20 век в цвете. Улицы мира 20 лет назад. Уходящая натура

Nov 05, 2018 22:46

Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1998 года.
Вроде бы это было совсем недавно, нынешняя эра. Можно подобрать кучу фотографий с видами западных городов, которые будет трудно отличить от сегодняшних. Но нас, конечно, будет больше интересовать та часть мира, где улицы 20 лет назад были мало похожи на современные.
Всякой экзотики в 1998 г было ещё предостаточно.
Начнём с той части мира, которая последний вступила на путь массовой автомобилизации. Это почти весь бывший соцлагерь и значительная часть "Третьего мира".
Вопреки традиции, в этот раз сначала будет постсоветское пространство.

К концу нищих 1990-х  Москва успела нагулять жирок за счёт всей остальной России. Накануне августовского дефолта машин на улицах стало очень много, но среди них всё ещё заметно преобладали отечественные марки.

Москва 1998-го, автор снимка Olaf Jandke:



В то время непременной чертой постсоветских улиц (особенно центральных) стало жуткое засорение "визуальным мусором", всевозможной коммерческой рекламой, которая торчала со всех сторон и нависала перетяжками.



Очень интересно рассматривать автотрафик тех времён в деталях. Попробуйте найти хоть один кроссовер!

Москва. Боровицкая площадь, 1998:



Царство коммерческой рекламы на Бородинском мосту, 1998:



В 1990-е многие постсоветские улицы заполнила стихийная торговля, как беднейших странах "Третьего мира".

Одесса 1998-го:



20 лет назад советское наследие ещё было на каждом шагу.

Например, в Риге ещё ходили такие такие троллейбусные поезда  Skoda 9Trs--854 и 869:



Самый массовый троллейбус в истории! Последняя Skoda 9Tr в Риге будет списана в 2000 г.

И знакомые до боли трамваи "Татра" в Риге 98-го:




И это была далеко не самая старая часть трамвайного наследия СССР.

Ташкент. Строительство мечети на Кукче с самым высоким минаретом в городе. Апрель 1998 года. Фото Ааре Оландера:



В 1998 г. вагон РВЗ-6 (строился в 1960-1987) уже казался антикварным. В 2016 г. ташкентский трамвай, самый старый в Средней Азии, ушёл в историю.

Ханой за 10 лет ( сравните с 1988-м) успел тотально пересесть с велосипедов на мопеды:




Потом, в 2000е, мопеды заменять скутеры, а частные автомобили станут заметны только в 2010е.

Китайский автопром в 1992 г. вышел на годовое производство в миллион штук и и быстро продолжал набирать обороты. Начиналась эпоха массовой автомобилизации китайских городов.

Пекин к 1998 г. находился, кажется, как раз на "экваторе" между околонулевой и сверхавтомобилизацией. На центральном проспекте Чаньаньцзэ машины и велосипедистов физически разделили по разным полосам:




С этого времени с каждым годом велосипедов в Пекине будет убывать, поскольку с таким количеством автотранспорта они уже не могли ужиться.

Трудно поверить, что это фото на одной из центральных улиц Шанхая сделано в 1998 г., поскольку город к тому времени уже хорошо узнал, что такое пробки:




Пройдёт ещё несколько лет и велосипед в Шанхае ... запретят, чтобы путался под колёсами у автомобилей.

Гавана остаётся одним из последних бастионов улично-транспортной экзотики по сей день, а в конце 1990-х она переживала особо трудные времена, т.н. "Особый период в мирное время". Советская экономическая помощбь закончилась, бензин был в большом дефиците, поэтому партия призвала трудящихся садиться на велосипеды.
Увы, второго Амстердама из кубинской столицы не вышло, но велорикши всё же стали неотъемлемым элементом уличного пейзажа.

Набережная Малекон в 1998-м. David Alan Harvey:



Ещё одной приметой времени стали автобусы "гуа-гуа" на седельном тягаче.
Гавана, 1998:



Обратите внимание, на полное отсутствие в Гаване какой-либо коммерческой рекламы. Не портит вид осыпающихся зданий Старого города.

