"Ледяной марш" 5-й Сибирской дивизии

Dec 10, 2022 14:14


Сожаление о понесенных потерях, невозможность использовать преимущества польских солдат, невыполнение миссии и отчаяние после невыполнения обещания вернуться в страну с оружием в руках, а также общее убеждение в том, что сроки соглашения не будет выполнены (так и произошло) привели к тому, что многие поляки покончили с собой [84]. Символичной была ситуация, когда после сдачи один из солдат не выдержал и попытался покончить жизнь самоубийством. Его друг, который был разведчиком, взял у него из рук револьвер и сказал, чтобы он не беспокоился, потому что ничего не произошло, что это всего лишь одна неудача, которая не исключает того факта, что Польша уже возродилась [85]. Следует помнить, что под Клюквенной также был захвачен Советами «цвет польской молодежи - разведчики», как писала годы спустя Зофия Лех [86].
Бьеняш Д. "Ледяной марш" 5-й Сибирской дивизии и обстоятельства возвращения ее солдат в Польшу на корабле "Ярослав" // Zesłaniec. №52. 2012. С. 37-36.



Возвращение польских военных в Гданьск на пароходе "Ярослав". 1920 г.

В интернете нашлась статья из польского журнала о разгроме и пленении в 1920 г. польской 5-й стрелковой дивизии. Составлено в традиционном духе для поляков, которые любят плакаться и ныть, что сформированная союзниками в Сибири 5-я польская дивизия была пленена злыми красными в декабре 1919 г., ей обещали отправку на родину и неприкосновенность, а вместо этого отправили в лагеря пленных. И главное, за что? Ведь они ничего плохого не сделали! Всего-то навсего участвовали в интервенции в другую страну, просиживали зад в тылу Колчака, бухали, жрали, грабили, заводили себе походных жен, участвовали в карательных экспедициях, прикрывали отход союзников, помогали колчаковцам, но при этом... были... ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НЕЙТРАЛЬНОЙ СТОРОНОЙ! Автор так и пишет:


На каждой станции воровали провизию, оружие и все, что можно было украсть. Ничто не презиралось. Никто не спрашивал, где его товарищи это взяли, просто все вместе использовали добычу. Говорили, что чем больше гранат будет доставлено в Польшу, тем лучше будет вооружена польская армия. Поляки объясняли друг другу, что лучше украсть то и это, чем если это достанется большевикам. На каждой станции целые группы солдат отправлялись на грабежи [41].
*   *   *

Здесь следует кратко охарактеризовать положение женщин в 5-й Сибирской дивизии. Кроме настоящих супруг, в вагонах жили разные женщины, солдатские «жены». У каждой из них был «свой мужчина» и один не имел права «подбирать» «жену» другого, а если хотел ее обменять, то мог пойти на вокзал, где «был большой выбор». Среди прочего, такие жены занимались стиркой, штопкой, мытьем котелков и посуды. Одних больше любили за заботу о всех обитателях вагона и трудолюбие, других меньше за лень. Бывало, что за лень или измену быстро выбрасывали на мороз. Ведь на станции всегда можно было сразу выбрать другую. Каждая женщина должна была хранить верность своему «мужу», оплачивая пребывание в обозе и солдатское питание дарами своей природы, которыми солдаты пользовались всякий раз, когда у них выдавалась свободная минута [30].
Переводить пришлось самому, через гугл-транслейт, и наверняка там у меня вышло много ляпов, особенно с этими именами и оборотами, а также проблемы из-за банального отсуствия редактуры. И старался я явно зря. Статья, откровенно говоря, так себе. Никаких документов, никаких новых фактов, в основном это просто компиляция и пересказ воспоминаний ветеранов сибирской дивизии, опубликованных в Польше сто лет назад. Много пропусков и умалчиваний. Сказано о восстании барабинских полков колчаковцев, которое были успешно подавлено поляками - и ни слова про то, что поляки потом вырезали заключенных Новониколаевска, причем приказ явно отдавал хваленый офицер Румша. То-то он потом после капитуляции бежал быстрее всех, возглавив наиболее фанатичное отребье.

Бой у станции Тайга вообще толком не описан, хотя по мемуарам картина вырисовывается вполне полная. Ни слова не сказано, что бой начался с восстания железнодорожников, к которым подошли красные. Про потери только в самом общем виде сказано, что они составили более 100 убитых и несколько сотен раненых, хотя потери поляков в источниках приведены на удивление точно - в бою на ст. Тутальская 19 декабря 1919 г.: 2 солдата убитыми, 8 раненых, 11 пленных; в бою 20 декабря 1919 г. на ст. Литвиново - 40 человек убитых и раненых; в бою 22 декабря на станции Тайга - 60 убитых и 130 раненых. Причем бронепоезда "Варшава" и "Познань-II" пришлось бросить из-за исхода на них боеприпасов и трудности вывоза. На эшелонах ушел только 3-й батальон 1-го полка, а остальных поляков пришлось выводить пешим порядком по снегам. Это уже около 250 человек. Плюс еще несколько десятков до этих трех боев. Численно потери небольшие, но сам факт, что за три дня было потеряно столько в тяжелых условиях, а возможности борьбы истощались на глазах, очевиден. Про все это в статейке ни единого слова, только бахвальство, будто большевичье понесло большие потери и занимало станции только когда поляки уходили (читай - удирали) сами.

В свете этого понятно, что ссаные пшеки сдались вовсе не из-за предательства чехов, заботы о семьях и прочей хреноты, а конкретно из-за нажима красных и вызванной этим деморализации. А уже потом будет окружение на Клюквенной 10 января, жалобы на чехов, нытье, деморализация и даже бунты поляков, которые начнут арестовывать собственных офицеров - и прочее, на чем и сосредоточено внимание автора-пшека.

Отчасти хреновость статьи объясняется тем, что она опубликована не в нормальном журнале, а в какой-то макулатурной пачкотне с говорящим названием „ZesRaniec” „Zesłaniec”. Это орган больше публицистический, издается Научным советом Главного правления Сибирской ассоциации Польши, которая изучает страдания пшеков в стране вечной мерзлоты. Отсюда все эти эмоции и публицистический тон. Но раз я потратил время на это, то пусть будет.

Восточный фронт, лимитрофы, Сибирь, научные статьи

Previous post Next post
Up