Продолжаю свой рассказ о рождественской поездке в Болгарию, начатый в предыдущих постах:
Ниш - София - Варна, 30 декабря 2019 года Морской маяк и порт Варна, 31 декабря 2019 года Приморская часть Варны, 31 декабря 2019 года Прекрасная архитектура Варны, 31 декабря 2019 года Памятники и коты Варны, 31 декабря 2019 года Новогодняя ночь в Варне, 31 декабря 2019 года Памятники графам, царям и морякам, 1 января 2020 года Памятник 8-му Приморскому пехотному полку армии царской Болгарии, 1 января 2020 года Памятник советско-болгарской дружбе, 1 января 2020 года Немного варненского околофутбола, 1 января 2020 года Этнографический музей в Варне, 2 января 2020 года Парк-музей "Владислав Варненчик", 2 января 2020 года Варненский автопарк Археологический музей в Варне, 3 января 2020 года (часть первая) Археологический музей в Варне, 3 января 2020 года (часть вторая) Ретро-музей эпохи социализма, 3 января 2020 года Морской музей в Варне, 4 января 2020 года (часть первая) Морской музей в Варне, 4 января 2020 года (часть вторая) Аквариум в Варне, 4 января 2020 года Малые римские термы, 4 января 2020 года Русская Болгария: село Казашко, 5 января 2020 года Город Белослав и пещера "Чёрная дыра", 5 января 2020 года Парк "Побити камни", 5 января 2020 года Приморский парк в Варне Из Варны в Софию, 6 января 2020 года Рождественский вечер в Софии, 6 января 2020 года Софийский трамвай и площадь Журналист, 7 января 2020 года ...После поездки на софийскую площадь Журналист я решил сходить до Национального стадиона "Васил Левски", который находится совсем рядом - на пересечении бульвара Эвлоги и Христо Георгиевых и улицы генерал Гурко.
Вид на 44-тысячный стадион - крупнейший в Софии, но не в Болгарии: стадион в Пловдиве вмещает целых 55 тысяч зрителей.
"Васил Левски" - это действительно национальный стадион. Здесь в основном играет сборная Болгарии, а также проводятся финалы кубка страны и некоторые другие важные матчи - например, "Вечное дерби" между софийскими "Левски" и ЦСКА. Также в своё время Национальный стадион был домашней ареной для этих двух клубов, когда на их стадионах проводились реконструкции. Дважды - в 1966 и 2002 годах - был реконструирован и сам "Васил Левски", а вообще арена была построена в 1953 году. Ранее на этом месте находились сразу два более мелких стадиона - "Левски" и "Юнак".
Цитата Фридриха Шиллера около входа в стадион - "Человек только тогда полностью человек, когда играет".
Возле стадиона установлен небольшой памятник "Дерево жизни". Монумент был построен в 2002 году в честь семерых подростков,
задавленных толпой около входа на софийскую дискотеку "Индиго" в молодёжном клубе "Ялта" возле стадиона 21 декабря 2001 года. Погибшим было всего от 10 до 14 лет. Ещё 12 детей тогда получили серьёзные травмы.
Ещё два памятника возле стадиона посвящены болгарскому хоккею. В целом на юге Европы хоккей не пользуется большой популярностью. Лишь один раз - в 1976 году - сборная Болгарии поучаствовала в зимней Олимпиаде, где проиграла все матчи. Но! - в 2019 году болгары выиграли чемпионат мира по хоккею в III дивизионе, уверенно обыграв сборные Турции, Туркмении, Люксембурга, Тайваня и ЮАР с общим счётом 39:7, и в 2020 году должны были участвовать уже в мировом первенстве II дивизиона (группа В), но из-за пандемии коронавируса турнир был отменён. Такая же участь постигла чемпионат и в 2021 году.
Маска на хоккеисте - как будто предвестник коронавирусных ограничений (в январе о заразе в Европе ещё никто не думал):
Лидеры болгарского хоккея - это софийский ЦСКА, 23-кратный чемпион Болгарии, и софийский клуб "Славия", который 20 раз выигрывал первенство страны. В последнее время появилась ещё одна сильная команда - софийский же "Ирбис-Скейтс".