Бухарест уже к концу 1980-х имел довольно высокий уровень автомобилизации - Чаушеску набрал западных кредитов и наладил массовый выпуск французских машин по лицензии. Поэтому на некоторых снимках румынская столица последних лет социализма выглядела почти как Париж.
Но на самом деле это был "двуликий Янус", который даже в 1998 г. ещё сохранял такое родное для нас лицо:




Архитип Восточного Берлина оказался не менее прочным и в 1998-м встречался на каждом шагу:




Надо сказать, что в 1998 г. надуличное метро было редчайшей мировой экзотикой, эдакий привет от урбанизма конца 19 века. Нью-Йорк, Чикаго, Берлин и Гамбург - кажется. к тому времени больше нигде не сохранился.
Но именно в конце 1990-х эта "древняя" технология начнёт своё триумфальное шествие по мегаполисам "Третьего мира".

Трудно поверить, но всего 20 лет назад весь южноазиатский континент был огромным заповедником транспортной архаики, с одним из самых низких уровней автомобилизации в мире!
На производство в 1 миллионом машин Индия выйдет только в 2003 г., а в 1998-м там царили древние автомобили Hindustan Ambassador, производство которых продолжалось с 1957 по 2014 г.!!!

Фото Бомбея 1998 года легко принять за открытку 1960-х гг.:



В Калькутте 1998-го хорошо было снимать исторические фильмы, не тратясь на массовку и декорации:




Индийский капитализм остановил время похлеще кубинского социализма))

Но время упрямая вещь. Даже при таком архаичном транспорте Калькутта уже начинала задыхаться в пробках. Сцена у Howrah Bridge, 1998:



А что же в столичном Дели?

Траффик на главной магистрали в правительственном квартале Нового города:



Старый город Дели - уже словно другая страна:




Спустя всего десяток лет в Дели будет уже так:



В отличие от Индии, Таиланд к концу 1990-х уже начал достигать пика автомобилизации.
Но пятным вечером 1998 г. городские проспекты выглядели неожиданно пустынными - страна всё ещё не могла оправиться от экономического краха 1997 года:




Но это затишье будет ненадолго. Бангкок уже вступил в третий, финальный этап автомобилизации, одним из главных признаков которого является "эстакадизация" городов.
В 1998-м уже прорисовываются новые очертания бангкогских улиц:




5 декабря 1999 г. в Бангкоке будет открыто надземное метро.

Бейрут 1998 г. ещё не успел залечить раны 15-летней гражданской войны, но жизнь уже идёт своим чередом:



А вот Лондон, кажется, во все времена одинаковый - вечное царство красных даблдеккеров и чопорных метрокэбов на узких улицах.
Оксфорд-стрит в 1998 г.:




Увы и ах: теперь этих старинных Роудмастеров в Лондоне нет, их век завершился в 2005 г. Хотя "страна традиций" здесь не подкачала: несколько штук всё же оставили на каком-то маршруте в качестве "ретробасов".
Есть транспорт, который перестал быть просто утилитарным техническим средством, а превратился в символ города.

Поэтому древний канатный трамвайчик и через сто лет будет так же неспеша ползать по крутым улицам Сан-Франциско, как он делал это в 1998 году:




Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/ 1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/ 1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/ 1941-улицы, 1942/ 1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/ 1946-улицы, 1947/ СССР-1947/ 1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/ СССР-1950, 1951, 1952/ СССР-1952, 1953/ СССР-1953/ США-1953, 1954/ СССР-1954, 1955/ СССР-1955/ 1955-улицы, 1956/ СССР-1956/ 1956-улицы, 1957/ СССР-1957/ 1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/ СССР-1961, 1962, 1963/ СССР-1963, 1964, 1965/ СССР-1965, 1966/ СССР-1966/ 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967/ СССР-1967/ 1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/ СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/ СССР-1976/ 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977/ СССР-1977/ 1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/ СССР-1981, 1982, 1983, 1984/ СССР-1984, 1985, 1986/ СССР-1986/ 1986-улицы, 1987/ СССР-1987/ 1987-улицы/ 1987-улицы СССР, 1988, 1989/ СССР-1989, 1990/ СССР-1990, 1991/ СССР-1991, 1992/ СНГ-1992/ 1992-улицы, 1993, 1994/ РФ-1994, 1995/ РФ-1995, 1996/ РФ-1996/ 1996-улицы, 1997/ РФ-1997, 1998, 1999/ РФ-1999.

Авто-мото, urban evolution, 20 век в цвете, История транспорта, 1990-е

Previous post Next post
Up