“Боги, люди, герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
Скульптурные и живописные изображения, обнаруженные в Помпеях, дают представление о том, как воспринимала себя городская элита, какой хотела предстать перед остальными гражданами и каковы были ее взаимоотношения с властью. Эти портреты, как правило, носили идеализированный характер и восходили к типам императорских портретов. Их устанавливали не только в общественных зданиях, но и в частных домах. А иногда портреты местной элиты помещались в местах, тесно связанных с их благими деяниями.
Статуя Евмахии. Мрамор. Помпеи. Здание Евмахии. Iв.н.э.
Статуя жрицы Евмахии, поставленная помпейскими суконщиками (фуллонами), размещалась в нише крипты здания, выстроенного ею в начале I в. н. э.на помпейском Форуме. Под ней надпись: «Евмахии, дочери Луция, городской жрице, сукновалы». Надпись эта очень важна для характеристики отношений, существовавших в древней Италии между торговлей и промышленностью, - они слиты вместе: сукновалы, т. е. хозяева мастерских, изготовляющих материи, являются в то же время и торговцами, продающими свой товар.
Статуя Евмахии. Мрамор. Помпеи. Здание Евмахии. Iв.н.э.
Жрица изображена в плиссированном хитоне, под плащом, который покрывает ее голову и который она держит правой рукой, вытягивая край и создавая, тем самым, движение складок на уровне груди.
Статуя Евмахии. Мрамор. Помпеи. Здание Евмахии. Iв.н.э.
Черты лица Евмахии идеализированы, изваяние следует отнести к продукции мастерской, ориентированной на Рим: в эпоху Тиберия она предлагала образцы, появлявшиеся в столице в те же годы.
Статуя Евмахии. Мрамор. Помпеи. Здание Евмахии. Iв.н.э. Деталь
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Статуя, найденная в 1797 году в так называемой Самнитской палестре, расположенной позади Большого театра, традиционно считается копией бронзового оригинала работы Поликлета, являющегося каноном, поскольку он отображает систему пропорций человеческой фигуры, основанную на тех численных отношениях между различными частями тела, которые были теоретизированы самим скульптором в трактате под названием «Канон».
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Молодой человек в героической наготе стоит, переместив вес тела на правую ногу, которая изображена в напряжении, левая нога слегка согнута; левая рука обхватывает атрибут, правая опущена вдоль тела. Реставратор А. Солари, первым скомпоновавший фрагменты, вставил в левую руку юноши шест, из-за чего произведение стали называть «Дорифор», то есть «копьеносец».
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э. Деталь
Недавние исследования, где особое внимание было уделено положению согнутых пальцев обеих рук, поставили под сомнение реконструкцию Солари. Были высказаны предположения, что юноша держит щит слева и меч в ножнах справа (В. Франчози), или же щит и копье слева и меч в ножнах справа (П. Морено), не подвергая, однако, сомнению, что это копия с работы Поликлета. Известность данной типологии в Античности демонстрируется наличием более 30 копий - статуй, торсов и голов, изваянных из мрамора разного качества. То, что оригинал был в бронзе, подтверждается наличием опоры под правой ногой и малой пластичностью волос в приплюснутых прядях. Помпейская статуя исполнена в начале периода правления Юлиев-Клавдиев - между концом I века до н. э. и началом I века н. э
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э. Деталь
.У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Он - ранний пример классического контрапоста, ведь его создатель Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (см. хиазм).
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Иногда эту статую так и называли - «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нём воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Основы пифагореизма, этой числовой магии, которой придерживался Поликлет, тоже повлияли на пропорции Копьеносца.
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э. Деталь
«Уверяли даже, что Поликлет исполнил её нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью», писал современник. Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нём отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.
"Дорифор". Лунийский мрамор. Помпеи. Самнитская палестра. Римская копия кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э. Деталь
Частные особняки украшались не только изображениями известных горожан, но и портретами императоров, что подчеркивало приверженность их владельцев имперской политике. Так, бронзовый бюст Тиберия (в стеклянной витрине), был найден на вилле в Геркулануме.
Бюст Тиберия или Тиберий в молодости. Бронза. Голова - I в. н. э. (по другой датировке - эпоха Августа); бюст - современная работа. Из Помпей.
На этом портрете Тиберия к античному времени относится только голова, ныне установленная на современный бюст; глаза также подверглись реставрации. Вероятно, фрагмент принадлежал статуе, созданной в те годы, когда будущий император был усыновлен Августом. Хотя Тиберию было уже 46 лет, он намеренно представлен здесь в молодом возрасте, с гладкой кожей без морщин и с прической, напоминающей прически Гая и Луция Цезарей, чтобы соединить облик нового претендента на трон с изображениями племянников правителя, его преемников, преждевременно умерших. Примечательно, что волосы Тиберия вырезаны чрезвычайно тонкими прядями, спускающимися на шею, - особенность, которая обнаруживается в деталях прически знаменитого бронзового портрета Луция Цецилия Юкунда, также датированного годами правления Августа.
Малый бюст Августа Бронза Помпеи 40 г до н.э.
Стенопись с Македонией и Персией (аллегорические фигуры). Фреска. Боскореале. Вилла Фания Синистра. Iв.до н.э.
Существует много толкований большой стенописи декора главного зала (oecus): согласно самому распространенному мнению, здесь изображена аллегория на македонскую династию и на завоевание Азии царем Александром III Великим. В нашем фрагменте Азия в восточной одежде смотрит на Македонию, в то время как старик, которого следует интерпретировать по одежде как философа, отождествляется с Менедемом, Зеноном, Аратом, Эратосфеном, Эпикуром, Аристотелем, Феофрастом - эти мыслители служили при македонском дворе «учителями жизни».
Стенопись с Македонией и Персией (аллегорические фигуры). Фреска. Боскореале. Вилла Фания Синистра. Iв.до н.э. Деталь
"Геракл и Деянира". Фреска. Стабии. Вилла Ариадны. I в.н.э.
На фреске изображен кентавр Несс в момент, когда, предложив себя Гераклу и Деянире в качестве паромщика, чтобы пересечь реку во время наводнения, он похищает женщину и маленького Гилла, неся его на плечах как трофей.
"Мелеагр и Аталанат". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в. н. э.
Сюжет заимствован из поэмы Овидия «Метаморфозы». Артемида для наказания калидонского царя Ойнея, забывшего принести ей ежегодную жертву, наслала на его землю чудовищного вепря, крушившего все на своем пути. Убить вепря отправился Мелеагр и дева-охотница Аталанта, которая поразила зверя своей стрелой, а сын царя нанес ему последний удар, отдав затем героине голову и шкуру вепря. На фреске изображен момент окончания охоты - Мелеагр сидит в почти царственной позе; у Аталанты, почти как у Артемиды, за плечом колчан; держа вертела, герои взирают друг на друга, окруженные своими собаками.
"Мелеагр и Аталанат". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в. н. э. Деталь
"Мелеагр и Аталанат". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в. н. э. Деталь
"Мелеагр и Аталанат". Фреска. Помпеи. Дом Кентавра. I в. н. э. Деталь
“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги.
https://vittasim.livejournal.com/288318.html“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои.
https://vittasim.livejournal.com/288561.html “Боги. Люди. Герои". Часть III. Герои. Спорт. Театр.
https://vittasim.livejournal.com/288811.html https://www.kommersant.ru/doc/3930799 http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936 http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml https://ulli-u.livejournal.com/298092.html https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/ https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read Эрмитаж. Виртуальный визит.