“Боги. Люди. Герои". Часть X Эрмитаж и Помпеи.

Aug 08, 2020 18:13

Со второй половины XVIII века визит в Помпеи стал обязательным в программе Гран Тура. Путешественники - члены императорской семьи Романовых и других аристократических семей привозили в Россию археологические памятники, произведения искусства, книги и гравюры. Находки из Помпей имели статус, близкий к дипломатическим подаркам. Преподнесение древностей в дар во время визитов высокопоставленных особ в Помпеи и Геркуланум стало обычным ритуалом, поставленным «на поток». Предметы «находили» в раскопках в присутствии гостей, а иногда и при их непосредственном участии. Подарки из Помпей, переданные в Императорский Эрмитаж, являлись знаком дружбы императорского дома Романовых и Королевства двух Сицилий.












Статуя ребенка с птицей. Мрамор I в. до н. Э. - I в. н. э. Найдена в Помпеях Дар неаполитанского короля Фердинанда IV императору Николаю I 1846г

Статуэтки маленьких детей были излюбленным украшением внутренних двориков и фонтанов в домах римской знати. Скульпторы с большой любовью передавали в мраморе строение детского тела, их занятия, игры и настроения. Зачастую, подобные фигурки детей являлись украшениями детских могил или приносились в дар божеству. Возможно, что представленная статуэтка тоже служила надгробием. Она была найдена в Помпеях и поднесена в дар русскому императору, о чем свидетельствует посвятительная надпись, выбитая на подножии фигуры.



Статуя ребенка с птицей. Мрамор I в. до н. Э. - I в. н. э.




Расцвет краснолаковой керамики, украшенной выполненными в рельефе фигурками богов и людей, животных, птиц и растений стал возможен благодаря накопленному в эллинистическое время опыту изготовления посуды, покрытой черным лаком, с применением формы-матрицы. Подобные чаши получили название терра сигиллата (от латинских слов terra - земля, глина и sigillatus - украшенный рельефными фигурками). Способ изготовления лака глубокого красного цвета изобрели гончары Малой Азии еще во II в. до н. э. В период экспансии Рима на Восток малоазийские краснолаковые сосуды появились в Италии. Мастерские, производившие ранее чернолаковую посуду, постепенно, в течение нескольких десятилетий, полностью перешли на производство новой керамики, которая к середине в. до н. Э. распространилась в Италии, а к I в. стала основным типом парадной посуды как в западных провинциях Римской империи, так и в ее восточной грекоязычной части вплоть до ранневизантийского времени.






Справа-акротерий: женская маска персонажа трагедии. Терракота. Iв. до н. э. - I в. н.э.. Найден в Помпеях. Поступление в 1846г. Государственный Эрмитаж.
Слева - игральные кости. Кость. Найдены в Помпеях. Дар великого князя Николая Николаевича. 1897г. Государственный Эрмитаж.



Герма Пана. Желтый мрамор. Вторая половина I в. Поступление: 1894, куплена у А. К. Маркова, найдена в Помпеях. Государственный Эрмитаж.

Лицо Пана, бога лесов и пастбищ, окружено всклокоченными прядями волос, густыми бровями и бородой, из-за чего имеет весьма устрашающий вид. Если дополнить лицо глазами - вставками из стеклянной пасты или цветных камней, ныне утраченными, - то взгляд получится еще более выразительным. Существует выражение «панический ужас», которое произошло от представления, что Пан наводил беспричинный страх. Статуэтки и гермы Пана были непременными атрибутами эллинистических и римских садов, выполняя функцию оберегов. По находкам в Помпеях, где, по преданию, был найден и данный памятник, хорошо известны двуликие гермы, выставляемые на высоких резных мраморных пилонах среди зелени сада.



Герма Пана. Желтый мрамор. Вторая половина I в. Поступление: 1894, куплена у А. К. Маркова, найдена в Помпеях. Государственный Эрмитаж.

Рассматриваемый экземпляр имеет гладкую оборотную сторону - он явно предназначался для установки в маленькой нише, (археологически засвидетельствовано, что в помпейских домах такие ниши обычно помещались рядом с входом в дом со стороны улицы), и также сохранял значение оберега. Несмотря на казалось бы устрашающий вид, все же у Пана добродушная улыбка, а его козлиные рожки теряются в завитках волос, увенчанных венком из листьев и плодов плюща. Пан предстает перед нами участником дионисийских празднеств.



