Сегодня в нашем проекте
История улиц мира 1982 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 40 лет назад.
Пекин в самом начале рыночных реформ, на главном проспекте города образцы китайского автопрома тех лет и советская "Волга", 1982:
В кадр попало немного велосипедистов, на в 1980-е их число на пекинских улицах исчислялось миллионами.
Второй кадр из Пекина также датируется 1982 годом, хотя верится с трудом (больше похоже на 1970е):
Знаменитая набережная Бунд в Шанхае, наследие колониальной эпохи, ещё полупустынна, 1982:
Взрывной рост автотранспорт там начнётся только в 1990е.
"Эталонный" Пхеньян 1982 года со своей атмосферой, которую трудно описать, но можно почувствовать:
Конечно, здесь есть что-то от районов новостроек в СССР, но доведенное до некоего абсолюта. Удивительно, что больше ни в одной стране соцлагеря города не были похожи на северокорейские!
Снимал известный японский фотограф Hiroji Kubota, поэтому здесь нет поставочности. Конечно, в официальную фотохронику вряд ли попали бы огрочные очереди на общественный транспорт:
Тем не менее, даже в те времена чучхейские люди одевали вполне свободно и разнообразно, по сравнению с миллиардом синих и зелёных френчей у ближайших соседей.
Сейчас в Пхеньяне вполне ординарный траффик, хотя настоящие пробки наблюдаются не часто:
Перенесёмся в "Третий мир", где нас ждёт много интересного.
Бейрут после 7 лет гражданской войны, "зелёная линия", разделившая город на два враждебных сектора, 1982:
К 1982 г. весь "Третий мир" разделился на два лагеря: одна половина уже успела задохнуться в автомобильных пробках, в другой массовая автомобилизация ещё даже и не начиналась.
Гляда на фотографии иногда трудно понять, то ли это город "Третьего мира", то ли какой-то богатый мегаполис Запада.
На самом деле всё просто: если в центре слошной хайвей с пробками - перед вами настоящий "Третий мир"!
Вот такую жуткую картину представлял в 1982 г. центр Алжира:
Ещё недавно богатейшая страна Запада, а к 1982 г. бесспорный "Третий мир" - Аргентина. Ситуация в Буэнос-Айресе доведена до транспортного коллапса:
И это город со старейшим (с 1913 г.!) метрополитеном Латинской Америки! Который имел лучшую трамвайную сеть и полностью угробил её к 1963 году!
Ну вот и получили автомобильный пробочный ад в полунищей стране:
Адские пробки - это то, что объединяет "европейскую" Аргентину с Нигерией. Лагос 1982 г. во всей своей красе:
Если заметили, пешеходы перебираются через эту бескрайнюю реку по мостику. "Зебры" - только для людей "Первого мира", остальные должны корячиться!
В остальном, конечно, Лагос был мало похож на благородный Байрес:
Африка-с.
В Маниле также фигня. Тело города рассекли полноводные реки автотрасс, 1982:
Символ местного дикарства эзотики - расписные маршрутки "джипни", 1982:
Когда в городе была хорошая трамвайная система, но она не пережила Вторую мировую.
Правда, уже в 1984 г. в Маниле откроют первую линию метрополитена - одного из первых в Азии!
Мехико едва ли не первым из городов "Третьего мира" столкнулся с явлением сверхавтомобилизации, но на этом фото 1982 г. всё выглядит не так плохо. Широкий проспект в центре города люди спокойно переходят по зебре. Ниже сравнение с 2007 г. Крайне поразительно, что нашествие "жуков"-такси (автомобиль модели 1938 года!!!) здесь началось лишь в 1990е, когда весь остальной мир про эти "жуки" уже начал забывать!
Бирма с 1962 г. сидела на самоизоляции и это позволило ей почти до конца 20 века избегать ужасов сверхавтомобилизации.
Траффик в Рангуне 1982-го выгдядит очень мило:
Перенесёмся в "Первый мир", развитые капстраны.
