Постижение нуара №34. "Придорожное заведение" (1948)

Nov 12, 2019 10:12



1948 год. Послевоенное время, когда по стране разъезжают автомобили с деревянными корпусами, а мелкий бизнесмен ездит на выкупленном военном джипе. В такой обстановке где-то недалеко от канадской границы, возле Чикаго, в лесной глуши зарабатывает себе на жизнь бизнесмен Джефти Роббинс, который держит придорожный мотель с баром и боулингом. Чтобы повысить свои доходы, он взял в певицы ресторана первую приглянувшуюся ему в Чикаго блондинку Лили, которая неожиданно оказалась не робкого десятка и дала нужный отпор другу Джефти, управляющему Питу, который попытался выставить очередное увлечение Джефти за дверь. Понятное дело, что по всем штампам мелодрамы резкая блондинка Лили и накаченный красавец Пит полюбят друг друга - но между ними неожиданно встанет тоже влюбившийся в девушку Джефти. Этот настолько же трогательный, насколько и банальный сюжет пары миллионов мелодрам неожиданно перейдет в криминальную драму, когда Джефти решит мстить по заветам канадских гор и покажет свое откровенное лицо психопата. Тоже очень оригинально, Второй канал обязательно бы купил эту интересную историю.



Вот что бывает, когда друг бабу увел...

Так кто выживет в этой борьбе? Обретут ли Лили и Пит свою любовь в схватке со злом из придорожной забегаловки? Удастся ли Джефти уничтожить своих друзей и не вывихнуть себе челюсть, изображая сумасшедшего? Научится ли Лили боулингу благодаря Питу или нет? Что скажет профессиональный психиатр на этот правдоподобный и реалистичный сюжет? Узнаете из самого боулингового нуара в истории - "Придорожное заведение"! (Деньги за билет не возвращаются, смотрите и не вякайте)







Ну что сказать про этот фильм Придорожное заведение, он же Придорожная тошниловка закусочная, он же Road House? Ну, во-первых, это работа вполне известного и состоявшегося к тому времени французского режиссера румынского происхождения Жана Негулеску, который вошел в историю пятком-другим нуаров. Во-вторых, тут в целом хороший актерский состав. Роль Лили сыграла Айда Лупино, которая до этого торчала в нелюбимых образах на "Уорнер браззерс", и в итоге ушла на "XX век Фокс". Это был ее первый фильм там, который она, по сути, сама сделала под себя - нашла какой-то очередной неопубликованный роман с фантастически оригинальным и незатертым названием "Темная любовь" и пробила его через продюсера, знаменитого Д. Занука. Напарником стал талантливый и многогранный, хотя так и не ставший суперзвездой Корнел Уайлд. К ним у меня никаких претензий нет. Отыграли как надо. Лупино отлично изобразила типичную "сильную женщину" с тяжелым прошлым и не самым лучшим настоящим, которая находит свою любовь в жизни. Ходит со строгим лицом, меняет наряды, много, много, очень, блин, много курит, отлично поет грустные протяжные песни. Собственно, на ее харизме во многом и держится фильм, особенно когда сюжета начинает не хватать. Уайлд тоже не подкачал - спортивен, красив, неглуп, в меру развязен, в меру вежлив. Химия у них, похоже, удалась, мне понравилось.







Меньше мне понравился звезда нуара Ричард Уидмарк в роли Джефти. Я почти весь фильм недоумевал, кто догадался взять его на роль. Роль у него было типичного деревенского простофили и поднявшегося благодаря наследству плейбоя - наивный, не особенно проницательный, увлекающийся мажорчик. Образ, мягко говоря, явно не подходящий Уидмарку с его яркой отрицательной харизмой. Но потом Джефти начал МЕСТЬЬЬЬЬ!!! - и стало понятно, в чем дело. Уидмарк до этого дебютировал в нуаре "Поцелуй смерти" (надо добраться бы, кстати) в роли садиста-убийца с ярко выраженной социопатией. Ну вот и тут он неплохо для тех времен передал образ сходящего с ума психопата с больной улыбкой и неожиданной расчетливостью, благодаря которой фактически захватил своих бывших друзей в анальное рабство.







Собственно, только это преображение и вызвало по-настоящему интерес к кино, потому что произошло лишь в середине. А вся половина фильма до этого - это почти сплошь типичная мелодрама с раскрытием характеров персонажей и попыткой прописать их отношения. Не бог весь как оригинально даже по тем временам - чувствуется сильный недостаток событий - но в целом поставлено крепко. Всяко лучше стандарта тех лет "я влюбился в женщину, которую знаю два дня". Особенно, конечно, радуют псевдоэротические сцены, когда Айда Лупино показывает зрителю в 1948 свои голые ноги. В целом постановка Жана Негулеско достаточно крепкая, чтобы как-то компенсировать не самый захватывающий, а по нынешним временам и вовсе банальный сюжет. Чувствуется этот неуловимый флер европейского кино в постановке и отношениях персонажей, которым обычно американский нуар не отличается - драматизм, внимание к быту, попытка психологизации.







Да и в целом это не самый классический нуар по эстетике. То есть, многие элементы на месте - темноватая картинка, несколько характерных планов, освещение, ночные сцены, криминальный момент, чернота, дым и столько истраченного персонажами курева, что его хватило бы на недельный запас бункера стратегического назначения. Финал с очередной погоней и стрельбой и вовсе проходит в темном ночном лесу на границе с Канадой, а потом на покрытом туманом речном берегу. Выглядит не столько реалистично, сколько немного мистически и загадочно. Но все же в целом и сюжет далек от традиций нуара, и место действия для него нехарактерное - глубокая провинция, обычный придорожный боулинг-ресторан, в котором даже мрачноватые тени от чучел животных не содержат особенного саспенса. Тем не менее, в целом нуарному духу это соответствует. К тому же чисто нуарных планов тоже хватает. Особенно я отметил саспенсовые средние планы с нуарной обстановкой в середине фильма как раз накануне эмоционального разрыва - интересно, это какой-то режиссерский смысл или просто в тот день оператор лично баловался с камерой? Оператор, кстати, Джозеф Лашелл - тот, что "Лору" снимал.







А больше я даже и не знаю чего и сказать. Постановка крепкая, но не гениальная. Актеры хорошие и даже весьма - но сюжет не бог весть какой захватывающий и оригинальный. Знакомство и любовь персонажей явно растянуты - поэтому моменты с психопатологией Джефти были хороши, но их не развернули до конца. Операторская работа хорошая, но до вершин нуара не доходит. Еще удивляет, что почти весь фильм без музыки - даже наприженный финал с погоней идет на фоне уныло орущих кузнечиков. В целом, если подумать, это как фильм "Обман", только лучше - а в остальном похоже: два влюбленных человека, мешающий им коварный расчетливый злодей в блестящем актерском исполнении, образцово нуарная эстетика типичной женской мелодрамы, скучноватое банальное действие и единственный сильный вот это поворот на весь фильм.







Я не смотрел пока другие работы Жана Негулеску - до всего дойдет очередь... рано или поздно... но, похоже, это не самая крепкая его работа. Скорее всего, ввиду доставшегося ему материала. Этот фильм действительно хороший, талантливый и может считаться классикой своего времени - но это не самая выдающаяся мелодрама в истории и уж точно не самый значительный нуар, с которым стоит знакомиться лишний раз.







Устал я что-то в последнее время от этих банальных нуаров. Надо что-то пооригинальнее найти.

нуар

Previous post Next post
Up