вверху-акротерий: маска персонажа трагедии - старуха. Терракота. Iв. до н. э. - I в. н.э.. Найден в Помпеях. Поступление в 1846г. Государственный Эрмитаж.
Внизу - флейты. Кость. Найдены в Помпеях. Дар герцога Лейхтенбергского. 1852г. Государственный Эрмитаж.




«Помпеянское» собрание, хранящееся в Эрмитаже, включает в себя свыше 300 античных артефактов. Безусловную художественную значимость имеет коллекция бронз, которая насчитывает 96 предметов, включая несколько первоклассных произведений античного искусства. Второе место по качеству занимают сосуды из стекла, изделия из кости, светильники, терракоты, краснолаковая посуда, несколько мраморных скульптур. В музее хранится большое количество фрагментов из железа, деталей мебели, дверей, фурнитуры, инструменты и хозяйственная утварь. В целом, коллекция представляет довольно типичную картину находок из раскопок
древнеримского города на рубеже нашей эры.






Треножник Южная Италия Iв.до н.э. - I в.н.э.



Слева внизу: светильник. Бронза Середина Iв Найден в Помпеях Дар великого князя Николая Николаевича 1873г.; Справа - чаша с ручками.Бронза Третья четверть Iв Найдена в Помпеях. Дар великого князя Николая Николаевича 1873г.;



Геракл с Кекропом . бронза середина I в. (?)
Найдена в Помпеях в присутствии Николая I Поступил в 1846 г. Государственный Эрмитаж.

Керкопы - в древнегреческой мифологии народ карликов (или два брата-карлика).
Жили близ Эфеса. Занимались разбоем. Геракл их частично истребил, прочих передал связанными Омфале.



Патера Капуя (?) I в.н.э. Бронза Дар великого князя Николая Николаевича 1873г

Па́тера - широкое и мелкое блюдо, использовавшееся в античные времена как сосуд для ритуальных возлияний, в особенности в Древнем Риме. Позже римляне переняли искусство изготовления патер и использовали их в качестве сосуда для приношений жертв. Известно также, что патеры использовались ещё в качестве посуды для принятия пищи.



Чаша в виде раковины. Бронза. I в. Патина темно-коричневая. Высота 5,5 см; диаметр Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступление: 1852 г., найдена в Помпеях.

Кованый сосуд круглой формы с ребристыми покатыми стенками, исполненный в виде раковины. Круглое плоское дно орнаментировано с обеих сторон тремя концентрическими кругами с точкой в центре. Изнутри вокруг дна выдавлен желобок, образующий с внешней стороны кольцеобразную поставку.






Арибалл - сосуд для оливкового масла Третья четверть I века н. э. Бронза

Древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, с узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика. У арибалла широкая, в форме ленты, ручка. Арибалл использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибалл» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль и носилась на ремешке на запястье.



Арибалл - сосуд для оливкового масла Третья четверть I века н. э. Бронза



Кувшин Капуя (?). cередина I в. бронза Поступил в 1873 г.



Кувшин Капуя (?). cередина I в. бронза Поступил в 1873 г.






Безмен с подвесной гирей в виде бюста юного Калигулы. Бронза. Помпеи Первая половина в. н. э. Государственный Эрмитаж

Бронзовый безмен с подвесной гирей в виде бюста юного Калигулы был найден в Помпеях и преподнесен неаполитанским королем Фердинандом II императору Николаю I.

Гипсовые отливки. В 1863 году археологу Джузеппе Фиорелли пришла в голову идея заполнять полости, оставшиеся в пепле после того, как сгнили органические остатки, гипсом. Это дало возможность делать отливки мебели, дверей, рам, растений, погибших животных и, конечно, людей, которые становятся своеобразной визитной карточкой помпейских раскопок. Эта техника была применена и к следам корней деревьев, что позволило определить виды деревьев и растений в садах и огородах.