Западный Берлин-1982, все улицы запаркованы:
Лиссабон, как всегда, великолепен! Трамвайное движение аж на двух уровнях!
Пока половина "Третьего мира" задыхалась в автомобильных пробках, эти португалы разъезжали на своих трамвайчиках!
А в Порто ещё ходили двухэтажные английские автобусы:
Сейчас в Европе двухэтажный транспорт сохранился только в Великобритании и Ирландии, а когда-то он господствовал на большей части континета!
Мадрид 1982-го, Гран Виа, аналог московской улицы Горького, прорубленный в 1920е через историческую застройку и украшенный помпезной архитектурой накануне гражданской войны. Всё-таки магистраль получилась не такая широкая, как наша улица Горького. Даже пешеход может перебежать! Обратите внимание, что справа выделенная полоса для автобусов (в Москве появится только лет через 30) - новое слово в урбанистике того времени. Однако видно, что легковушки залезают на эту полосу:
Практически весь испанский автопром выпускал лицензионные модели итальянских фирм, может, ещё французских. Типичный вид легкового автопарка в Мадриде 1982-го:
Так получается, что Нью-Йорк в большинстве обзоров у нас обязательно представляет Таймсквер. Этот раз не исключение. В 1982 г. пешеходы были как на островке среди автомобильного моря, но теперь там справа сплошная пешеходная зона:
Токио (и другие крупные японские города) всегда легко узнать по зданиям, превращенным в сплошные рекламные конструкции. Японцы десятилетиями показывали сугобо утилитарное, потребительское отношение к городу, делая его невозможно тесным для пешеходов, не комфортным для проживания, неприятным для глаз и опасным для лёгких. Высокоразвитая страна с урбанистическим бескультурием худших образцов "Третьего мира"!
Но многим туристам было даже по приколу.
Квартал Kabuki-cho, центр ночной жизни Токио, 1982:
Одна из главных улиц в торговом квартале Гинза, Токио, 1982:
Заканчиваем, как обычно, Советским Союзом.
Хотя к началу 1980-х советский автопром уже давал около полутора миллионов легковых автомобилей в год, на улицах "частники" встречались относительно редко. Не чаще, чем разные служебные и таксомоторные "Волги".
Типичный траффик в Москве 1982-го:
Кажется, что интенсивность движения в Москве так и не изменилась по сравнению с концом 1950-х!
Лишь изредка в центре советской столицы можно было наблюдать нечто, похожее на небольшой автомобильный затор, чаще перед светофором:
А так дороги были всегда свободны и по городу можно было кататься с ветерком!
Улица Горького в Москве, 1982 г., типичная зимняя одежда советских женщин 40 лет назад:
Тротуары, кстати, слишком узкие для главной "прогулочной" улицы, особенно по сравнению с шириной проезжей части. Недавно их немного расширили при реконструкции.
Ленинград-1982, сравнение явно не пользу современного Питера, задыхающегося от избытка автомобилей:
На улица Иркутска в 1982 г. практически "северокорейский" траффик:
Но в отличие от КНДР, личные автомбили на улицах Иркутска в 1982 г. всё-таки иногда встречались:
Остатки Старого города в Ташкенте, 1982:
Прошлые выпуски серии:
1934-36,
1937,
1938,
1939,
1940,
1941,
1942,
1943,
1944,
1945,
1946,
1947,
1948,
1949,
1950,
1951,
1952, 1953, 1954,
1955,
1956,
1957,
1958,
1959,
1960,
1961,
1962, 1963, 1964, 1965,
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1967,
1968,
1969,
1970,
1971,
1972, 1973, 1974, 1975,
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977,
1978,
1979,
1980,
1981, 1982, 1983, 1984, 1985,
1986,
1987-улицы мира/
1987-улицы СССР,
1988,
1989,
1990,
1991,
1992,
1993,
1994, 1995,
1996,
1997,
1998,
1999,
2000,
2006