20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов

Oct 29, 2018 00:04

Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1988 года.
30 лет назад мир стоял на пороге больших перемен: начиналась т.н. "мировая демократическая революция", которая за 5 лет приведёт к смене режимов в 60 (!) странах, включая вновь образованные. И если с демократией у большинства из них в итоге так и не сложилось, то идеи рыночного потребительского общества утвердились почти повсеместно.
Последующие 30 лет глобализация будет неумолимо превращать почти все города мира в общий рынок мирового автопрома, и по транспортному потоку на хайвэе уже будет сложно отличить Джакарту от Лос-Анджелеса, а Пекин от Москвы.

Но в 1988 году экзотика была буквально на каждом шагу! Половина мира (если считать по населению) ещё не успела приобщиться к ценностям всеобщей автомобилизации и это были далеко не только социалистические страны.

Вопреки традиции, начнём в этот раз не с Пекина, а с Ханоя, который 30 лет назад представлял и себя эталонный  город "военного коммунизма, ничем не отличаясь от самого себя в каком-нибудь 1968 году:




Всего через два года здесь покончат с колониальным наследием в виде трамвая и начнут строить новую светлую жизнь под лозунгом "Дой мой".
Спустя 30 лет этот город почти пришёл к успеху:




Кстати, Пекин 1988 года почти не отличался от Ханоя, только трамвай там выпилили на 20 лет раньше:






Я даже не буду здесь приводить в очередной раз для сравнения жуткие снимки того автомобильного ада, в который скатился Пекин спустя 30 лет, скажу лишь, что отныне и навсегда китайский автопарк стал крупнейшим в мире, с каждым годом всё дальше оставляя за кормой американский.

Интересно, сами пекинцы  ностальгируют теперь по 1988 году?




Кстати, здесь интересный репортаж о Пекине 1988 года.

Знаменитая набережная Бунд в Шанхае-88:




Конечно, за 30 лет на ней стало более оживлённо:



Пхеньян 1988-го:




Этого город до последнего держался за свои пустые улицы, но из здесь спустя 30 лет о прошлом напоминают только фирменные девушки регулировщицы:




Кстати, это фото уже довольно старое (2015 г.), число машин там увеличивается стремительно и уже отмечаются пробки, а скоро вообще будет типичный мегаполис "Третьего мира" (его "богатой" части).

Само собой, мы не обойдёмся биз  Тираны 1988 года с её абсолютно нулевым уровнем автомобилизации:




Стоит ли и говорить, что город довольно быстро пришёл к успеху после падения одиозного режима догматиков-изоляционистов?
Вот, и 20 лет не прошло, как стал нормальной столицей "Третьего мира" (фото 2006 г.):



Как говорится, "всё то, о чём так долго мечтали".

Вот ещё албанский Шкодер 88-го:



Из "экзотических" соцстран разве что гаванский траффик 1988 г. пока ещё не так сильно отличается от современного:




Конечно, с развитыми европейскими соцстранами не будет такого контраста. Там уже к концу 1980-х гг. улицы крупных исторических городов начали достигать пределов автомобильной вместимости.

Вот, например, Москва, Смоленская площадь, 1988:




Феноменальной по своей полноте срез позднесоветского автопарка в одном кадре! До самого конца СССР его отличительной чертой оставался высокий процент грузовиков в военной окраске, плюс хотя бы один "армейский" внедорожник на 5 легковушек. А вот "частников" даже последние годы советского благополучия в потоке было процентов 10%.
Спустя 30 лет пропорция стала обратной, а автопарк в Москве увеличился раз в 20!  Вконец обезумевшее правительство города теперь расширяет пешеходные зоны в центре и подтягивает к нему со всех концов гигантские эстакады хайвэев, в лучших традициях "Третьего мира".

Конечно, в других мегаполисах СССР машин было поменьше.
"Советский Бразилиа" (Ташкент) рассекали широкие полупустые проспекты, по которым сновали трамваи:




Недавно ташкентский трамвай (исправно служивший с 1912 г.) убили, потому что город пришёл к успеху:




София конца 1980-х демонстрирует последний писк модернистского планирования городского пространства:




Вроде и машин-то немного, а людей так старательно отделили от транспортных потоков, чтобы они "не путались под колёсами". У них вот своё "гетто" между широкими магистралями. И всё это торжество больших скоростей - в самом историческом сердце города, которое по уму вообще должно быть пешеходным.

Главная улица Восточного Берлина в 1988 г.:




Если не считать устарелости почти всех моделей, то "витрина социализма" выглядит вполне как обычный капитализм (к чему, собственно, и стремились).

В арабско-социалистическом Алжире 88-го ещё больше частных машин, но на улицах уже неспокойно, назревает гражданская война:




Кстати, не совсем понятно, откуда у страны соцориентации взялся такой большой и довольно свежий автопарк? То же за нефть, как в Ливии?

Ошибочно полагать, что вся улично-транспортная экзотика 30 лет назад была сосредоточена в странах социализма и примкнувших к ним.
Нет, она была на каждом шагу, и в "первом", и в "третьем" мире.

