Начало 1950-х. Обычный городок Кеннингтон на Среднем Западе живет тихой и благополучной жизнью. Все как водится в мечтах американского обывателя - тишина, покой, добрые приветливые люди, танцевальные вечера, процветание, у каждого есть машина, личный домик и газончик за белым заборчиком... У-тю-тю-тю. Не жизнь, а малина. Но на самом деле в этой милой пасторали скрывается жестокий спрут мафии, который занимается жестокими преступлениями - создает нелегальные букмекерские конторы и скрывает доходы от налоговой. Поражены? Да, он натуральное исчадие ада. Этот ужасный монстр преступности опутал весь город, подмял под себя полицию и мэрию, завлек в свои сети всех обывателей, и никто, никто, вы слышите - НИКТО-О-О не может ЕМУ ПРАТИВАААСТАЯАААААТЬ! НИКТОООО!!! Никто, кроме... редактора местной газеты по имени Джим Остин, который честен и непреклонен, аки Иисус на допросе в синедрионе. Видите, он со своей женушкой с лицами опоздавших на поезд врывается в полицейский участок, говорит о каких-то преследователях, требует начальника полиции, а потом хватает магнитофон и начинает диктовать историю своего успеха? Теперь у него всего час, чтобы изложить все, что произошло, и успеть в единственное место на земле, которое его спасет! В церковь Комиссию Сената по расследованию преступности в штатах.
Успеет ли это сделать Джим? Убьют ли его по дороге в Вашингтон или он успеет добраться до ангелоподобного председателя Эстеса Кефовера и поцелует ему ручку? Что за люди на черных автомобилях преследуют по ночам мирных американских пенсионеров? Какое зло скрывает белый штакетник и двери склада электротоваров простого американского города? Как в борьбе с мафией может помочь Слово Бога... или хотя бы местного пастора? Узнаете из этого нуарно-документального фильма про героическую деятельность разоблачителей мафии при поддержке Комиссии Сената по расследованию преступности в Штатах (я это выговорил!) - "Город в плену"!!!
В 1950 г. в Сенате США начала свою работу Комиссия по расследованию преступности в торговле между штатами под председательством сенатора от Теннеси - Эстеса Кефовера. В короткий срок она выяснила, что за личиной благополучного и сытого послевоенного общества скрывается невообразимое количество мафиозных групп и структур, которые покрывают буквально всю страну и зарабатывают на поднявшемся после войны населении огромные деньги, в ряде случае успешно срастившись с полицией и даже местным самоуправлением. Последовал ряд разоблачений, скандалы, перестановки, отставки, аресты. Общественность, конечно, была поражена и бугуртила долго. В частности, был поражен режиссер Роберт Уайз, одна из культовых фигур своего времени. Самые его известные работы - это мюзиклы "Вестсайдская история" (1961) и "Звуки музыки" (1965). А тогда был он известен как монтажер "Гражданина Кейна", а также успешный режиссер таких культовых нуарных фильмов как "Рождённый убивать" (1947), "Подстава" (1949) и самого известного фантастического фильма 1950-х - "День, когда остановилась Земля" (1951). Роберт Уайз так восхитился историями в комиссии, что решил ей помочь в меру сил. Отыскал одного из журналистов-разоблачителей и вместе с ним сварганил разоблачительный фильм в документальном духе. Занималась этим его личная кинокомпания "Аспен Продакшнс", одна из тех мелких кинофирм, которая развалилась, едва появившись - и более крупная United Artists. Заодно Уайз лично ездил к самому Кефоверу, показывал фильм и даже снял сенатора в финале в длинном камео, где тот говорил за столом в кадр, а в начале поставил его цитату. Почти одновременно на волне работы комиссии повалили и другие разоблачительные фильмы, в которых киношники пытались охватить чуть ли не всю страну своими сюжетами. Это даже в названиях отражено: "Гангстерская империя" (1952), "Тайны Канзас-сити" (1952), "История в Лас-Вегасе" (1952), "История в Майами" (1954), "Чикагский синдикат" (1955), "Новый Орлеан без цензуры" (1955), "Внутри Детройта" и т.д. - еще тайтлов десять.
Фильм был сделан на стыке документального и нуарного кино. Это было бешено популярно в те годы в США. В 1945 г. небезызвестный документалист Де Рошмонт сварганил шпионский детектив "Дом на 92-й улице", частично основанном на аресте ФБР нацистского подполья в США. Американская публика дико перлась, увидев вместо привычных пластмассовых мюзиклов и вестернов реальную жизнь, снятую на натуре, да еще и с документальными приемами типа голоса диктора в начале, кинохроники, показательных объяснений о работе всяких технических примочек и так далее. Мода на такие "документальные нуары" держалась аж целых десять лет, из-за чего американские фильмы стали получать названия как из телефонной книги: "Улица Мадлен, 13" (1946), "Улица без названия" (1947), "Бульвар Сансет" (1950), "Дом на Телеграфном холме" (1951), "Происшествие на Саут-Стрит" (1953), "Ривер-Стрит, 99" (1953), "Звонить: Нортсайд, 777" (1948), "Наберите 1119" (1950) и т.д. Вот и этот фильм в таком духе. Для эффекта правдоподобности все было снято на натуре в мелком городишке Рино в Неваде, а на роли взяли никому неведомых по сию пору актеров, единственным известным из которых стал главный актер Джон Форсайт, что потом прославится на телевидении и парой ролей в фильмах Хичкока. А тогда у него и этого не было. Играют актеры, кстати, ничем не хуже этих ваших хваленых знаменитостей, которым бабки невесть за что платят.
