“Боги. Люди. Герои". Часть IX. Между философией и наукой

Jul 30, 2020 20:04

Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей.
Прогресс науки в эпоху эллинизма (IV-II вв. до н. э.) - от астрономии, географии и оптики до ботаники, зоологии и анатомии человека - сделал возможным изготовление точных инструментов и сложных механизмов. О них мы знаем в основном из письменных источников, так как до нашего времени сохранились лишь единицы. Но их наличие доказывает, что в древности существовало сообщество квалифицированных инженеров-механиков, токарей и ремесленников, работавших бок о бок с математиками и астрономами.




Дома Помпей сохранили в большом количестве вещественные свидетельства повседневной жизни, выполненные из бронзы и терракоты, благодаря которым стало известно, как готовилась пища в кухне и как хранились продукты. Так, на экспозиции можно видеть кастрюли, горшки, сковороды, противень, треножник и др. Особого внимания заслуживают: терракотовый горшок для яиц из дома Юлия Полибия и глирарий из дома Лорея-Тибуртина - специальный сосуд для выращивания грызунов сонь-полчков.



Перспективный меандр Iв

Древнегреческий символ Меандр является символом победы и единства, бесконечной и вечной жизни, и нашего вечного пути к миру. По мнению некоторых ученых, вдохновением для создания символа послужили многочисленные изгибы речки Меандр (Большой Мендерес, длина 500 км), протекающей на западе Турции, в древней Карии Малой Азии.



Перспективный меандр Iв



Кратер Мрамор Стабии вилла Сан Марко. Конец I в до н.э. - начало I в.н.э.

Кратер - большие сосуды с широким устьем и двумя волютообразными ручками по бокам из металла или керамики, реже - мрамора для смешивания вина с водой. Согласно обычаю, смешивали одну часть вина с двумя частями воды. Такая смесь хорошо утоляла жажду в жаркое время суток - пить неразбавленное вино считалось дурным тоном.



Кратер Мрамор Стабии вилла Сан Марко. Конец I в до н.э. - начало I в.н.э.



Рельеф с подписью бригадира Диогена Туф Помпеи Дом моряка 62-79 гг. н. э.

Рельеф с курсивной подписью-граффити бригадира Диогена (structor Diogenes), где представлены нить со свинцом, мастерок, фаллос-оберег, отвес, молот или топор/молоток, долото и два предмета, трудных для идентификации (возможно, амфора и щетка).



Рельеф с подписью бригадира Диогена Туф Помпеи Дом моряка 62-79 гг. н. э.

Другая плитка такого типа с инструментами каменщика найдена в мастерской Ливия Фирма (IX, 1, 5). Эти плитки традиционно идентифицировались как вывески соответствующих мастерских, но в последних исследованиях они обычно рассматриваются как своего рода «фирменная подпись» бригады, ответственной за строительные работы.






Осциллум Мрамор Первая половина Iв

Мраморный медальон, подвешенный на крючке (осциллум).



Осциллум Мрамор Первая половина Iв Другая сторона пластины



Слепок двери. После 1850г



Циркуль Iв



Чашки с разноцветными пигментами. Iв

Краска использовалась для настенных росписей



Чашки с разноцветными пигментами. Iв



Портрет короля Испании Карла Бурбона, Карла III, герцога Пармского, короля Неаполя и Сицилии. 1757г По рисунку Камиля Падерни. Автор: Морген Филипп (1730-ок.1807) бумага, офорт, резец



Инициалы «Le Antichità di Ercolano esposte» ("Древности Геркуланума»)



Женщины, играющие в бобы.



Кувшин для рыбных соусов I в. н. э.

На сосуде яйцевидной формы сверху сохранилась надпись черной краской, обозначающая содержимое: liquamen flos, то есть самая ценная часть рыбных соусов местного производства - гарум. Помпеи, как указывал Страбон, являлись одним из главных центров производства этих соусов, которые использовались в самых разнообразных рецептах - для подливок, для жарки вместо масла, даже для десертов. Данный кувшин употреблялся для продажи таких соусов на местном рынке.



Треножник Iв






Кастрюля Iв



Сковорода Iв



Горшок Iв






Глирарий I в. н. э.

Эта необычная кадка имеет обод, цилиндрический корпус и плоское дно. Внутри сосуда, на противоположных сторонах, чуть ниже края, расположены две чашечки, еще ниже идет небольшой выступ (рампа), спускающийся ко дну. Исследователи сходятся во мнении, что кадка использовалась для разведения сонь-полчков для гурманов римской кухни и поэтому идентифицируется с глирариумом, описанным в источниках. Варрон, например, в «De re rustica» рассказывает, что сонь размещали внутри этих контейнеров, специально предназначенных для откармливания: зверьки поднимались к еде по специальной рампе.



