Продолжаю свой рассказ о зимовке 2020 года в сербском Нише. Ссылки на предыдущие посты:
Из Софии в Ниш, 8 января 2020 года.
Нишская стоматология и кладбище Первой мировой, 11 января 2020 года Памятники императору, цыгану и вилке. 11 января 2020 года. Нишская крепость, 11 января 2020 года. Клинический центр в Нише, 12 января 2020 года. Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть первая Болгарская Сербия, город Босилеград, 18 января 2020 года. Часть вторая Ниш: два современных храма, январь 2020 года. София, стадион "Болгарска армия" и история клуба ЦСКА, 25 января 2020 года. София, парк "Борисова-градина". 25 января 2020 года София, военно-исторический музей (внутренняя экспозиция). 25 января 2020 года.
София, военно-исторический музей (внешняя экспозиция). 25 января 2020 года. Нишский конструктивизм русского архитектора Нишские автобусы: куда, когда, почём? Концлагерь "Црвени Крст" Пирот, Греческое кладбище Пирот, музей Понишавля Пирот, крепость Момчилов-град Пирот, центр города ...До встречи с Деяном и отъезда из Пирота у меня оставалось примерно полтора часа, и я решил заглянуть в пиротский район с интересным названием Тигрово-Населье. Это район, построенный в социалистические годы для работников фабрики по производству резиновой обуви и других резиновых изделий "Тигар", которая была основана в Пироте ещё в 1935 году Димитрие Младеновичем и братьями Цекичами - Йованом и Милорадом. Также в создании фирмы участвовал болгарин Эньо Пантев. Завод быстро развивался, в 1938 году здесь работало около 600 человек (всё население Пирота тогда составляло около 10 тысяч человек).
Микрорайон был застроен в социалистические годы, когда "Тигар" был одним из мощнейших автопредприятий Югославии. Здесь есть и многоэтажные дома, с такими вот граффити в честь белградской "Црвены Звезды"...
...и малоэтажные, но всё ещё многоквартирные...
и просто традиционные коттеджи:
"Тигар" находился в частной собственности до конца 1946 года. Димитрие Младенович был арестован коммунистической властью и сначала приговорён к смертной казни за сотрудничество с оккпантами, но умер вскоре после суда, ему было почти 80 лет. Суд был связан с тем, что Младенович согласился быть председателем Пиротской общины при немцах и болгарах. С 1959 года "Тигар" начал производить автомобильную резину. Помощь в налаживании новой линии оказали французские специалисты из "Мишлена", этот концерн ныне владеет "Тигаром".
В годы социализма "Тигар" производил покрышки для многочисленных югославских автомобилей - легковушек "Застава", грузовиков ФАП и других. Население Пирота росло и в 1991 году превысило 40 тысяч человек.
Рядом с Тигрово-Насельем находится здание Окружного начальства - здесь располагались местные органы власти в XIX веке. Дом был построен в 1890-е годы в стиле неоренессанса. Чиновники давно переехали в более просторные помещения, а в этом здании теперь находится небольшой отель "Гали".
А вот здесь работают теперь сотрудники общины Пирот. Действительно, чиновникам нужны всё более просторные здания ))
Ещё одно старинное строение в центре Пирота (улица Чирила и Методия) - это Высшая школа профессиональных программ по обучению педагогов. В социалистические годы тут находились структуры местного СКОЮ - аналога нашего комсомола. Тут же они и были сформированы впервые (в 1939 году).
Социалистический памятник возле входа в школу:
А это - уже памятник "Победитель", установленный в 2007 году в честь пиротских спортсменов во дворе одной из школ в центре города:
Всё, пора было двигаться в сторону автовокзала... По пути обнаружил ещё один старинный двухэтажный дом:
Заглянул в мясной магазин "Мино" и купил там недорогой и очень вкусный пиротский качкаваль - вид твёрдого сыра. Магазин закрывался уже в шесть вечера, это норма для сербской провинции - тут магазины рано открываются и рано закрываются. Вообще, кстати, Пирот очень славится своей пищевой продукцией. Фирменное пиротское блюдо - "пеглана кобасица", то есть, в буквальном переводе, "отутюженная колбаса". В ней практически нет жира, она очень сухая, напоминает знакомый нам суджук. Также Пирот известен производством конины и вот молочной продукции - такой, как купленный мной качкаваль.
Возле автовокзала установлен памятник в честь капитана Милутина Карановича и других сербских бойцов, погибших при освобождении Пирота в декабре 1877 года:
Возле памятника - граффити, на этот раз, видимо, нарисованное уже фанатами местных "Радничков":
Ждать Деяна мне пришлось недолго. Он приехал к автовокзалу примерно в 18.15. За это время я успел пообщаться с местными таксистами и узнал, что для того, чтобы попасть в пещерную церковь в селе Рсовцы (я писал об этом в первом посте про Пирот) лучше всего связаться с туристической организацией Пирота и попросить их, чтобы кто-нибудь в Рсовцах открыл церковь, которая обычно держится запертой и отворяется только во время главных православных праздников. Также таксисты озвучили ценник на путь до Рсовцев - около тысячи динаров, что вполне нормально для расстояния в 23 километра по горным дорогам.
Мы с Деяном заехали за ещё двумя блаблакарщиками - мужчиной и женщиной, которые тоже ехали до Ниша. Мужчина оказался военным, как и Деян, и все полтора-два часа дороги мы обсуждали русскую и сербскую армию. Деян напомнил мне, что в Сербии собираются возрождать обязательную военную службу, но это делается очень медленно (как и обычно в Сербии).
Около восьми вечера мы вновь были на нишской Трошарине. Интереснейший день в Пироте завершился. Я заплатил Деяну причитающиеся 500 динаров, сердечно попрощался с полковником и двинулся в свой дом на улице Миладина Поповича.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!