Вот, например, Индия, которая скоро обгонит США по размерам автопарка, всего 30 лет назад была каким-то "заповедником транспортных древностей".
Там был капитализм, но какой-то наглухо закрытый от всего мира и дико тормознутый. Ввоз иностранных машин был строго запрещён, а сами автопром толком наладить не могли: выпускали до 2006 г. английский "Адмирал" модели 1955 (!!!) года. Ну, примерно похожий на наш 403-й "Москвич". И почти все эти машины шли в такси, частных автовладельцев до начала 21 века было ничтожно мало.

Снимок Бомбея 1988 года вполне сошёл бы и за 1958 год, если бы ни одна более-менее современная модель в кадре:




Весь этот "британско-колониальный шарм" на памяти далеко не старых людей.
А теперь там просто жопа:




Но бомбейский колорит 88-го меркнет на фоне калькуттского:




Господа, это не коммунистический Ханой, это свободная капиталистическая Калькутта 1988 года:




Ну и сравните теперь с Восточным Берлином? Получается, что "идеологические" различия ничтожно мало влияют на внешний облик городов по сравнению с "цивилизационными".

Манильская экзотика - это забористый коктейль из испанских, штатовских и восточно-азиатских ингредиентов.
Испанские тарантасы, американские "джипни", немецкие "жуки" - всё смешалось в Маниле 1988 года:




Теперь давайте посмотрим, как изменилась с 1988 года столица "самой свободной" африканской страны, основанной по решению правительства США и названной в честь американского президента.

Монровия тогда:




Монровия теперь (какие-то годы 21 века):




У африканской улицы свой особый колорит, даже если африканская страна находится в Западном полушарии.

В Порт-о-Пренсе 1988 года ничего не слышали про разделение транспортных и пешеходных потоков:




Обратите внимание, что основной транспорт здесь - маршрутки. В 1988 году это была редкая "африканская" экзотика, в 21 веке они надолго станут важнейшей частью транспорта большинства пост-советских городов.

Маршрутки в Гане 1988 года:



А вот сеульский траффик 1988 года выглядит уже довольно банальным, странах успела прийти к успеху раньше большинства своих азиатских соседей:




Кажется, именно в 1988-м южнокорейцы вышли на годовой уровень производства в один миллион автомобилей.

А вот у Малайзии вершины автопрома тогда были ещё впереди, вместе с хайвэями и большими пробками. Но страна уже была на подъёме, летела к успеху.
Старый колониальный Куала-Лумпур сиротливо прищемился на фоне быстро растущих гор из стекла и бетона:




Разбогатевшая на нефти столица ОАЭ смотрится также весьма банально для 1988 года:




Машин ещё маловато, небоскрёбы  не подрасли, но всё уже как-то слишком правильно, как при развитом социализме))

Трудно поверить, но Багдад 30 лет назад был очень спокойным, безопасным и благополучным городом.
Из экзотики - только красные даблдеккеры, ещё неизжитое наследие колониального прошлого:




В странах "Первого мира" также можно было найти кое-какую экзотику.

Например, Лиссабон ещё не успел расстаться со старыми британскими автобусами, которые придавали ему такой шарм:




Интересно, в каком году из португальской столицы исчезли последние рейсовые даблдеккеры? Я в 2006-м уже их не застал. А жаль.




Кстати, обратите внимание, что здесь от британцев не только автобус, но и сама структура столичного общественного траспорта. Половина легковушек - такси.

Ну, хоть древние трамвайчики из 1988-го они сохранили:




А вот американский траффик к концу 1980-х становился всё менее оригинальным  - классические американские машины огромных размеров всё больше устпали место "усреднённым" моделям. Даже авторам фильмов приходилось добирать "экзотику" за счёт знаменитых "подэтакадных" видов.

В Чикаго 1988 года:



Да, в конце 1980-х такие уличные эстакады были уже уходящей натурой, пережитком урбанистической культуры конца 19 века. Кто же мог знать, что в 21 веке начнётся их "второе пришествие" в мегаполисах "Третьего мира"?

Как всегда, буду рад любым замечаниям, дополнениям и мыслям от читателей.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/ 1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/ 1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/ 1941-улицы, 1942/ 1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/ 1946-улицы, 1947/ СССР-1947/ 1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/ СССР-1950, 1951, 1952/ СССР-1952, 1953/ СССР-1953/ США-1953, 1954/ СССР-1954, 1955/ СССР-1955/ 1955-улицы, 1956/ СССР-1956/ 1956-улицы, 1957/ СССР-1957/ 1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/ СССР-1961, 1962, 1963/ СССР-1963, 1964, 1965/ СССР-1965, 1966/ СССР-1966/ 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967/ СССР-1967/ 1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/ СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/ СССР-1976/ 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977/ СССР-1977/ 1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/ СССР-1981, 1982, 1983, 1984/ СССР-1984, 1985, 1986/ СССР-1986/ 1986-улицы, 1987/ СССР-1987/ 1987-улицы/ 1987-улицы СССР, 1988, 1989/ СССР-1989, 1990/ СССР-1990, 1991/ СССР-1991, 1992/ СНГ-1992/ 1992-улицы, 1993, 1994/ РФ-1994, 1995/ РФ-1995, 1996/ РФ-1996/ 1996-улицы, 1997/ РФ-1997, 1998, 1999/ РФ-1999.

Авто-мото, urban evolution, 20 век в цвете, История транспорта, 1980-е

Previous post Next post
Up