого черта фильм относят к нуару. Нуарных планов и постановки там почти нет. Почти все показано в самом начале, в сцене с преследованием и изнасилованием - как водится, закадровым. За напряжение отвечает только визуал, музыки нет (типа реализм, ага), актеры играют тоже далеко не шедеврально. Так что впечатления не особенно производит. Нуарные планы редкость и сделаны как дань моде.







Сюжет тоже не вывозит, так как довольно банален и недокручен. Удивительно, но даже упор на социальную тематику и вину общества за отсутствие помощи изнасилованным - фильм не развивает! После пары сцен с неуверенными шажками в эту сторону начинается длинная и достаточно банальная история того, как дамочка подхватывает одержимость, бросает родителей, жениха, работу и сбегает в никуда. Ее подбирает добрый и замечательный мужчина с умными глазами. Разумеется, по заветам 50-х это священник - пусть даже и бывший, но зато обретший второй раз веру. Долгая возня и банальные диалоги длятся бесконечно, пока ближе к финалу Энн не проявляет в очередной раз помешательство, долбанув дрыном какого-то очередного настойчивого ухажера. Только после этого кое-как конфликт завершается, причем на удивление дурным образом.







Думаете, все будет как положено в нормальном сценарии? Энн вспомнит, что насильник - продавец, который сто раз ей продавал пирожные, обретет смелость при помощи святоши и психолога, засадит ублюдка за решетку и вернется в семью под униженные извинения коллег и радость родных? И будет пафосный спич святоши, который пристыдит зрителя? Ага, ща. Ее будут минут пятнадцать отмазывать от суда, виновника найдут тоже за кадром и он сам признается во всем (хрен знает почему, наверно, ему в тюрьме понравилось), и после того, как баба опять-таки за кадром получит бумажку о психиатрическом обследовании, все закончится. И только где-то в этом промежутке будет пафосный спич святоши, который пристыдит зрителя. А потом телка со слезами и соплями распрощается с сексуальным и понимающим святошей, потому что кодекс Хейса запрещает внебрачные связи помолвленным, и уедет под титры. Вота хелл, мазафака?!



Постановкой фильм тоже, мягко говоря, не блещет - и сомневаюсь, что дело в малобюджетности, другим малобюджетным фильмам типа "Мертв по прибытии" это почему-то не помешало. Драматизма тоже не хватает, игра актеров не вытягивает. Девушка Энн не вызывает сочувствия, так как, откровенно говоря, она просто типичная молодая дура с расшатанными нервами, которая впадает в истерики, паранойю, одержимость, а то и невменяемость буквально на ровном месте. Персонаж очень однобокий и безликий. И что самое обидное, очень реалистичный - таких баб с комплексами и без мозгов каждый много повидал. Мы будем посмотреть, конечно, следующие феминистические и нуарные эксперименты Айды Лупино, но пока этот больше вгонял меня в сон.







Больше всего заинтересовал конвейерный механизм по упаковке фруктов на каком-то частном ранчо уже в 1950 году!

Ну и каких-либо выдающихся работ я не заметил, хотя отыграли все довольно реалистично. Не удивительно, что никто из актеров не стал известным, кроме разве что главной исполнительницы Малы Пауэрс. Симпатичную брюнеточку заметил Стэнли Крамер, потом хозяин RKO небезызвестный миллионер-самодур-психопат Говард Хьюз, а потом... Э... А потом в дело вмешался американский империализм - в 1951 г. актриса отправилась с миссией в Корею, где подхватила заражение крови и чуть не сдохла. Страховку компания, как водится, зажилила и дала пострадавшей вместо нее пососать тунца. И девушке пришлось, не слезая с таблеток, зарабатывать деньги съемками во всяком малобюджетном говне, в котором она застрянет на всю оставшуюся жизнь. На минуточку вдумайтесь о том, насколько же это бессмысленная и жутковатая в своей банальности история. Стать до самой смерти актером низкобюджетного дерьма из-за одной поездки... Капитализм, чтоб его. Ну, а Айде Лупино с ее мужем Коллье Янгом повезло больше, и они стали успешными режиссерами и продюсерами. Развелись, правда, быстро, но плодотворно и тесно сотрудничали еще долгие годы.





Ипаааааааааааать, я долбанулась!

А фильм остался в истории, но из-за тематики, а не своих достоинств. "Необратимость" круче, как ни крути. Или "Снайпер" из тех времен. Надо забить уже на всю эту документальщину и смотреть классику жанра, чего я сам себе хуже делаю?

нуар

Previous post Next post
Up