О самом фильме сказать что-то интересное сложно, потому что Уайз решил не заниматься изобретательством. Весь фильм содержит абсолютно все штампы криминального фильма про честного журналиста, который разоблачает мафию в своем городе. То есть, вообще все. Он обычный человек, добрый, честный, умный (добавьте еще достоинства), который ведет обычную мирную жизнь. У него любимая жена, у него друг-партнер, с которым он ведет газету. Потом в один прекрасный момент ему звонит частный детектив (внезапно не пафосный мэн в шляпе и плаще, а бледный пенсионер), который что-то нарыл на местного богача. Конечно, журналист ему не верит, конечно, стукача убивают, конечно, журналист прозревает и начинает копать. Конечно же, докопывается до мертвой бабушки (буквально). Конечно, никто ему не верит, все отговаривают до последнего, вокруг кружат мрачные преследователи на черной машине или в полицейской форме, он идет на опасные шаги, а потом в конце все-таки успевает донести ПРАФДУ до Вашингтона! Да, то есть, никакого, ни малейшего изобретательства и даже сюжетных поворотов.
По стилистике фильм тоже мало впечатляет - снято куда слабее действительно сильной нуарной "Подставы". Оператор не заморачивался. В основном картинка простая, сухо-сдержанная, с подделкой под документальность, как было модно. Можно даже спутать с телепроектом. Характерно разве что большое количество крупных планов на говорящих, что было тогда модно, а также привычные нуарные кадры в некоторых сценах, в основном, ночных. Особенно стоит отметить сцену убийства автомобилем - не то, чтобы там было что-то особенное, но все же... Снято квалифицированно и симпатично, но такого не очень много - картинка на стыке жанров, вполне стандартная работа тех лет. Причем документальная, художественная и нуарная часть поделены строго поровну, как на весах, со скучноватой дотошностью аптекаря - что не слишком идет на пользу. Саспенсовой атмосфере также не способствует неважно подобранная музыка, которая часто сбивается на какую-то мелодраму или легкомысленные трели. Неудивительно, что кино не особенно было отмечено вниманием публики.
Вот что удалось в фильме, так это атмосфера паранойи. Глядя фильм, отчетливо понимаешь, почему американский обыватель готов был верить в коммунистов под кроватью и рептилоидов с Сириуса, а некий начинавший тогда писатель Филип Дик стал параноиком на всю оставшуюся жизнь и в своих книгах чуть ли не дословно производил сюжеты таких фильмов. Все пропитано атмосферой недоверия. За журналистом следят, ему вручают надуманные штрафы, персонажи подозрительно косятся на прохожих и проезжающие автомобили, вокруг настойчиво ездят странные машины с флоридскими номерами, к редактору без спроса приходят для установки нового телефона, а враги внезапно оказываются буквально у него за спиной, чтобы серьезно поговорить... Ну и конечно, в начале и конце нам показывают побег на машине из города. В общем, хотя все это является бессовестно сваленными в кучу штампами параноидальных триллеров, но таки это сработало - благодаря такой концентрации саспенсовых приемов это хоть как-то, но цепляет. Жаль, что интрига слабая, и с самого начала понятно, что главгер таки выживет. Это 50-е, никто еще не допускает, что мафия вышла на верхушку страны и в другом городе журналисту пришлют фальшивый эскорт полиции, который его пришьет у первой же канавы.
К сожалению, и тут есть некоторые вопросы к сюжету, которые не дают погрузиться окончательно в действие и поверить атмосфере паранойи. Самый главный - а чего, собственно, мафия вообще возится с этим сопливым журналистом? Он отчетливо дает понять, что не остановится никогда и ни за что, треплет нервы начальнику полиции, фоткает скрывающегося в городе гангстера... Почему мафия без раздумий убивает двух свидетелей, а с редактором торгуется до последнего? Богач попался не жестокий? И что? Его жену грохнули без разговоров - а редактор куда опаснее. Кроме того, несколько странно выглядит реакция всех окружающих на разоблачения журналиста. Буквально никто не хочет ему помогать - все так или иначе либо связаны с мафией, либо запуганы ею... Но при этом начальник полиции ВРОДЕ БЫ и хотел помочь... Куда идет журналист, когда его все отвергли? В церковь!!! И священники тоже ВРОДЕ БЫ и хотели помочь... Но у них всех есть отговорки - то доказательств нет, то жалобы на поддержку мафии мэрией и т.п. Ну и где же это хваленое гражданское общество, о котором нам все уши прожужжали. Фильм правдоподобно или не очень, но изолирует главного героя и заставляет его идти еще и против общественного мнения и без поддержки. Это уже кажется настоящей социальной критикой на нравы 1950-х в стиле знаменитого "Высокий полдень". Но нет, это явно не критика, потому что стоит журналисту вырваться в другой город, и добрая комиссия Сената все тут же исправляет. А раньше что мешало написать туда письмо? Забыл или тормознутый?
В общем, мне нечего особенно добавить к тому, что написано про фильм в Википедии. Это больше артефакт своего времени, чем интересное кино - сделанный на скорую руку разоблачительный материал про провинциальную американскую мафию с приемами триллеров и нуара. Работа квалифицированная, но не особенно динамичная и слегка скучноватая, хотя саспенсовые приемы нередко работают. Тем не менее, теперь вы знаете чистейший и дистиллированный образец фильма про журналистское расследование против мафии, который послужил точкой отсчета для всех остальных последователей. А значит, в истории этот фильм свое место так или иначе занял.
С вами был Эстес Кефовер, и я еще раз напоминаю, что борьба с мафией, окопавшейся за белым заборчиком провинциальных городков - национальный долг каждого из нас! Мы живем не в России, у нас это можно и нужно. Пишите и звоните, Сенат поддержит всех, кроме грязных коммуняк. Слава Америке!