После осмотра стадиона я решил испытать в действии софийское метро, благо, что станция метрополитена находится сразу возле Национального стадиона и названа в честь арены. Станция была открыта в 2009 году и действует сразу на двух линиях софийского метро - М1 и М4.
В метро я пользовался тем же дневным проездным, который купил утром, но перед его использованием нужно прокомпостировать билет в кассе, а уже потом проходить через турникет.
Софийское метро строилось с 1979 года, но было запущено только в 1998-м - привет благословенным 90-м. Причём поначалу работало только пять станций, но постепенно Болгария оправилась от экономического кризиса и превратила свой единственный метрополитен в нормальный рабочий объект инфраструктуры.
Схема метро в Софии - это что-то с чем-то. Понять, где одна линия отличается от другой, иногда очень трудно. Запуск линии М3 в августе 2020 года только осложнил и без того запутанную схему. Всего теперь в софийском метрополитене 3 "диаметра" с 4 линиями и 43 станциями, общая длина путей - 48 километров. Ежедневно метро используют около 350 тысяч пассажиров.
В Софии ходит 12 метропоездов с вагонами типа "Русич", произведённых в Мытищах:
Также в софийской подземке ходят "Сименсы".
Я прокатился до станции "Дружба", которая находится на линии М4 на юго-востоке Софии, недалеко от аэропорта. Эта станция была открыта в 2015 году. Кстати, несомненное достоинство софийского метро - это то, что оно протянуто вплоть до главного аэровокзала Болгарии.
А на станции метро "Сердика" (введена в строй в 2000 году, станции М1 и М4) можно полюбоваться на археологические раскопки и следы древней Сердики - римского города на месте современной Софии. Внутри станции выставлены экспонаты, найденные во время строительства подземки.
В конце дня я решил съездить на главный болгарский почтамт и купить там несколько марок - попросил один приятель-филателист. На трамвае я доехал до площади Джузеппе Гарибальди. По пути я увидел, как водитель встречного трамвая курит прямо за рулём ))
По пути к главпочтамту я прошёл по улице Алабин, названной в честь Петра Алабина - губернатора Софии с 1877 по 1879 годы и городского головы Самары в 1884-1891 годах, а также по улице Генерал Гурко, которая получила своё имя в честь русского генерала Йосифа Гурко - одного из героев освобождения Болгарии в войне 1877-1878 годов. На улице установлен бюст генерала.
Красивое зданое Центрального почтамта Болгарии:
Увы, филателистический магазин на почтамте закрылся, как и полагается на Балканах, за 10 минут до официального времени окончания работы. Так что ни одной марки мне купить в Болгарии не удалось.
Я вышел из почтамта к Городскому парку (Градска градина), который находится буквально в паре кварталов от почты, рядом с Народным театром и художественной галереей. В парке я увидел торговцев книгами и меня осенило - я ведь собираю роман "Тарас Бульба" на разных языках, у меня уже есть русский, сербский, грузинский и армянский варианты. Я решил поискать великое произведение Гоголя и здесь.
И нашёл! Один из мужчин-продавцов имел в запаснике сборник гоголевских произведений с нужным мне романом, но ему нужно было позвонить другу, чтобы тот минут через 10 принёс книгу. Это мужчина сказал, заглянув на какой-то сайт или документ в телефоне, где было написано, какие книги есть в наличии и какова их стоимость. Я успел заметить, что цена гоголевского тома - 5 левов.
Через 10-15 минут я действительно держал в своих руках книгу, выпущенную в издательстве "Народна младеж" в 1978 году, жаль только, что в мягком переплёте. Я спросил, почём опиум для народа. Продавец сказал мне, что цена - 10 левов. Я тут же заметил, что на сайте было вдвое меньше. Болгарин очень "удивился", зашёл на всё тот же сайт, и, действительно, понял, что наебать туриста не получится я прав. 5 левов (то есть 177 рублей) перекочевали в карман продавцу, а я получил вот такое симпатичное издание Гоголя:
Спасибо за внимание! Продолжение следует!