(отрывок из интервью с Б.К.С. Айенгаром).
- Говорят, в школе Айенгара все, что касается работы с телом, совершенно, но медитация…
- Мой друг! Это все учителя йоги из мягких кресел! Ты видел человека 89 лет как я - активного, ходячего, занимающегося практикой? Они говорят! Найди мне человека 89 лет как я, пусть он приходит, и мы посмотрим, кто просветлен, он или я! Что такое тело? Это оболочка души. Можно ли не обращать внимания на тело? Наука твердит о психосоматической природе тела. Где психо, где сома, ты можешь отличить? Где душа, где тело? Кто может говорить о существовании физического тела? Не бывает физического тела без ума!
- Понимаю. Поэтому вы не учите медиации как отдельной дисциплине?
- Я не учу медитации? Это неправильно! Что такое концентрация? Ведь именно концентрация ведет к медиации, разве нет? Когда ты делаешь асану, ты полностью осознаешь свое тело? А ноготь, край ногтя? Ты знаешь жизнь там? Я тебе могу точно сказать, что я там делаю! Там есть жизнь! Но у многих из вас там вообще нет жизни!
Вот вы думаете… это академический, а не практический подход. Вы думаете, что вы знаете йогу, потому что читали книги. Но я знаю йогу потому, что я ее делаю! Я не завишу от книг! Медитация бывает двух… нет, трех типов. Есть солнце на рассвете. У него нет лучей - но потом они появляются, и период с лучами дольше, чем без лучей. Такие люди, как Рамакришна Парамахамса, Рамана Махариши - их медитация была как встающее солнце. Ваша медитация как закатное солнце. Это значит, что вы темнота, и вы идете в темноту… спать. Это то, чему сейчас учат в медитации. Я преподаю медитацию солнца в середине дня! Лучи сознания должны доставать всюду как солнце прикасается к земле, я хочу, чтобы лучи моего сознания касались каждой части моего тела без изъятий. Это медитация. Нельзя говорить о том, что асана - это не медитация, а те, кто так говорят, не йоги! В этом случае Патанджали написал бы - вот, это физическая йога, а это - нет. У него есть такая цитата?
- Гуруджи, но у Патанджали приводятся ступени йоги…
- Это так просто для удобства сказано! Есть пять оболочек тела, от кожи до души: аннамая-коша, пранамая-коша, маномая-коша, виджнянамая-коша и анандамая-коша. Они все связана, переплетены, неразделимы. Можешь ли ты проделать путь от кожи к душе, от души к коже? Это годы практики! Я практикую. Я хочу, чтобы мое состояние оставалось неименным, даже если я час стою в Ширшасане! С первой секунды и до конца! Люди говорят о физической йоге потому, что они не представляют, о чем говорят. Но для меня - как сохранить позу без волнений, колебаний сознания, без потери внимания - поддерживая тот же дух, то же качество, то же содержание.
- Как это достигается?
- Когда тело сильное, оно под контролем, и сила воли действует на тело. До этого ты раб своего тела. Я хозяин своего тела! Асаны научили меня контролировать тело. А ваша практика как ветер - подул туда, дерево наклонилось туда, подул сюда - сюда. Нужна стабильность!
- В своей книге «Прояснение жизни» вы пишете, что одним из главных открытий стало выравнивание тела…
- Мускулы и суставы - первый уровень. Затем кости и связки, распределение плоти равномерно по кругу вокруг кости и близко к кости - это второй уровень. Третий уровень - это синхронизация движений ума и тела. Четвертый уровень - когда лучи сознания проникают везде равномерно. Так я показываю путь от физического тела к тонкому. А если я скажу тебе, что твое сознание должно быть на уровне тела - что ты поймешь? Поэтому сначала нужно идти от внутренней стороны бедра, внешней стороны, передней и задней, мускулы внутренней стороны икры, внешней стороны икры - как они работают? Та же жизнь, та же ясность? Нужно идти постепенно, шаг за шагом - потом сложить и скоординировать все вместе. Нельзя выбросить тело, нужно, чтобы сознание росло через тело!
- Сколько лет практики для этого нужно?
- Может быть, поколения. В Бхагават-гите сказано: один из миллиона может достичь высшего состояния. Нужно принимать такие вещи: где мы и кто мы, как много мы практиковали?
- Вы считаете, это вопрос нескольких жизней?
- Я думаю так. Поэтому я дошел до этого уровня. Поэтому и вы сможете придти к этому. В следующий раз я буду на Земле и снова будет путаница, но Бог направит меня - поможет и вам! Я не практикую ради освобождения. Я практикую чтобы в следующей жизни Бог дал мне возможность снова что-то сделать для людей.
- Мы очень ценим то, что Вы делаете, Гуруджи, но жаль, что мы не можем быть такими…
- Нет! Я работаю для этого! Я открываю дверь! Предположим, я бы не практиковал - узнал бы я выравнивании? Конечно, нет! Когда ты вытягиваешь палец - ты его выравниваешь? А когда я? Вытяни руку! Что это - вверх-вниз, вверх-вниз? (Айенгар смеется и все подхватывают - взрыв смеха.) А когда я вытягиваю руку - а? Она прямая или тоже вверх-вниз?
- Прямая.
- Я использую тело как фабрику, как лабораторию для ума. Поэтому асаны незаменимы.
- Помогает ли в практике созерцание?
- Созерцание это отражение. Вы не знаете искусства отражения - поэтому не знаете, что такое созерцание. Без отражения нет созерцания.
- Мы пробуем…
- Тогда это не созерцание! (взрыв смеха) Понимаешь? Не используй это слово - просто скажи, мы идем по пути. А созерцание… Ты не можешь созерцать, а я могу - потому что во мне нет колебаний, даже в большом пальце моей ноги! Я могу час стоять на голове не двигая ногой. Мне удалось достичь состояния, в котором я могу диктовать телу, что делать. Если я делаю что-то не так, я могу даже не глядя сказать, в чем ошибка. У меня прямое восприятие и представление о том, что я делаю, когда я это делаю. Когда действие и его отражение едины, это созерцание, теперь понятнее? Я не созерцаю - мне явствует! (смеется)
- Можно более общий вопрос? Вы прожили почти весь 20 век - куда идет наш мир?
- А куда дует ветер, можете сказать?
- Если лизнуть палец…
- А через 50 метров? А потом? Также и жизнь! (смеется опять) Пусть идет - не о чем волноваться! Нам нужно развиваться, становиться сильнее - чтобы мир развивался в соответствии с нашим образом жизни.