Русская императрица Екатерина II, живо интересовавшаяся археологическими раскопками на юге Италии, в письме от 5 октября 1777 г. настойчиво просила своего постоянного корреспондента и комиссионера барона Мельхиора Гримма: «Если бы вы через аббата Галиани или кого-нибудь другого могли достать мне изображение Везувия, Помпей и Геркуланума и все, что неаполитанский двор издал по этим
предметам, вы бы доставили мне истинное удовольствие». Согласно сведениям, содержащимся в рукописном систематическом каталоге книжного собрания Екатерины II, ее просьбы исполнялись с завидной последовательностью и аккуратностью.









Въезд в Помпеи. Геркуланские ворота. Депре Луи-Жан (Louis-Jean Desprez, (1743-1804) Пиранези Франческо (Francesco Piranesi, 1758/1759 1810) 1777-1779

Начиная с 1776 года Луи-Жан Депре в качестве пенсионера Французской Академии в Риме работал в Италии. Там он был привлечен, вместе с другими художниками, для иллюстрирования издания аббата Сен-Нона «Voyage pittoresque, ou description des Royaumes de Naples et de Sicile» (Paris, 1781-1786. Vol. 1-4). Его листы, отпечатанные и затем расцвеченные акварелью, которые лишь с усилием можно отличить от исходных рисунков, характеризуются большим форматом и богатой разработкой световых эффектов.  Акварелированная гравюра была плодотворным изобретением, связанным с наплывом в Рим туристов. На выставке представлены два листа, выполненные Луи-Жаном Депре в сотрудничестве с гравером Франческо Пиранези.



Ухтомский Константин Андреевич Виды залов Зимнего дворца. Помпейская или Малая столовая 1874 Бумага, акварель Государственный Эрмитаж

Помпейская, или Малая, столовая (при Николае I) , наряду с гостиными, входила в парадную часть покоев. Столовая была расписана по мотивам фресок, раскопанных в Помпеях в Италии. В интерьерах личных и парадных комнат строго выдерживалось заданное архитекторами стилевое единство. Примером тому служат интерьеры Помпейской столовой, созданной А. Брюлловым. Появление такой столовой тоже не было случайным, поскольку в Европе все еще продолжалось увлечение Помпеями, открывшими для культурного мира Европы целый мир.



Ухтомский Константин Андреевич Виды залов Зимнего дворца. Помпейская или Малая столовая 1874 Бумага, акварель Государственный Эрмитаж Деталь

Мебельный гарнитур, спроектированный А. Брюлловым для этой гостиной, был выполнен в мастерской П.Г. Гамбса. Стулья из этого гарнитура выполнены в переработанных формах древнеримских курульных кресел. Резные ножки табуретов, диванов, стола-консоли имеют форму звериных лам, окрашенных под темную бронзу. Ярко-красный цвет ткани обивки диванов и стульев соответствовал древним помпейским росписям и был согласован с общим цветовым решением всех элементов интерьера.
Помпейская столовая была уничтожена в 1894 г. - А. Ф. Красовский и Елизавета Федоровна, занимавшиеся отделкой комнат для молодой четы, предпочли стиль рококо.

https://ermakvagus.com/Europe/Italy/Pompeii/julia-felix-rus.html
https://hekitateru.livejournal.com/3620897.html
https://elenarossi.tourister.ru/photoalbum/40217
Эрмитаж. Виртуальный визит.
“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги. https://vittasim.livejournal.com/288318.html
“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои. https://vittasim.livejournal.com/288561.html
“Боги. Люди. Герои". Часть III. Герои. Спорт. Театр. https://vittasim.livejournal.com/288811.html
“Боги. Люди. Герои". Часть IV Герои. Люди Спорт. https://vittasim.livejournal.com/289063.html
“Боги. Люди. Герои". Часть V Спорт. Керамика.https://vittasim.livejournal.com/289788.htm
"Боги. Люди. Герои" Часть VI Мир гладиаторов. https://vittasim.livejournal.com/290075.html.
“Боги, люди, герои”. Часть VII Лики помпейцев https://vittasim.livejournal.com/290902.html
“Боги, люди, герои”. Часть VIII Жизнь на Форуме. Строительство https://vittasim.livejournal.com/291387.html
“Боги, люди, герои”. Часть IX Между философией и наукой https://vittasim.livejournal.com/291673.html

выставки, история, Италия, Помпеи

Previous post Next post
Up