Горшок Iв



Кухонные горшки Iв



Кухонные горшки I в



Горшок для яиц I  в.на э.

Во время раскопок помещения SS' (коридора между атриумом и перистилем) дома Юлия Полибия 19 октября 1971 г. был найден «пузатый, разбитый глиняный горшок», содержавший яйца. Это открытый сосуд шаровидной формы, с явными признаками
работы на гончарном круге на внешней стенке, с отсутствующим ободом и широким отверстием. Внутри лежало несколько яиц, от которых сохранилась скорлупа. Исключительное состояние натуралистических останков является отличительной чертой Помпей, что позволяет детально реконструировать повседневную жизнь в римские времена.


Горшок для яиц I  в.на э.



Бюст Эпикура бронза, вилла Папирусов в Геркулануме (римская копия оригинала III в. до н. э.)

Внутри таблина виллы, названной как вилла Папирусов, по найденным тут более 1800 рукописным томам, и, по всей вероятности, являющейся жилищем Луция Кальпурния Пизона Цезонина, свекра Юлия Цезаря, и поэтому также называемой виллой Пизонов, - среди бюстов, изображающих ораторов, греческих правителей, жрецов, бюста Геракла и бюста эфеба, в сентябре 1752 г. был обнаружен также и бронзовый бюст Эпикура, величиной немного менее натуральной. Из многочисленных копий портрета этот, пожалуй, наиболее близок к эллинистическому прототипу. Голова философа изображена во фронтальном положении; у него густые волосы, вьющиеся усы и борода, длинный и выпуклый нос; морщины на лбу и нахмурившиеся брови усиливают выражение больших глаз.
Таблинум (таблин, таблиний, от лат. tabula - доска) - комната между атрием и перистилем, напротив входа в дом. Открытое с обеих сторон - и в атрий, и в перистиль, при необходимости помещение могло отделяться от них портьерами или ширмами. В таблинуме хозяин дома хранил документы, семейный архив, рабочие бумаги и т.п., здесь же принимал деловых гостей. Долгое время таблинум был проходной комнатой, позднее слева и справа от него стали устраивать фауцы, позволявшие пройти в дальнюю половину дома, не беспокоя хозяина.



Статуя Питтака Митиленского Конец в. до н. э. - начало в. н. э.

Статуэтка работы местной мастерской находилась у узкого канала, протекавшего в центре сада во владении Юлии Феликс; она входила в состав декоративной композиции, богатой литературными и философскими отсылками, которая создавала в этом пространстве идиллически-сакральную атмосферу. Надпись греческими буквами, прикрепленная к квадратному основанию, помещенному под креслом, идентифицирует персонаж как Питтака из Митилены, философа и политика, жившего в VI в. до н. э.



Статуя Питтака Митиленского Конец в. до н. э. - начало в. н. э.



Статуя Питтака Митиленского Конец в. до н. э. - начало в. н. э



Семь мудрецов Вилла за пределами Везувианских ворот I в. до н. э

Мозаика была обнаружена в июле 1897 г. на вилле за пределами Везувианских ворот. Мозаичная техника из смальты и камня, а также мотив обрамления с гирляндами и масками свидетельствуют о датировке мозаики около 60-50 гг. до н. э. Согласно одной из гипотез, сцена представляет собрание семи ученых, живших в VII-VI вв. до н. э., - правителей и философов, указанных Платоном в «Протагоре»: Фалеса Милетского, Питтака Митиленского, Бианта Приенского, Солона Афинского, Клеобула Линдского, Периандра Коринфского и Хилона Спартанского. Встреча, вероятно, происходит под Афинами, в саду, который впоследствии был назван Академией, откуда можно увидеть северную сторону холма Акрополя с его неровными очертаниями.

https://ermakvagus.com/Europe/Italy/Pompeii/julia-felix-rus.html
https://hekitateru.livejournal.com/3620897.html
https://elenarossi.tourister.ru/photoalbum/40217
Эрмитаж. Виртуальный визит.
“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги. https://vittasim.livejournal.com/288318.html
“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои. https://vittasim.livejournal.com/288561.html
“Боги. Люди. Герои". Часть III. Герои. Спорт. Театр. https://vittasim.livejournal.com/288811.html
“Боги. Люди. Герои". Часть IV Герои. Люди Спорт. https://vittasim.livejournal.com/289063.html
“Боги. Люди. Герои". Часть V Спорт. Керамика.https://vittasim.livejournal.com/289788.htm
"Боги. Люди. Герои" Часть VI Мир гладиаторов. https://vittasim.livejournal.com/290075.html.
“Боги, люди, герои”. Часть VII Лики помпейцев https://vittasim.livejournal.com/290902.html
“Боги, люди, герои”. Часть VIII Жизнь на Форуме. Строительство https://vittasim.livejournal.com/291387.html

выставки, история, Италия, Помпеи

Previous post Next post
Up